История мировой архитектуры

Древний Египет. Архитектура и искусство

Древний Египет. Архитектура и искусство

Архитектура Древнего Египта – самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. То, что обычно принимают за каноничность, на самом деле – спокойная уверенность в близости Вечности. Европейцу, воспитанному на классике античного искусства, довольно сложно назвать стиль даже самых прекрасных произведений египетского искусства стилем Классицизма. Это справедливо, хотя «египетский стиль» имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность.

Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV

Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV

Большой стиль – (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) – художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия. Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти (Людовик XIV.), национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand». Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... Эстетические идеалы Большого стиля. Основные принципы стиля. Проявление «Большого стиля» в декоре.

Обзор архитектуры Древней Индии

Древнейшие памятники исторической Индии датируются IV столетием до н. э. Лишь в это время архитектурные конструкции были перенесены из дерева в камень,— вот почему даже и в последующие эпохи, до определенного момента, когда камень как строительный материал берет верх, количество памятников не столь велико. В истории искусства Индии мы имеем три основных периода. Во-первых, период империи Маурья, большой централизованной восточной деспотии. Затем — эпоху Гупта, время большой феодальной монархии, и, наконец, период небольших национальных государств. Все три периода не переходят непосредственно один в другой, а временные промежутки между ними следует рассматривать как подготовительные. 

Инженерные и крепостные сооружения Древнего Египта

Несколько крепостей сохранилось до сих пор: Семнех, двойная крепостная стена в Абидосе; памятник в Мединет-Абу воспроизводит формы крепостных ворот. Вообще египетские крепости строились из глины, причем для рассеяния силы ударов вражеских таранов в массив стены закладывали бревна. Куртины стен укреплялись квадратными башнями; как видно из плана, вход представляет собой проход со многими коленами, устроенными с той целью, чтобы затруднить врагу доступ внутрь крепости......Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Искусство и общественный строй Древнего Египта

Долго считалось, что развитие египетского искусства шло из Нубии в Нижний Египет. Точкой отправления считали пещерные храмы Эфиопии. Эта теория происходила из неправильной датировки памятников, вполне простительной в то время, когда еще не были дешифрированы иероглифы, познакомившие нас с хронологией. В действительности египетское искусство, по-видимому, зародилось в дельте Нила. Первые известные нам памятники группируются близ Мемфиса, и первый период расцвета относится к IV и V династиям. Этим временем датируются пирамиды в Гизехе и Саккара и храм Сфинкса. К XII династии относятся пещерные гробницы, высеченные в скалах Бени-Гассана, основание религиозных памятников в Фивах и, наконец, та благородная скульптура, характерные черты которой воплощены в Луврском сфинксе.....Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Конструктивные приёмы в архитектуре Передней Азии

От Персидского залива до истоков Тигра господствовала архитектура, которая в каждой отдельной местности дает лишь незначительные варианты, в зависимости от локальных условий. В то время как Ассирия, хотя и в небольшом количестве, обладала древесными ресурсами и имела хотя бы незначительные каменоломни, юг был лишен и камня и дерева. Тем ценнее для вавилонян как строительный материал была глина, и необходимость привела их к созданию, путем применения обжига, материала, обладающего свойствами камня. Главные конструктивные приёмы в архитектуре Месопотамиии и Ассирии. Конструкция из глины: Способы применения глины без обжига. Применение обожженного кирпича и растворов. Основные виды конструкций из глины: Фундаменты. Стены. Своды. Применение дерева и камня. Подробности применения камня твердых пород и гигантских монолитов. Галереи в Хорсабаде. Статуи из Телло. Городища Карса, Ура, Калаха и Телло. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Формы и пропорции в архитектуре Передней Азии

Глина, материал лепщиков, позволяет создавать любые формы, но если она не подвергнута обжигу, созданное быстро разрушается. Обжиг стоил дорого по причине нехватки топлива. Пластика принуждена была пользоваться эффектами масс, не прибегая к детализированному рельефу. В Ассирии стена не несла украшений, которые можно было бы назвать выкружкой; распушка, столь распространенная в Египте, здесь тоже отсутствует. В ассирийской архитектуре почти бесцельно проверять законы пропорций и модульных отношений: мы уже видели, что они вытекают, как неизбежный результат, из факта употребления в качестве строительного материала кирпичей. Длина зал и толщина стен зависят от размеров кирпича, который является для них мерой или модулем... Формы и пропорции в архитектуре Месопотамиии и Ассирии: Стены. Своды и опора. Колонна. Декоративная облицовка, штукатурка, роспись. Пластика. Пропорции. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Архитектурные памятники Месопотамии и Ассирии

