Хелла Йонгериус. Hella Jongerius
Голландский дизайнер Хелла Йонгериус (Hella Jongerius) работает на пороге дизайна, ремесла, искусства и техники, обобщая влияние традиционных и современных факторов, высоких и консервативных технологий, промышленного и кустарного производства.
Главный принцип, которому она не изменяет на протяжении всей своей деятельности — каждодневный эксперимент. Дерево, неопрен, полиуретан, керамика, стекло — по воле Хеллы Йонгериус все эти материалы объединяются в самые неожиданные комбинации, её интересует эксперимент как работа с архетипом. Её цель — продукт, получаемый в результате творческого культурологического процесса.
«Я понимаю дизайн, как поиск» Hella Jongerius
Сначала я изучала производство мебели, но потом я поняла, что проектировать мне горазда интереснее, чем реализовывать чужие проекты. Промышленный дизайн для меня идеальная профессия. Это не отвлеченное художественное творчество, а создание предметов, которые можно назвать «художественными», но которые при этом имеют реальную, утилитарную ценность. Это игра на границе искусства и производства – это пинг-понг между головой и руками.
Основная тема моей работы – «высокое ремесло», это смешивание «высокого» и «низкого», традиции с современным языком. Я пытаюсь создать уникальный объект в архетипичной форме с использованием новых технологий и материалов.
В 1993 году Droog выбрал для производства один из моих продуктов – полиуретановый коврик для ванной. А месяц спустя я показала им Soft Vase (ваза из полиуреана), и они тоже восприняли с энтузиазмом этот проект. Можно сказать, что Droog дали мне путёвку мир промышленного дизайна, большинство моих проектов для Droog стали популярны, и мои работы приняли во всём мире.
Сейчас мои работы менее «трезвые», чем в начале карьеры, теперь я могу больше экспериментировать. Это богатая позиция – больше новых материалов, больше цвета, больше свободы, больше наград.
Вообще-то я не очень интересуюсь старыми вещами и историзмом как таковым, но в любом предмете, как архетипе, существует множество культурологических слоёв, и привнесение этих слоёв на современные предметы, исполненные с помощью новых технологий я считаю перспективным методом. На определённом этапе нужно принять решение о форме, соответствующей смыслу и назначению, форму, содержащую всю нежную информацию – это для меня самый трудный этап. Существует много форм, которые уже были неоднократно использованы, поэтому я часто изучаю старые коллекции, чтобы понять истоки предмета. Чем ближе к истоку – тем проще придумать новую форму. Когда изучаешь историю ремесла, видишь предметы, по которым сразу видно, сколько времени потратил мастер, работая над продуктом. В промышленных процессах время – это деньги, и это, соответственно, отражается на качестве продукта.
Я работаю в среднем роде. Конечно, обычно внимание к керамике и текстилю чаще всего расценивается как женское. Но, я стараюсь брать лучшее из лучшего, это такой вид жёсткого реализма. Иногда вещи получаются чувственными и соблазнительными, но концепция всегда строга, продуманна и все решения дисциплинированы. Это какой подход – мужской или женский?
Проект My Soft Office был создан по заказу Музея современного искусства в Нью-Йорке, презентация его состоялась на выставке Workspheres в 2001 году. Задание заключалось в том, чтобы создать дизайн «домашнего офиса». Прежде всего я посмотрела, как мои друзья работают дома – обычно это ноутбук на кухонном столе. Получился некий союз мебели и техники, объединение технологий, которые уже стали привычными для повседневной жизни с домашним пространством. Соответственно было использовано неортодоксальное комбинирование материалов, работа над архетипами систем. Экран монитора и клавиатура настолько прочно вошли в наш быт, что теперь их уже нельзя воспринимать как только «работу», ведь это и хобби, и общение, и вообще «образ общения и сообщения». Компьютер – это гораздо больше, чем страдание в офисе над созданием глупых проектов. Я считаю, что проект Soft Office находится только на первом этапе, я бы хотела добиться большего интегрирования материалов и технологий с объектами.
Хелла Йонгериус родилась в 1963 году, изучала индустриальный дизайн, потом работала в группе Droog Design, участие в которой и принесло ей мировую известность. Следуя общей концепции Droog Design, Хелла трудилась над созданием полиуретановых цветочных ваз, ставших в своё время настоящей сенсацией. В 2000-м Йонгериус оставила группу, чтобы заняться самостоятельным творчеством. Хелла возглавляет собственную студию Jongeriuslab (Лаборатория Йонгериус) в Роттердаме.
Кто-то из критиков сравнил покупку её изделий с походом на лондонский рынок Бороу. Она вновь делает ремесленничество модным. Сочетая современность с традицией, Хелла создаёт предметы обихода и мебель, которые достойны вхождения в мировую культурологическую копилку искусства. Она имитирует вышивку крестом, «расшивает» вазы, к диванам пришивает пуговицы большими небрежными стежками, а к скатертям - тарелки, в одни тарелки укладывает фигурки животных, другие кладёт в печь до образования трещин, имитирующих почтенный возраст.
Создавая объект, Хелла детально изучает его историю, классификацию и символическое значение. Разрабатывая коллекцию для Нюмфенбургской фарфоровой мануфактуры, Хелла Йонгериус нашла в архивах фабрики огромное количество изобразительных мотивов, цветочных узоров и пигментов и поместила старинный дизайн известной мануфактуры в новый контекст.
Как говорит о Хелле Йонгериус её соотечественник, дизайнер Юрген Бей (Jurgen Bay): «Есть такой в Голландии потрясающий дизайнер - Хелла Йонгериус. Она как раз умеет свои тонкие, нежные, остроумные вещи доводить до массового производства. Она производителя так измучивает по каждой мелочи, что получается всё как надо».
Трепетное отношение Хеллы Йонгериус к вещам и традиции отразилось и в созданном ею проекте «идеальный дом», представленном на кёльнской выставке IMM Cologne в 2005 году. Недостроенный, заключённый в леса, дом напоминал архив. Блошиный рынок соседствовал с фамильными ценностями, работы других дизайнеров - с её собственными, произведения искусства - с кухонными принадлежностями, но всё - через перегородку. И внутри каждого сектора - полнейшая гармония, каждый оформлен в своём стиле, каждый раз - в новом. Единым остаётся красный цвет, в оттенках которого зрителю предлагается найти своё видение того или иного раздела архива.
Поиски Хеллы Йонгериус продолжаются: для знаменитой компании Vitra она разработала дизайн кресла Worker и софы Polder, отмеченных жюри журнала Wallpaper, назвавшего Йонгериус лучшим мебельным дизайнером года. Коренастое приземистое кресло Worker на первый взгляд производит впечатление hand made продукта. Однако множество продуманных оригинальных деталей и своеобразное текстильное оформление отличают это кресло от простого ремесленнического продукта и делают его произведением современного дизайна.
С максимальной тщательностью проработана и каждая деталь софы Polder, представляющей собой сочетание объёмов простых геометрических форм, расшитых пуговицами разных оттенков, словно вытащенными из бабушкиного сундука, и материалов (рог, бамбук и перламутр).
Звание «Дизайнер года» - не первый почётный титул Хеллы Йонгериус. Она - лауреат множества почётных конкурсов, «Дизайнер года» на Salon du Meuble-2004 во Франции.
Официальный сайт Hella Jongerius:
Добавить комментарий