Обзор архитектуры Древней Индии

Древнейшая Индия нам чрезвычайно мало знакома. В противоположность еще недавно господствовавшей в науке точке зрения, что индийская культура весьма недавнего происхождения (какие-нибудь 1000 л до н. э.), сейчас приходится констатировать наличие высокоразвитой цивилизации в долине Инда, восходящей к четвертому тысячелетию до н. э. Имело ли это место в других частях полуострова — неизвестно. Неизвестно также, существовал ли какой-нибудь определенный переход от данной культуры к более поздней, или между ними лежит разрыв — политическая и культурная катастрофа. Но уже сейчас устанавливается наличие многих общих элементов в обоих периодах.

Древнейшие памятники исторической Индии датируются IV столетием до н. э. Лишь в это время архитектурные конструкции были перенесены из дерева в камень,— вот почему даже и в последующие эпохи, до определенного момента, когда камень как строительный материал берет верх, количество памятников не столь велико.

В истории искусства Индии мы имеем три основных периода. Во-первых, период империи Маурья, большой централизованной восточной деспотии. Затем — эпоху Гупта, время большой феодальной монархии, и, наконец, период небольших национальных государств. Все три периода не переходят непосредственно один в другой, а временные промежутки между ними следует рассматривать как подготовительные.

Период Маурья — это время, когда удается под единой властью объединить почти все территории полуострова (конец IV — начало III вв. до н. э.). Буддизм, выгодный торговым слоям города, становится государственной религией. В это время создаются те архитектурные формы, которые, видоизменяясь, найдут себе применение впоследствии. Это, во-первых, ступа — положенное на циркульное основание полусферическое тело, увенчанное небольшим, прикрытым находящимися на шпиле зонтами павильоном, где помещается реликварий. Ступа охвачен концентрическим забором с четырьмя входами, ориентированными по странам света. Знамениты ступа в Санчи (III — I вв. до н. э.) и в Бархуте (IV — III вв. до н. э.). (Теперь все сохранившееся от оград ступа в Бархуте находится в Калькутском музее).

Другой архитектурной формой является чайтья — здание продолговатой формы, с закругляющейся противоположной от входа стороной (меньшей), перекрытое килевидной двускатной крышей. Внутри абсидального закругления чайтья помещается ступа, впоследствии — статуя Будды. Очень известны чайтья в Карли (I в. до н. э.), в Бхадже II в. до н. э.), в Бедсе (II в. до н. э.). Но все эти памятники дают образцы скальной архитектуры, являясь как бы повторениями в массиве скалы свободно стоящих строений, тогда как последние не сохранились.

Наконец, рядом с этим существуют кельи и монастыри — вихары исанхарамы, в которых кельи располагаются покоем со входами внутрь помещенного в середине двора. Значительную роль играет колонна, часто со сферической кампанулообразной капителью, аналогичной базой и в большинстве случаев шестигранным стволом. Существует определенная зависимость между данными архитектурными элементами и близкими им в ахеменидском искусстве. Жилища этого времени (да и последующих периодов тоже) нам известны лишь по воспроизведениям на рельефах. Мы должны характеризовать эту архитектуру как феодальную, так как типичной чертой феодального общества является проведение господствующей идеологии через культовый аппарат и все его проявления и использование искусства с этой целью: в Индии данного времени, как и потом, некультового искусства мы почти не находим.

Между временем Маурья и эпохой Гупта лежит период (I—III вв. н. э.), история которого нам весьма мало знакома. Индия, главным образом ее север-запад, в эти столетия испытывает нашествие ряда племен, еще недавно находившихся в состоянии родового строя. Одному из таких племен — кушанам — удается создать большое государство, в состав которого входили север Индии, территория современного Афганистана и части Центральной Азии.

Через посредство империи кушанов в Индию проникают эллинистические элементы, которые в области архитектуры обнаруживаются в наличии греко-римской профилировки, в декоративных деталях, в применении античных ордеров. Максимальное воздействие эллинистического Востока ощущается в Гандхарском искусстве (Гандхара — северо-западная Индия), но в основное русло развития индийского зодчества мало что попадает в результате этого процесса, а попадающее очень скоро исчезает. В начале IV в. династии Гупта удается, путем объединения севера страны и многих областей центральной Индии, образовать новое большое государство.

Представляя собой феодальную монархию, империя Гупта опиралась, однако, в значительной степени на торговые слои. Это блестящий период в истории страны, период расцвета придворной поэзии и эпоса в частности, время процветания изобразительных искусств и театра. При Гупта рядом с буддизмом мы находим брахманизм, который к концу периода и в последующие века все сильнее и сильнее вытесняет религию Будды.