Архитектурные памятники Месопотамии и Ассирии: Гигантские башни — зиккураты, которые были главными архитектурными памятниками Вавилона, были одновременно и храмами и обсерваториями: обе идеи — научная и религиозная — сливались в стране, где религия была культом небесных светил. Рельефы сохранили изображения этих башен. Геродот и Страбон дают нам описания, а обсерватория в Хорсабаде позволяет судить о деталях.... Храмы. Гробницы. Зиккураты. Жилой дом. Дворец. Общее расположение. Подробности распределения помещения и их внутреннее устройство. Внешний вид. Павильоны. Город. Укрепления. Хорсабадский дворец. Городища Карса, Ура, Калаха и Телло. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Искусство и социальная среда Передней Азии

Искусство Месопотамии так же старо, как и египетское. Оно создано народностями Шумера, пытливый ум которых изобрел астрономию. Насколько позволяют установить развалины Телло, уже за тридцать веков до н. э. была установлена система кирпичных конструкций, и декоративная пластика достигла высокого качества. Архитектура была делом столь почетным, что самое древнее из известных нам месопотамских пластических изображений царя показывает монарха в виде архитектора, на коленях которого лежит план крепости и измерительный инструмент, служивший для начертания плана. К несчастию, малое количество развалин датируется этим ранним периодом. Телло, остатки строений в Мохейре и в Варке — вот все, что дошло до нас от шумерийского периода. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Обзор архитектуры Месопотамии и Ассирии

В архитектуре Передней Азии мы различаем три периода. Первый период — время небольших теократических монархий (до середины третьего тысячелетия до н. э.). Второй — эпоха Вавилона, большой абсолютной монархии (с 2150 до приблизительно 1000 г. до н. э.). Третий — период преобладания Ассирии, огромного военно-аристократического государства (1000 — 600 гг. до н. э.) и время нововавилонской империи, в которой, по-видимому, при наличии организованной военной аристократии, сильны были городские торговые слои (600— 538 гг. до н. э.). Каждый из указанных периодов представляет собой лишь последующую фазу предшествующего. На юге и в центре страны с древнейших времен выступают все и впоследствии встречающиеся строительные материалы — кирпич-сырец, кирпич обожженный и дерево, а на севере — в Ассирии — к ним присоединяется еще камень. Еще в четвертом тысячелетии практикуется, как нам доказывает надпись царя Урнины, привоз материала (камень и, главным образом, дерево) из далеких местностей. Этот привоз наблюдается и впоследствии, когда он начинает принимать поистине грандиозные размеры (постройки ассирийских дворцов и Нового Вавилона). 

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Персии

В Египте и Месопотамии начинаются те два русла, по которым в двух противоположных направлениях идет движение идей и влияний, — на Дальний Восток и на запад, в Европу. Историк искусства должен сперва спуститься по одному руслу, затем — по другому. Мы прежде направимся восточным руслом, которое идет из Египта и Ассирии в Персию, а оттуда, через страны древнейших культур — Индию и Китай, достигает Дальнего Востока. Персия — первая из стран Востока, испытывающая воздействие культур Египта и Ассирии. Персия представляет собою ряд глинистых плоскогорий, расположенных уступами и опирающихся на цепи голых гор. Полное отсутствие лесной растительности, наличие лишь камня и глины делает последнюю, как и в Месопотамии, основным строительным материалом. Здесь, как и в Месопотамии, защита от зноя являлась основной задачей строителя. Что касается требований, которые предъявлялись к архитектуре, то они те же, что и во всех других восточных деспотиях: грандиозность зданий должна была отражать блеск царского величия.

Формы и пропорции в архитектуре Древней Персии

По сути говоря, персидская архитектура заимствует свои конструктивные методы из Египта и Ассирии. То же примерно можно сказать и о декоративных мотивах, усвоенных либо прямо из Египта, либо через посредство Ассирии. Сравнение массивных египетских конструкций со стройными персидскими колоннадами наглядно показывает то различие, которое создается при одних и тех же данных в зависимости от идеи, положенной в основу замысла. Сперва мы опишем убранство зданий в ахеменидский период, чтобы затем указать на те изменения, которые произошли в парфянскую и сасанидскую эпохи.

Архитектурные памятники Древней Персии

Дворцы и крепости являются у персов, так же как и в Ассирии, основными памятниками архитектуры; культовое искусство в военной азиатской монархии далеко не занимает того положения, которое ему было отведено в египетской теократии. Из культовых памятников времени ахеменидов до нас дошли алтари, высеченные из скалы в Персеполе, и святилища огня, существование которых, считавшееся долго сомнительным, окончательно доказано Дьелафуа. На рисунке 93 дается план одного из этих храмов. Различима целла, в которой находится алтарь F, окруженная двойными стенами, защищающими святилище от возможной профанации.

