Обзор архитектуры Японии
Благодаря тому, что в стране, подверженной постоянным угрозам землетрясения, основным строительным материалом было дерево, памятников японской архитектуры начальной поры сохранилось чрезвычайно мало, и наши знания о ней далеко не достаточны. Деревянных храмов синтоистского культа древнейшего периода до нас не дошло; но о характере этой архитектуры (V — VI вв. н. э.) мы можем судить по реконструированным памятникам (например, по храму богини Солнца в Исе или по зданию сокровищницы Сёсоин в Наре). Характерными особенностями такого рода деревянных памятников являются применение столбов, открытая веранда с лестницей, галерея и прямая двускатная крыша, превратившаяся в позднейших постройках под китайским влиянием в выгнутую.
После введения буддизма характер храмовой архитектуры меняется. Древнейшей сохранившейся постройкой буддийского стиля является построенный около 607 г. н. э. обширный деревянный храмовый ансамбль Хорюдзи — яркий образец стиля эпохи. На пагоде его и главном храме крыши уже выгнуты на китайский лад и покрыты твердой обожженной черепицей. Пагода Хорюдзи представляет собой многоярусную постройку, укрепленную с целью предохранения ее от землетрясения прочной мачтой, проходящей через все пятиэтажное здание в виде оси. Главный храм Хорюдзи обнаруживает уже те особенности, которые сохраняются в основном в японской архитектуре в течение всего феодального периода: большая входная дверь фланкируется справа и слева нишами со статуями хранителей ворот; зал украшен колоннами; изогнутая крыша покрыта ввезенной из Китая глиняной черепицей.
В начале второго тысячелетия н. э. полный классической простоты и величия архитектурный стиль эпохи Нара сменился несколько более мягкими и изысканными формами построек хейанского периода и периода Камакура; но принципиального различия в архитектурном стиле с предыдущей эпохой здесь еще нет. Синтоистский храм на острове Итсукусама с его объединенными в единое целое отдельными архитектурными формами, с открытыми террасами, крытыми ходами и многочисленными заходящими одна за другую крышами является хорошим примером раннекамакурских построек. Он построен в середине XIII в. и по своей архитектуре близок к современным ему светским постройкам: дворцам и загородным увеселительным замкам.
Ярким примером построек конца XIV в. является так называемый «Золотой павильон» в Киото. Это — единственный остаток от сделавшегося легендарным по своей роскоши увеселительного дворца Асикага Иосимитсу (1358—1408), который был превращен в монастырь после смерти владельца согласно его желанию. Своим названием «Золотой павильон» он обязан позолоченной листовым золотом крыше. Храмовый ансамбль составляет здесь неразрывное целое с японским ландшафтным садом.
Сочетание архитектуры с пейзажем играет в японском искусстве важную роль. Первоначально по примеру китайцев воссоздавались в саду миниатюрные пейзажи с прудами, бассейнами, ручейками, со скалами, с искусственными холмами; сажались редкие растения; сад наполнялся мостами, гротами, павильонами, каменными или бронзовыми орнаментальными фонарями. В XIV — XV вв. тип ландшафтного сада вокруг храма или жилого дама в основном уже сложился. С вошедшими в обычай в эпоху Асикага (XIV — XVI вв.) чайными церемониями в каждом ландшафтном саду воздвигался для этой цели павильон. Подобные павильоны церемоний воздвигались в садах по тому же принципу, что и жилые дома.
Городские дома зажиточных состоят из группы отдельных павильонов, окруженных садом. Рассматривая планы домов, можно различить в них три главные части: сени и помещение привратника, выходящие на улицу; приемный зал и жилые комнаты семьи; хозяйственные и служебные постройки. Стены дома состоят из вертикальных деревянных стоек и горизонтальных обвязок, обшитых иногда досками. Со стороны веранды заполнения между стойками составляют скользящие ставни; внутренние стенки, заполненные бумагой, по большей части разборные.
Древнейшие дошедшие до нас жилые постройки вполне уже сложившегося типа относятся не ранее, чем к XVI в. Характерным примером такой постройки является комната при храме Реи-ун-ин Мио-синдзи. Здесь тип японской жилой комнаты выявляется в законченном виде, в своей изысканной простоте, с покрытым циновкой полом, с выдвижными стенами. Этот тип дома, идущий от оформления чайных комнат при дворцах и храмах, стал в позднейшее время (XVII — XVIII вв.) основой дальнейшего развития жилища крепнущей буржуазии.
В недрах феодальной формации в эпоху Токугава (1603—1868) начинают медленно и постепенно созревать капиталистические отношения, растет буржуазия; складывается буржуазная идеология, находящая свое отражение и в архитектуре. Характерным здесь является момент избыточной украшенности, перегружение зданий орнаментальными деталями. Таков, например, храм в Никко XVII в. с его сложно-выгнутыми крышами и фризами, причем в декорациях наблюдается уже немало символических деталей (таковы, например, олицетворение слуха, обоняния и зрения в виде натуралистически трактованных обезьян среди стилизованных растений, в технике раскрашенной резьбы по дереву). Таковы мавзолеи сегунов из дома Токугава (также XVII в.) с их сложной системой крыш и богатейшей резьбой по дереву.
Богато украшаются и внутренние помещения, например большой зал с летящими журавлями в храме Хигаси Хонгвандзи в Киото. Приемы конструкции и декорации светских и культовых сооружений начинают сближаться, теряются специфические особенности каждого типа построек. Пышность украшений, неспокойный характер обильно нагроможденных декоративных и пластических деталей с яркой раскраской приводят к своего рода японскому барокко; отдельные черты полны жизненности, но целое теряет величавую простоту линий и форм классического периода.
В крепостных сооружениях, продолжающих оставаться строгими по формам монументальными сооружениями, сказывается в технических приемах и архитектурных формах воздействие искусства Запада, сношения с которым начались с половины XVI в. Ряд мощных крепостных сооружений, в том числе и замок в Осака, был возведен по планам португальских инженеров. Великолепно сохранился до нашего времени многоэтажный башнеобразный замок в Нагойя (1610).
С эры Мейдзи (1868—1912) и по настоящее время в Японии ведется усиленная строительная деятельность в духе западноевропейской архитектуры: возведение многоэтажных построек из кирпича, камня и железа. Были попытки гармонично сочетать западные и старояпонские формы феодального периода, но эти попытки особого успеха не имели.
После землетрясения 1923 г. намечается тенденция пользоваться для общественных построек приемами и формами европейско-американского зодчества эпохи промышленного капитализма, а для частных зданий — вернуться к несложным постройкам старояпонского типа. В больших городах, как например в Токио, после восстановления его преобладают многоэтажные постройки, и вновь отстроенный центральный район столицы со своими восьмиэтажными домами ничем не отличается от соответственных частей современных европейских городов.
Б. П. Денике
Добавить комментарий