Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Персии
В Египте и Месопотамии начинаются те два русла, по которым в двух противоположных направлениях идет движение идей и влияний, — на Дальний Восток и на запад, в Европу. Историк искусства должен сперва спуститься по одному руслу, затем — по другому. Мы прежде направимся восточным руслом, которое идет из Египта и Ассирии в Персию, а оттуда, через страны древнейших культур — Индию и Китай, достигает Дальнего Востока.
Персия — первая из стран Востока, испытывающая воздействие культур Египта и Ассирии. Персия представляет собою ряд глинистых плоскогорий, расположенных уступами и опирающихся на цепи голых гор. Полное отсутствие лесной растительности, наличие лишь камня и глины делает последнюю, как и в Месопотамии, основным строительным материалом. Здесь, как и в Месопотамии, защита от зноя являлась основной задачей строителя. Что касается требований, которые предъявлялись к архитектуре, то они те же, что и во всех других восточных деспотиях: грандиозность зданий должна была отражать блеск царского величия. Трудовая часть населения, испытывавшая, как и в Месопотамии, всю тяжесть деспотической власти, обладала, однако, тем врожденным чувством красоты, которое, в противоположность любви к грандиозному, отличает арийские народности от семитских. Архитектура Ассирии могла быть перенесена на персидскую почву, но, акклиматизировавшись в Иране, обнаружила больше изящества, изысканности и благородства форм.
Примечание: Мысль о том, что архитектура ахеменидов представляет собой акклиматизировавшуюся в Персии архитектуру Ассирии, бесспорно является ошибочной. К моменту возникновения персидской монархии в искусстве Переднего Востока вырабатывается своеобразный синкретизм, который особенно ясно наблюдается в репертуаре орнаментальных мотивов и в архитектурной декорации и который становится одной из отличительных черт ахеменидского стиля. Констатирование отдельных ассирийских элементов и приводит Шуази к ложному выводу о том, что ахеменидская архитектура представляет собой ассирийскую, пересаженную на почву Персии. В лице архитектуры ахеменидов мы имеем самобытное персидское зодчество, уходящее корнями в местные традиции и навыки, но в то же время связанное с архитектурой Элама и Вана (Урарту), в особенности, по-видимому, с архитектурой последнего, где строительным материалом являлся тот же камень в соединении с глиной. Мысль Шуази о зависимости Персии ахеменидов от Ассирии диктуется желанием доказать постепенное развитие одной архитектуры из другой в преемственной последовательности, начиная с Египта (стоит только припомнить, как усиленно подчеркивается влияние Египта на Месопотамию). Вся концепция насквозь не соответствует современным научным данным.
Оставленное Ассирией наследство в области конструктивных приёмов сводится к глиняной стене, коробовому своду и купольному покрытию; это последнее притом — скромных размеров, как единственно возможных при пользовании кирпичом солнечной сушки. Благодаря рациональному использованию обожженного кирпича и в силу главным образом применения известковой связи персы оказались в состоянии возводить купола значительных размеров, причем они никогда не останавливались перед трудностью сведения окружности к квадрату.
Оригинальной чертой персидской архитектуры является то широкое распространение, которое приобретает конструкция террас. Мы видели, что в Ассирии портик с колоннами превращается в царский павильон. В Персии павильон становится грандиозных размеров. Персидский тронный зал — не что иное, как ассирийский павильон, но достигший размеров египетских гипостильных зал. Тяжеловесности египетских строений удается избегнуть лишь путем замены каменных покрытий огромными деревянными балками. Но дерева постепенно не хватает. Приходится покупать за большие деньги ливанские кедры и привозить их через горные цепи. Но именно трудности, казалось, и пленяли персидских царей; из протеста против рядового, ординарного, они насаждали архитектурные конструкции лесистых местностей на почву, где ничего не произрастало.
В истории персидского искусства мы различаем две сосуществующих архитектуры: глиняные строения, строгие в своих конструктивных частях, вполне соответствующие местным условиям страны, и архитектуру, применяющую дерево, развивающуюся наперекор всем препятствиям. Эта последняя — порождение царской прихоти — связывается с властью Ахеменидов, династией, правившей с VI по IV вв. до н. э., и исчезает с ее крушением. Другая, уходящая корнями в местную почву, переживает эту искусственно созданную архитектуру; расцвет ее падает на III — VI вв. н. э., т. е. на эпоху сасанидов. Она передает свои приемы Византии и живет до наших дней в персидском зодчестве.