Искусство и социальная среда Древней Персии

Характер архитектуры находится в теснейшей зависимости от условий, в которые поставлены рабочие, от их социального положения и от способа их вознаграждения. Высокое проявление мастерства предполагает известное личное достоинство, не­свойственное рабу и чернорабочему. Разумное и систематическое применение методов, просто и точно выполненная работа свидетельствуют о вознаграждаемости, заинтересовывающей рабочего в его труде.

Обзор архитектуры Древней Персии

При рассмотрении архитектуры Персии обычно в обзор персидского зодчества включается и мусульманский период, иными словами, время после арабского завоевания, принесшего ислам. Здесь же мы рассматриваем архитектуру Персии лишь до падения империи сасанидов, т. е. до 636 г. н. э. Данный раздел правильнее поэтому назвать Древней Персией. Рассматриваемое время делится на три периода: первый — время ахеменидов, эпоха огромной мировой империи (550 —331 гг. до н. э.), второй — парфянский период, эпоха парфянской феодальной монархии (323 г. до н. э.—226 г. н. э.) и, наконец, третий — сасанидский период, время большого феодального государства сасанидов (226 — 636 г. н.э.).  

Архитектура жилища в Древнем Египте

План египетского дома подобен плану всякого жилища азиатского типа: это — замкнутое помещение, с фасадом без окон, освещаемое только со стороны внутреннего двора; на крыше устроена терраса, где обитатели дома ночуют в жаркое время. В древних египетских городах дома строились на старых фундаментах, и уровень земли неуклонно повышался; благодаря этому городские постройки были расположены как бы на площадках, возвышавшихся над затопляемой Нилом местностью.....Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Пирамиды и гробницы Древнего Египта

Пирамиды и гробницы Древнего Египта: Гробница в форме жилища. Мастабы. Пирамида (Гиза). Пирамида с ломаным профилем (Дашур). Ступенчатая пирамида (Саккара). Методы стройки пирамид. Последовательная кладка. Различное назначение пирамид. Подземные гробницы. Постепенное расширение подземных гробниц. Пещерные гробницы Бени-Гассана. Пирамида Хеопса. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Храмы Древнего Египта

Храмы Древнего Египта: Планы храмов. Святилище. Гипостилъный зал. Передний двор и пилон. Последовательное расширение плана храмов. Перспективный план и общее расположение Карнака. Постройки, связанные с храмом. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака. Храм Сфинкса. Храм Дендера. Мединет-Абу. Южный Храм в Фивах. Луксорский храм. Храм в Эдфу. Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле. Храм Сети в Абидосе. Дейр-эль-Бахри. Элефантинский храм. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Конструкции с крышами на аркадах. Формы аркад: Стрельчатая арка. Подковообразная арка. Килевидная арка. Трехлопастная арка. Система аркад: Многоярусные и переплетающиеся арки. Арки с ажурными тимпанами. Типы аркад в различных школах мусульманского искусства. Деревянные перекрытия: Террасы и крыши. Земляные сооружения с деревянным каркасом. Деревянные купола. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Сводчатые сооружения

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Сводчатые сооружения. Своды  на нервюрах. Крестовые  своды. Иран — край, совершенно лишенный лесной растительности — является классической страной сводов, возводившихся без  кружал.  Мы  уже описывали  цилиндрические своды из кирпича или из каменных плит, возведенные последовательными вертикальными слоями, что позволяло обходиться без вспомогательных кружал. Таковы цилиндрические своды средневекового Ирана и, можно сказать, всего мусульманского Востока. Кладка радиальными рядами, требующая кружал, применялась лишь для отдельных арок или для верхних частей цилиндрических сводов....Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Купола

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Купола. Главные типы куполов, обычно применявшихся в мусульманской архитектуре. Различные  формы  скуфьи: Нормальный тип. Конический купол. Ячеистый купол. Луковичный купол. Детали парусов: Купола на конических парусах. Своды на ячеистых парусах. Сталактитовые своды. Хронология куполов. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Системы уравновешивания

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Системы уравновешивания. Выносные пяты. Скрепления. Система распределения опор. За исключением готики, ни одна архитектура не дает тако­го глубокого анализа распора в сводчатой конструкции и не находит более остроумных и изящных способов для борьбы с ним. Это уже совсем не то, что мы видели в римских постройках на растворе: там — инертная масса, оказывающая противодействие, здесь — живой и работающий организм....Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Формы и пропорции в мусульманской архитектуре

Формы и пропорции в мусульманской архитектуре

Формы и пропорции в мусульманской архитектуре: Главные части зданий с декоративной точки зрения: Колонна и арка. Проемы для окон и дверей. Плотничьи и столярные работы. Декоративные рельефы и окраска: Арабески. Цветная декорация. Первые фаянсовые панно. Рисунок и пропорции: Рисунок арабесок. Контуры элементов декоративных панно. Рисунок сталактитов. Профилирование и пропорции арок. Геометрическая закономерность планировки здании. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Памятники мусульманской архитектуры