Типы культовых зданий остаются теми же, но претерпевают некоторые видоизменения. Так, у ступа тело постепенно начинает вытягиваться и принимает форму цилиндра, увенчанного сферическим сегментом, заборы исчезают, заменяясь высокой платформой, имеющей лестницы, ориентированные по четырем координатам. Самое тело стула покрыто орнаментальными рельефами. Примером такого памятника может служить ступа Дхамек в Сарнатхе (VI в. н. э.).

Внутреннее устройство чайтья и вихара остается тем же, но сильно развивается декорация здания. Перегруженность архитектурно-орнаментальными мотивами, использование с декорационными целями элементов, которые утратили конструктивное значение (столб, ферма), типично для эпохи. Фасад обычно тонет в скульптурных нагромождениях. Знамениты чайтья и вихары Аджанты (V — VI вв. н. э.), в которых это особенно ярко наблюдается.

Еще в период Гупта формируются типы брахманистских храмов; строго говоря, их два: шикхара — северный тип, и вимана — южный. В храмах обоих типов здание делится на три части: мантапам — крутую галерею, антарала — открывающийся за ней притвор и гарбха-гриха— самый храм. Гарбха-гриха увенчана перекрытием: на севере — высокого башнеобразного типа с выпуклыми ребрами, называемым шикхара; на юге — идущим уступами вимана (от этих частей и типы храмов получили свое название).

Империя Гупта получает гибельный удар от нашествия белых гуннов эфталитов и хотя продолжает еще некоторое время существовать в сильно урезанном виде, однако ведет довольно жалкое существование. Скоро вся Индия распадается на небольшие государства. Усиливаются феодальные элементы. Создается обособленность отдельных частей страны. Буддизм постепенно исчезает: к XI в. его уже больше нет в исконных местностях. Основной религией является брахманизм, главным образом в двух своих аспектах — вишнуизме и шиваизме.

Типы шикхара и вимана, оформившиеся в предшествующую эпоху, продолжают развиваться. Примером первого типа храмов являются храм Лингараджа а Бхуванешваре (около 1000 г. н. э.) и храм Кандарья Махадева в Каджурахо (около 1000 г. н. э.); примером второго типа — храмы Мамалапурам (VII в. н. э.), целиком высеченные из массы скалы. Постепенно намечается тенденция роста шикхара и вимана, покрывающихся многочисленными скульптурами. Таков плохо сохранившийся знаменитый храм Сурья в Конарке (или Конараке) (XIII в. н. э.), где «барочный» стиль его декоративной пластики сочетается с той «неустойчивостью», которую зданию придают имееющиеся у его фундамента колеса, заставляющие воспринимать все строение как колесницу божества.

Уже в XI — XII вв. н. э. появляется гопурам — четырехгранная башня со слегка вогнутыми ребрами, служащая входным помещением в храмовый комплекс, так как храм постепенно из единого здания превращается в ряд строений, охваченных оградой, в нескольких местах прерывающейся гопурам.

Мантапам превращается в большую крутую галерею, находящуюся непосредственно около входа, а иногда даже выносимую за ограду. Размеры храмов увеличиваются; по занимаемой площади они готовы конкурировать с египетскими эпохи Рамсесидов. Гопурам обильно покрыт скульптурой. Храмами такого типа являются храмы в Мадуре (XVII в.), Шрирангаме (XVII в.) и Тируваннамалайе (XIV в.). Этим фактически оканчивается развитие индийских культовых зданий, которые продолжают и до настоящего времени возводиться в только что описанном типе.

Характерной чертой индийской архитектуры является ее удивительно безразличное отношение к материалу. Индийского мастера интересует лишь преследуемая им цель; поэтому, не считаясь с формами, созданными в дереве, он переносит их в камень; глину свободно заменяет бронзой и камнем. Все его творчество направлено к осуществлению намеченного, а таковым является создание оболочки для культового действия, ибо все в жизни феодальной Индии было связано с религией.

Многое нам далеко не ясно в индийской архитектуре, пока целиком не прочитаны и не прокомментированы индийские строительные трактаты — Шильпашастра, которые дадут, без сомнения, обильный материал по индийскому зодчеству. В Шильпашастра с мельчайшими подробностями изложены все правила, которыми должен руководиться строитель, причем ни одно из этих правил не может быть объяснено некультовыми соображениями. Все индийское зодчество чрезвычайно типично для породившего его феодального общества.

А. С. Стрелков 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)