Обзор архитектуры Японии

Благодаря тому, что в стране, подверженной постоянным угрозам землетрясения, основным строительным материалом было дерево, памятников японской архитектуры начальной поры сохранилось чрезвычайно мало, и наши знания о ней далеко не достаточны. Деревянных храмов синтоистского культа древнейшего периода до нас не дошло; но о характере этой архитектуры (V — VI вв. н. э.) мы можем судить по реконструированным памятникам (например, по храму богини Солнца в Исе или по зданию сокровищницы Сёсоин в Наре). Характерными особенностями такого рода деревянных памятников являются применение столбов, открытая веранда с лестницей, галерея и прямая двускатная крыша, превратившаяся в позднейших постройках под китайским влиянием в выгнутую.

После введения буддизма характер храмовой архитектуры меняется. Древнейшей сохранившейся постройкой буддийского стиля является построенный около 607 г. н. э. обширный деревянный храмовый ансамбль Хорюдзи — яркий образец стиля эпохи. На пагоде его и главном храме крыши уже выгнуты на китайский лад и покрыты твердой обожженной черепицей. Пагода Хорюдзи представляет собой многоярусную постройку, укрепленную с целью предохранения ее от землетрясения прочной мачтой, проходящей через все пятиэтажное здание в виде оси. Главный храм Хорюдзи обнаруживает уже те особенности, которые сохраняются в основном в японской архитектуре в течение всего феодального периода: большая входная дверь фланкируется справа и слева нишами со статуями хранителей ворот; зал украшен колоннами; изогнутая крыша покрыта ввезенной из Китая глиняной черепицей.

В начале второго тысячелетия н. э. полный классической простоты и величия архитектурный стиль эпохи Нара сменился несколько более мягкими и изысканными формами построек хейанского периода и периода Камакура; но принципиального различия в архитектурном стиле с предыдущей эпохой здесь еще нет. Синтоистский храм на острове Итсукусама с его объединенными в единое целое отдельными архитектурными формами, с открытыми террасами, крытыми ходами и многочисленными заходящими одна за другую крышами является хорошим примером раннекамакурских построек. Он построен в середине XIII в. и по своей архитектуре близок к современным ему светским постройкам: дворцам и загородным увеселительным замкам.

Ярким примером построек конца XIV в. является так называемый «Золотой павильон» в Киото. Это — единственный остаток от сделавшегося легендарным по своей роскоши увеселительного дворца Асикага Иосимитсу (1358—1408), который был превращен в монастырь после смерти владельца согласно его желанию. Своим названием «Золотой павильон» он обязан позолоченной листовым золотом крыше. Храмовый ансамбль составляет здесь неразрывное целое с японским ландшафтным садом.

Сочетание архитектуры с пейзажем играет в японском искусстве важную роль. Первоначально по примеру китайцев воссоздавались в саду миниатюрные пейзажи с прудами, бассейнами, ручейками, со скалами, с искусственными холмами; сажались редкие растения; сад наполнялся мостами, гротами, павильонами, каменными или бронзовыми орнаментальными фонарями. В XIV — XV вв. тип ландшафтного сада вокруг храма или жилого дама в основном уже сложился. С вошедшими в обычай в эпоху Асикага (XIV — XVI вв.) чайными церемониями в каждом ландшафтном саду воздвигался для этой цели павильон. Подобные павильоны церемоний воздвигались в садах по тому же принципу, что и жилые дома.

Городские дома зажиточных состоят из группы отдельных павильонов, окруженных садом. Рассматривая планы домов, можно различить в них три главные части: сени и помещение привратника, вы­ходящие на улицу; приемный зал и жилые комнаты семьи; хозяйственные и служебные постройки. Стены дома состоят из вертикальных деревянных стоек и горизонтальных обвязок, обшитых иногда досками. Со стороны веранды заполнения между стойками составляют скользящие ставни; внутренние стенки, заполненные бумагой, по большей части разборные.

Древнейшие дошедшие до нас жилые постройки вполне уже сложившегося типа относятся не ранее, чем к XVI в. Характерным примером такой постройки является комната при храме Реи-ун-ин Мио-синдзи. Здесь тип японской жилой комнаты выявляется в законченном виде, в своей изысканной простоте, с покрытым циновкой полом, с выдвижными стенами. Этот тип дома, идущий от оформления чайных комнат при дворцах и храмах, стал в позднейшее время (XVII — XVIII вв.) основой дальнейшего развития жилища крепнущей буржуазии.

В недрах феодальной формации в эпоху Токугава (1603—1868) начинают медленно и постепенно созревать капиталистические отношения, растет буржуазия; складывается буржуазная идеология, находящая свое отражение и в архитектуре. Характерным здесь является момент избыточной украшенности, перегружение зданий орнаментальными деталями. Таков, например, храм в Никко XVII в. с его сложно-выгнутыми крышами и фризами, причем в декорациях наблюдается уже немало символических деталей (таковы, например, олицетворение слуха, обоняния и зрения в виде натуралистически трактованных обезьян среди стилизованных растений, в технике раскрашенной резьбы по дереву). Таковы мавзолеи сегунов из дома Токугава (также XVII в.) с их сложной системой крыш и богатейшей резьбой по дереву.

Богато украшаются и внутренние помещения, например большой зал с летящими журавлями в храме Хигаси Хонгвандзи в Киото. Приемы конструкции и декорации светских и культовых сооружений начинают сближаться, теряются специфические особенности каждого типа построек. Пышность украшений, неспокойный характер обильно нагроможденных декоративных и пластических деталей с яркой рас­краской приводят к своего рода японскому барокко; отдельные черты полны жизненности, но целое теряет величавую простоту линий и форм классического периода.

В крепостных сооружениях, продолжающих оставаться строгими по формам монументальными сооружениями, сказывается в технических приемах и архитектурных формах воздействие искусства Запада, сношения с которым начались с половины XVI в. Ряд мощных крепостных сооружений, в том числе и замок в Осака, был возведен по планам португальских инженеров. Великолепно сохранился до нашего времени многоэтажный башнеобразный замок в Нагойя (1610).

С эры Мейдзи (1868—1912) и по настоящее время в Японии ведется усиленная строительная деятельность в духе западноевропейской архитектуры: возведение многоэтажных построек из кирпича, камня и железа. Были попытки гармонично сочетать западные и старояпонские формы феодального периода, но эти попытки особого успеха не имели.

После землетрясения 1923 г. намечается тенденция пользоваться для   общественных   построек   приемами   и   формами   европейско-американского зодчества эпохи промышленного капитализма, а для частных зданий — вернуться к несложным постройкам старояпонского типа. В больших городах, как например в Токио, после восстановления его преобладают многоэтажные постройки, и вновь отстроенный центральный район столицы со своими восьмиэтажными домами ничем не отличается от соответственных частей современных европейских городов.

Б. П. Денике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)