Памятники мусульманской архитектуры: Мечети. Планы и разрезы мусульманских базилик. Сводчатая мечеть. Тюрбе. Принадлежности культа и подсобные здания при  мечетях. Минареты. Мусульманские жилые дома. Странноприимные учреждения. Бани. Базары. Мосты. Фортификационные сооружения. Архитектурные объекты: Мечеть Амру в Каире. Мечеть Ибн-Тулуна в Каире. Мечеть Мекки. Мечеть в Дамасске. Мечеть  Эль-Акса в Иерусалиме. Мечеть в Амру. Кордовская мечеть. Мечеть Хассана в Каире. Мечеть Шах-Аббаса в Исфахане. Голубая мечеть в Тавризе. Мечеть Султаниэ. Мечеть Каитбея. Дворец Аммана в Сирии. Альгамбра в Севилье. Мост около Тавриза. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Общий обзор мусульманской архитектуры

Основы иранской архитектуры, воспринятые строителями древнейших мечетей, были заложены в Сирии в период сасанидов: с VIII по XIII в. мечети строятся по принципу сирийских сооружений и представляют собой здания, крытые террасами на арках, по своему типу восходящие к римской эпохе; традиция эта сохранилась вплоть до нашего времени в домах Бейрута, Мерсины и окрестностей Иерусалима. Сирийская провинция, которая являлась одним из первых политических центров ислама, была одновременно и первым центром создания мусульманской архитектуры. Тип мечети на арках перешел из Сирии в Египет, а из Египта в Испанию. Только в XIV в. мечеть с террасами начинает вытесняться сводчатой мечетью. И это изменение, введенное в Египте халифом Хассаном, появилось в результате заимствований из Ирана: мечеть Хассана, гробницы Каитбея — выражение в камне того иранского типа, от которого произошла мечеть Султаниэ. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта

Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта: С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Глина позволяет возводить прочные своды без сложных лесов и кружал. Камнем пользуются для вертикальных частей здания (стен и столбов), поддерживающих плафон из больших плит. Храм строится, как дольмен. Ни изысканной конструкции, ни беспокойных форм: горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Глухая масса редкими и скупыми членениями господствует над пролетами. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности. Строительные материалы. Стены. Своды без кружал: Купола. Коробовые своды. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Деревянные конструкции в архитектуре Египта

В Египте мало строевого леса, и он плохого качества, но все же дерево играет известную роль в архитектуре. Оно применяется в глиняных стенах крепостных сооружений, как например в Семнехе, где в массивы стен, состоящих из глины, заложены для прочности деревянные связи, которые служат также для распределения силы ударов тарана на большую поверхность. В обыкновенных жилищах кровля делалась, как и теперь, в виде настила, лежащего на пальмовых стволах. Вследствие малой упругости этого дерева пролеты между стенами были не более 2—3 м, причем настил делался из стволов, положенных вплотную. Иногда для предупреждения прогиба настилу давали сводчатую форму, при которой круглые брусья, опираясь один на другой, служили для взаимной поддержки... Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Египта

Общие приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта: Материалы. Обтеска и укладка камней. Способы скрепления камней. Детали кладки стен и массивов зданий. Кладка правильными рядами. Кладка без перевязи постели. Кладка с последовательным рядом облицовок. Архитравы, ложные своды и древнейшие формы клинчатого свода. Детали конструкций: Обработка камней твердых пород. Передвижение и подъем камней. Устройство и установка обелисков. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храм Сфинкса. Карнакский храм. Мединет-Абу. Абидос. Дейр-эль-Бахри. Пирамида Хеопса. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

Архитектурные формы Древнего Египта

Архитектурные формы Древнего Египта: Настенные декорации: Глиняные стены. Стены из тесаного камня. Египетские колоннады: Столбы  и  колонны,  подражающие  формам деревянной конструкции. Лотосообразные гаторические колонны. Общая форма колонн. Детали колонн:  База, ствол. Капитель. Антаблемент. Металлические украшения. Разработка профиля карнизов и орнамент. Декоративная скульптура: Круглая скульптура. Рельеф. Стенная роспись. Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Крепость Семнех. Храм Сфинкса. Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Пещерные гробницы Бени-Гассана. Гробница Ти. Храмовый комплекс в Карнаке. Статуя Хефрена. Большой сфинкс в Гизехе (Гизе). Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Египта

Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Древнего Египта: Арифметические отношения. Применение простых отношений в египетских памятниках (пример - чертёж Элефантинского храма). Соотношения   отдельных   частей здания. Геометрические отношения. Согласование арифметического и графического методов. Практическое значение метода. Симметрия. Ритмическое повторение. Оптические иллюзии. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Страницы