Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Конструкции с крышами на аркадах. Формы аркад: Стрельчатая арка. Подковообразная арка. Килевидная арка. Трехлопастная арка. Система аркад: Многоярусные и переплетающиеся арки. Арки с ажурными тимпанами. Типы аркад в различных школах мусульманского искусства. Деревянные перекрытия: Террасы и крыши. Земляные сооружения с деревянным каркасом. Деревянные купола. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture 

В начале своего развития мусульманская архитектура воспринимала местные доисламские традиции зодчества. В Иране в основу раннемусульманской архитектуры были положены сасанидские традиции, в Сирии и Малой Азии — элементы византийской архитектуры, в Египте — коптской.

Мусульманское искусство, зародившееся в VII в., появляется в то время, когда школы византийской архитектуры уже вполне сложились; под их влияние оно и подпадает. Но в странах, в которых оно зарождается, византийское искусство еще не пустило глубоких корней. Вместо того чтобы воспринять византийские методы, мусульманское искусство обращается к тому источнику, из которого они произошли, и вдохновляясь принципами, господствовавшими в константинопольской архитектуре, приходит к комбинациям и формам, совершенно чуждым империи греков.

В течение VII и VIII вв. центрами мусульманской архитектуры были Дамаск и Каир. К IX в. центр этот перемещается в Багдад, а затем в Кордову.

Первые шаги мусульманского искусства можно проследить в Сирии. Ко времени завоевания ее там была господствующим типом сооружения терраса (плоская крыша) на аркадах, которая и поныне еще сохранилась в Дамаске и отличается от античной системы Хаурана (область к востоку от р. Иордана) только тем, что каменная крыша заменена деревянным настилом. К этой системе, иранской по своему происхождению, относятся памятники первых веков исламизма; сводчатая мечеть появляется позднее и знаменует в истории мусульманской архитектуры второй период иранского влияния.

 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

КОНСТРУКЦИЯ С КРЫШАМИ НА АРКАДАХ

Представим себе аркады, поставленные параллельными рядами, а на аркадах — террасы или крыши с небольшим уклоном: таковы были первые мечети Египта, Сирии и Испании. Иранцы, строившие почти исключительно из кирпича, никогда не вводили в практику аркады на колоннах, — у них аркада покоится на квадратных каменных столбах; наоборот, арабская аркада почти всегда опирается на колонны.

Формы аркад

Независимо от полуциркульной арки, мусульмане часто употребляют подковообразную арку (рис. 60, В), очень редко встречающуюся в византийской архитектуре, а также стрельчатую арку (А), совершенно чуждую Византии.

Стрельчатая арка — Стрельчатая арка, которую мы встречали в сасанидском Иране, — обычная форма арабской арки.

В отношении распора применение этой формы знаменовало бы действительный прогресс, если бы арабы не ослабили ее преимуществ неудачным расположением швов кладки, линии которых все сходятся в одном  центре (А).   Отметим, впрочем, что эта ошибка никогда не встречается в сводах из тесаного камня, где она повлекла бы за собой осложнения в отеске. И наоборот, она облегчает кладку кирпичных сводов, позволяя регулировать наклон рядов кладки при помощи простого шнура, укрепленного в точке А.

Подковообразная арка — Конструкция подковообразной арки имеет подобную же особенность: линии швов кладки сходятся в центре В, который не совпадает с центром кривизны.

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах
Рис. 60
Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах
Рис. 61

Подковообразную арку мы встречали в сассанидских конструкциях Ктезифона. Там же следует искать и ее зарождение.

Опоры арки (рис. 61, М) имеют на уровне ее пят уступ R для установки кружал. По окончании работ каменщиков внутренняя поверхность арки покрывалась штукатуркой. Естественно было воспользоваться этой штукатуркой для обработки уступа в виде ската, составляющего продолжение внутренней поверхности арки. Эта форма перехода и породила очертание арки в виде подковы, причем у арабов это очертание пережило самый строительный прием.

Трехлопастная арка — Происхождение трехлопастной арки (рис. 61, N) объясняется соображениями того же порядка. В стране, где леса редки, кружало используется только для верхней части арки, причем оно устанавливается на консолях S, выступающих на внутренней поверхности арки. По окончании работ консоли не уничтожаются, а сохраняются и обрабатываются штукатуркой; подобная обработка сама по себе придает внутренней поверхности арки трехлопастную форму, столь характерную для арабского искусства.

Килевидная арка  — поздний вариант, заимствованный, без сомнения, из Индии. Совершенно необъяснимая в арабской постройке из кирпича, килевидная арка была уместна в такой архитектуре, как индийская, которая пользуется напуском рядов каменной кладки. Применение ее в последний период арабского искусства является неоправданным подражанием и одной из конструктивных ошибок, характерных для эпохи упадка.

Система аркад

Многоярусные и переплетающиеся арки — Мы подходим к странному на первый взгляд расположению арок, то поднимающихся ярусами, то переплетающихся между собой, как это изображено на рис. 62. Такое расположение исходит из необходимости достигнуть значительной высоты аркады при колоннах малого размера.