Примечание: Точка зрения Шуази на ахеменидское искусство как на искусство, не выросшее из реальной обстановки, а созданное династией Ахеменидов, является устаревшей. В настоящее время доказаны его связи со многими очагами культуры огромной Персидской империи. Что касается якобы местной, параллельно с официальным зодчеством существующей архитектуры, то о ней не приходится говорить, так как мы знакомы лишь с постройками сасанидского и парфянского времени, которые, имея корни в местной почве, едва ли имеют своих предшественников в ахеменидскую эпоху. Получающиеся недоразумения — результат неправильной датировки поздних памятников более ранним временем.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ
Конструкция из тесаного камня. — Платформа в Пасаргадах может служить для Персии образцом конструкции из тесаного камня. Она сложена, согласно ассирийскому и египетскому методам, из каменных плит, положенных без раствора и скрепленных, вероятно, лишь металлическими скобами в форме ласточкина хвоста.
Примечание: Размер платформы в Пасаргадах, так называемой Такт и мадер и Сулейман, равен приблизительно 78 х79 м. Платформа расположена на холме, и одна из ее сторон примыкает к горному массиву. Здесь, как и в Персеполе, строго выдержано построение плана «en tenaille» или «en cremaillere». Исследователи склонны датировать эту платформу не сколько более ранним временем, нежели персепольскую, хотя определенно можно будет высказаться лишь после того, как будет произведена работа над клеймами, имеющимися на каменных плитах. Думают, что применение металлических скреп заимствовано персами у урарийцев (ванцев). См. Sarre Fr. und Herzfeld E. Iranische Felsreliefs, Berlin, 1910. § 147—187 и соответствующие таблицы.
Кладка персепольской платформы — крайне неправильного типа, так называемая «без перевязи постелей», причем не соблюдаются даже горизонтальные ряды.
Примечание: Размер персепольской платформы равен 450 х 325 м при 12 м высоты. Думают, что они старше, чем платформа в Пасаргадах. См. Sarre u. Herzfeld. Iranische Felsreliefs, §100 и соответствующие таблицы.
Платформа в Пасаргадах, где кладка безупречна, доказывает, что квадры (плиты) клались в недоделанном виде, имея вдоль швов лишь кант в виде ленты, а потом на месте отделывались и их лицевая поверхность и верхние постели. Кладка с лицевой стороны имеет обрезы, тогда как массив, состоящий из пригнанных друг к другу без связи камней неправильной формы, выравнен соответственно каждому ряду облицовки.
Стены из тесаного камня редки: камень употребляется для фундаментов, колонн и наличников. Конструкция из камня неправильной формы и кирпича. — Даже в грандиозных залах с мраморными колоннами и потолками из кедра стены сложены из сырца. Размер кирпича в круглых цифрах 33 х 8 см. Его клали не в мокром виде, как в Ассирии, а сухим, как в Египте. Связью служила жидкая глина. Обожженный кирпич применялся лишь там, где требовалась особая прочность: в досасанидское время он использовался лишь для сводов.
Топливом для обжига кирпича служила, если судить по приемам, сохранившимся до настоящего времени, сухая трава, которую клали между пластами глины совершенно так же, как кладется каменный уголь при обжиге в коксовальных печах.
Обожженный кирпич клался на известковом растворе прекрасного качества. В этом персы следовали вавилонской традиции. Но они впервые ввели кладку камня неправильной формы на известковой связи; развалины Фирузабада и Сарвистана дают наиболее древние образцы этого строительного приема.
Для большей прочности персы вводили часто в каменные массивы перевязанные между собой деревянные балки. Этот прием, известный в египетской и ассирийской архитектуре, распространяется в Персии лишь в сасанидский период, т. е. в первые века н. э. Подлинно сасанидские здания пронизаны деревянными связями (Ктесифонская арка). В зданиях более раннего времени они отсутствуют: в Фирузабаде и Сарвистане их не встретишь. Дерево связи, заложенное в каменной кладке стен, быстро сгнивает. Да вдобавок дерево редко в Персии. Присутствие или отсутствие связи для вопросов датировки является чрезвычайно важным моментом.
СВОДЫ
Коробовые своды. — Персидские коробовые своды разительно схожи с египетскими. У них одинаковы не только структура, но и профиль. Коробовые своды в Фирузабаде, обследованные Дьелафуа, сложены так же, как своды в Рамессеуме — из наклонных поперечных отрезков. И, как в Рамессеуме, их профиль похож на ручку корзины, построенную при помощи так называемого египетского треугольника (рисунок 81, А). Подобное совпадение говорит за то, что эта форма была занесена в Персию извне. По-видимому, Персия получила из Египта если не самый принцип построения свода, то во всяком случае его геометрическую форму.
Примечание: Говорить о заимствовании Персией коробового свода из Египта не приходится. Указание на своды Рамессеума неосновательно: вернее всего, эти своды возникли под непосредственным влиянием Передней Азии, на почве которой коробовый свод существовал с древнейших времен и откуда естественным образом перешел в Персию.
Стрельчатая форма, имеющаяся в Хорсабаде, чрезвычайно удобная при возведении свода без кружал, встречается и в Персии, но в более поздних памятниках. В сасанидском дворце в Ктесифоне имеется этому несколько примеров. Коробовый свод, сложенный на кружалах и с клиньями (с замком), встречается лишь в виде исключения. Он применяется лишь в двух случаях: в отдельно стоящих арках, где кладка поперечными отрезками была бы немыслима, или когда высота помещения не позволяет дать свод повышенного типа. Все коробовые своды имеют полуциркульную форму и всегда в пятах находится уступ, служивший опорою для кружал (рисунок 81, В).
Рис. 81 - 82 |
В случае встречи двух коробовых сводов под углом персы, во избежание могущих возникнуть конструктивных затруднений, располагают своды на разных высотах, поднимая пяты одного над замком другого. В вестибюле Фирузабадского дворца можно наблюдать систематическое применение этого приема. Крестовый свод — естественное разрешение встречи двух галерей — неизвестен в Древней Персии. Даже в средние века, когда он широко применяется византийцами, стрельчатый свод не встречается в Персии.
Примечание: Средневековые памятники Персии доказывают, что стрельчатый свод был довольно распространен в Персии. Накопленный материал по данному вопросу еще недостаточно опубликован.
Конический свод, или тромп. — Мы видели в ассирийской архитектуре применение сводов с поперечными отрезками в том случае, когда профиль меняется на протяжении галереи. В персидской архитектуре этой системой пользовались для конических сводов (тромпов). Чертеж рисунка 82 взят из конструкции Фирузабадского дворца. Тромп, подобно своду, для своего выполнения без кружал требует материала не толще кирпича. В Фирузабаде, где кирпич плохого качества, приходилось прибегать к камню, а для того чтобы возводить тромп без кружал, толщина камня подгонялась под толщину кирпича. Это доказывает, насколько строители, лишенные строевого леса, придавали большое значение возведению свода без кружал.
Сферические своды на квадратном основании. — Ассирийские рельефы и египетские росписи дают нам изображения многочисленных куполов. Маловероятно, чтобы египетские купола, предназначенные для перекрытия зерновых амбаров, покоились на парусах (пандативах). В Ассирии существование парусов кажется более вероятным. Персия дала наиболее древние образцы купола не на циркульном основании.
На первый взгляд кажется, что купол с циркульным основанием не подходит для перекрытия квадратного в плане помещения: более естественным был бы свод так называемого монастырского типа, в котором все четыре стены, как бы сгибаясь, сходятся в центре перекрываемого пространства. Но для этого необходимы были бы кружала. Преимущество купольного перекрытия состоит в том, что оно делает кружала излишними, чем и объясняются все те усилия, которые персы приложили для того, чтобы свести купол к квадратному основанию.
Примечание: Подобного построения купольные покрытия известны в Персии и как будто бы применялись, как и обычные полусферического или повышенного типа, для перекрытия обычных деревенских построек. См. Diez. Die Kunst d. Islamiscnen Voltker (Burgerhandbuch) Berlin, 1917. §.78. alb. 104 - 105.
Сведение купола к восьмигранному основанию было бы простым делом, поскольку восьмиугольник тесно охватывает окружность: разрешение персами этой задачи сводится к тому, чтобы квадратный план посредством четырех угловых тромпов, сложенных только что описанным способом, превратить в восьмиугольник. Фактически купол покоится на восьмиугольном основании, получающемся благодаря четырем тромпам (рисунок 83).