В Кордове на первый ярус колонн попросту поставили второй ярус столбов (чертеж А) или колонн (чертеж В). Но такую надстройку можно было возвести только за счет уменьшения устойчивости; чтобы избежать при этой конструкции возможных искривлений, стали прибегать к промежуточным аркам. Происхождение двойного ряда арок, указанных на чертеже А, объясняется именно этим обстоятельством.

Затем, когда принцип уже был установлен, естественно возникала мысль соединять попарно составные подпорки при посредстве переплетающихся арок; отсюда получился вариант В (переплетающиеся арки обозначены на рисунке пунктиром). Этот новый способ имел то преимущество, что обеспечивал большую жесткость конструкции и во всех отношениях был рационален.

Если вырезать фестонами переплетающиеся арки, получатся поразительные по своему эффекту аркады Кордовской мечети со всеми их деталями. Фестоны (рис. 63, С) могут быть получены при посредстве выступов кирпичной кладки, обработанных штукатуркой.

Арки с ажурными тимпанами. — Такого рода арки без тимпанов, действительно, подвержены опасности деформации. Чтобы сделать более устойчивыми арки в их верхней части и в то же время использовать их для несения крыши, в Альгамбре (рис. 63, М) возвели над ними тимпаны из кирпичей в виде решетки, ячейки которой заполнены декоративными панно.

Типы аркад в различных школах мусульманского искусства

Все эти различные типы аркад четко классифицируются по школам. Иранская аркада почти всегда имеет профиль стрельчатой формы. Аркада Сирии, Египта и Испании сохраняет до IX в. полуциркульное или подковообразное очертание; стрельчатый свод едва намечается в так называемой мечети Амру, где вершина арок имеет чуть заметный перелом; в Египте стрельчатый свод начинает преобладать только со времени мечети Ибн-Тулун (конец IX в.).

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах
Рис. 62
Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах
Рис. 63  

Испанская школа почти полностью отказывается от стрельчатой арки. Зато ей свойственны переплетающиеся арки, изображенные на рис 62, В, которые типичны для Кордовы, и ажурные тимпаны Альгамбры (рис. 63, М). Трехлопастные арки обыкновенно встречаются только в Испании и в странах африканского побережья, граничащих с Испанией, — в Марокко и Алжире.

 

Деревянные перекрытия

Террасы и крыши — По своей конструкции террасы пред­ставляют обыкновенный брусчатый настил, поддерживающий посредством досчатого настила слой глины, который служит защитой от зноя и дождя. Крыши со скатами составляют исключение и бывают двух типов: архаического типа фермы, где ригель несущий, и римского, где ригель служит затяжкой.

К первой системе, в которой отразилась древнейшая традиция, принадлежат крыши, перекрывающие улицы Дамаска (рис. 64, А). Остатки первоначального перекрытия мечети в Кордове указывают на существование ферм с затяжками; фермы больших арабских сооружений, вероятно, мало отличались от тех, которые нам придется описывать, когда мы будем говорить о церквах Сицилии, представляющие собой смешение арабской, латинской и византийской архитектур.

Для потолочных балок и для настила террас не было иного материала, кроме стволов пальм; но пальмовое дерево — худшее из всех сортов, и поэтому, не полагаясь на его   собственную   прочность,   пальмовые   стволы   укладывали между двумя поставленными ребром толстыми досками (рис. 64, В). Этот прием оставил свой след в округленном профиле большей части балок из хорошего дерева и в сохранившемся у арабов обычае обшивать эти балки досками.

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах

Рис. 64

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах

Рис. 65

Земляные сооружения с деревянным каркасом — Вместо сплошных настилов для террас арабы Сахары довольствуются (причем это решение допустимо только для очень небольших масштабов) остовом из пальмовых стволов, на котором они посредством намета известкового раствора лопаткой, без всяких кружал, возводят кессонное перекрытие из земли, обработанное снизу в виде монастырских сводов. Пример, приведенный на рис. 65, А, заимствован из Тугуртской мечети; детали, данные на том же рисунке, взяты из смешанных конструкций из земли и пальмового дерева, распространенных в пустынях Африки.

Деревянные купола — Наконец, арабы применяют в своей архитектуре судостроительные приемы; так, деревянный купол мечети Эль-Сахра в Иерусалиме построен на основе приемов, явно заимствованных из корабельной конструкции.

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах

Рис. 66

Эта мечеть (рис. 66)  представляет собой ротонду; перекрывающий ее купол состоит, как показано на детали А, из двух оболочек, помещенных одна в другую и совершенно независимых друг от друга. Каждая из них напоминает корпус судна и снабжена ребрами, которые соответствуют «ребрам» корабля; горизонтальное перекрытие укрепляет эти ребра, а борты их обшиты досками.

Надпись устанавливает дату этого купола — 1022 г. н. э. Мечеть Эль-Акса, относящаяся к этой же группе сооружений, воспроизводит приблизительно в то же самое время те же приемы деревянного купола.

Купол мечети Эль-Сахра заменяет собой более древний купол, рухнувший во время землетрясения, что позволяет нам датировать этот тип ранее XI в.; весьма возможно, что принцип его заимствован из сооружений центральной Сирии, как, например, из собора в Босре, где незначительная толщина стен купольных барабанов доказывает, что на них покоились деревянные купола. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)