Таков метод, примененный в Фирузабаде и в Сарвистане. Так сводят купол к кубу основания в Персии и в настоящее время. Для купольного покрытия в Персии характерен пандатив на тромпах, конический парус. Пандатив с сферическим треугольником, который мы опишем дальше, появляется лишь с началом византийской архитектуры.
Рис. 83 |
Рис. 84 |
Способы укрепления сводов. — Рисунок 84, N показывает простейший прием укрепления купольного покрытия у персов. Оно покоится на четырех подпружных арках Т, опирающихся на угловые устои. Наружные контрфорсы отсутствуют. Стены извне представляют одну сплошную плоскость, внутри же открываются одновременно и купол и поддерживающие его устои: вся конструкция представляется простой и внушающей доверие в смысле ее солидности.
Рисунок 84, М дает второй пример достижения равновесия в персидской архитектуре: коробовый свод покоится на массивной стене, облегченной нишами и полукуполами на парусах. Эти ниши по обеим сторонам поддерживаются колоннами и расположены так, чтобы уничтожить боковой распор коробового свода. И здесь вся система контрфорсов помещена внутри здания.
Заведомо избегались массивы, служившие лишь для уничтожения распоров. Планы зданий обнаруживают двойную цель, которая ставится строителями: использовать в качестве контрфорсов внутренние стены здания и перенести внутрь строения части, которые служат для уничтожения распора и которых нельзя избежать.
Свод на рисунке 85 (Таг-Эйван) представляет собой остов из подпружных арок, между которыми находятся небольшие коробовые сводики. Вместо сплошного коробового свода мы имеем здесь целый ряд сводиков В, расположенных поперек основной оси галереи и опирающихся на свободные арки.
Распор, вместо того чтобы действовать на всю стену, локализуется в пунктах А и А'. В этом своде, кстати сказать позднего времени, применен весьма сложный принцип разложения сил распора, который найдет себе широкое применение в мусульманской архитектуре и в западноевропейском зодчестве.
Нам остается еще сказать о конструктивных приемах, применявшихся в археменидских дворцах. Мы имеем здесь дело с деревянной конструкцией того типа, который встречается в архитектуре всех азиатских стран, но реализация которого при отсутствии дерева и при грандиозных размерах зданий, создавшихся по прихоти персидских царей, представляла такие трудности, которые едва ли где-нибудь еще осуществлялись.
Рис. 85 |
Рис. 86 |
КОНСТРУКЦИЯ ТЕРРАС
В Египте кровля жилищ покоится на столбах, провязанных рядами поперечных брусьев, и состоит из настила из пальмовых стволов, поверх которого наложен слой земли, по краю обложенный связками тростника или кирпичом.
Террасы персидских дворцов нам известны по скульптурам, украшающим царские гробницы, и по развалинам Персеполя и Суз. Они отличаются от египетских лишь своим большим размером и высококачественным материалом.
Сложенный из кирпичей столб с деревянными связями заменился здесь мраморной колонной, увенчанной напоминающей вилы раздвоенной капителью, украшенной фигурами лежащих с подогнутыми ногами быков. Связь достигается не путем нескольких балок, пересекающих столбы-подпорки, а посредством огромных брусьев, вложенных в места раздвоения в капителях.
Пучок балок В (рисунок 86), который покоится на колоннах и через посредство которого им передается тяжесть платформы, состоит из нескольких брусьев. Было бы совершенно немыслимо доставить через горные цепи, отделяющие Персию от лесистых местностей, балки, способные выдержать такую тяжесть. Вместо того чтобы употреблять балки с широким сечением, их заменяли пучком более тонких брусьев, положенных в два или три ряда. Потом идет накат из балок; затем дощатый потолок и, наконец, терраса, имевшая по краю, как в Египте, невысокую кирпичную стену.
В Сузанском дворце, являющемся современником классического греческого искусства, терраса покрыта черепицей большого размера греческого образца. Как видно из предшествующего, деревянная конструкция эпохи Ахеменидов является крайне элементарной, но в архитектуре именно простыми приемами и достигаются наибольшие эффекты.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий