Византийские строительные приёмы
Стены византийских сооружений отличаются от стен западной архитектуры одной особенностью, происхождение которой относится к древнейшему периоду архитектуры: в их толщу по большей части заложены, как в микенских стенах, продольные и поперечные деревянные брусья.
Каменная кладка производится на растворе из извести и песка, с добавлением толченой черепицы. И в то время как на Западе сводчатая система была заброшена, в Византийской империи она продолжает господствовать.
Подобно римлянам, византийцы принципиально отказываются от комбинации стропил со сводами: свод должен служить зданию перекрытием, и на него непосредственно укладывается черепица.
С трудом можно найти несколько образцов легких сводов (храм св. Виталия и баптистерий в Равенне), которые были бы защищены особо устроенной крышей; византийский свод представляет собой яйцевидный кирпичный купол, покрытый обмазкой, на которой и укрепляется черепица.
Византийские своды
Византийские своды, так же как и иранские, возводились по возможности без вспомогательных лесов. Сирийская и армянская школы, пользовавшиеся почти исключительно камнем, вынуждены были применять преимущественно конструкции, не требовавшие кружал, ограничиваясь типом купольных сводов.
Примечание: Увлеченный своими техническими обобщениями, Шуази приписывает Армении ограничение кривых покрытий купольным типом; дальше он сам этому противоречит.
Византийская же школа в тесном смысле слова, систематически применяющая кирпич, возводит свои своды непосредственно на весу и в древнее наследие Ирана привносит новые типы, которые состоят в следующем:
1. Крестовый свод — перекрестный, к которому никогда не прибегали иранцы.
2. Купол на парусах в виде сферических треугольников, взамен купола на тромпах, единственного, который был известен иранцам.
Примечание: Как художественно-архитектурное выражение (если оставить в стороне самую строительную технику), эти два вида сводов Византия получила из Рима. Тромп-свод имеет вид половины конуса, рассеченного по высоте и диаметру основания и положенного на плоскость сечения. См. Некрасов, Кривые покрытия в архитектуре Передней Азии («Изв. Ив.-Возн. политех.инст.», VIII, в. 2, Иванове 1925).
Своды без кружал. — Обычная конструкция византийских сводов та же, что и сводов иранских; чертежи рис. 4 напомнят эти приемы.
Первый ряд кладки получается путем прикрепления кирпичей к основной стене посредством раствора. Дальнейшая кладка производится последовательно нависающими рядами.
Разрез А изображает случай, когда ряды ровные и вертикальные.
В — случай, когда устойчивость рядов кирпичей усиливается их наклонным положением.
С — случай, когда рядам придается коничность.
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Крестовые своды, выложенные рядами. — Для крестового свода византийцы применяют кладку рядов в виде усеченного конуса (разрез С). Рис. 5 показывает способ кладки. Ряды укладывают в следующем порядке: А, В, А1 В1 и т. д., накладывая один поверх другого.
Перспективный чертеж М изображает незаконченный свод после укладки нескольких крайних рядов; деталь S показывает укладку кирпичей в замке свода. В этом приеме никак не обнаруживается, что крестовый свод получался путем пересечения двух цилиндрических сводов; для возможного облегчения нахождения линий пересечения и для достижения в то же время возможно большей стрелы подъема, византийцы часто прибегали также к способу, изображенному на рис. 6, N.
Рис. 6 |
Данные свода: план (квадратный или вообще прямоугольный) и стрела подъема. Условие, необходимое для того, чтобы возможно было описывать в пространстве всевозможные кривые при помощи простого шнура, заключается в том, что все кривые линии пересечения должны быть круговыми. В этом случае диагональная арка будет дугой круга с радиусом R, определяемым заданной высотой, а четыре распалубки свода Р представляют собой поверхности вращения.
При таком способе построения получается вспарушенный свод, профиль которого, в виде выгнутой кривой FF, на первый взгляд кажется странным; но все крестовые своды св. Софии имеют и эту повышенность арки, и эти точки выгиба F в профиле.
Парусные своды, выложенные рядами. — Представим себе, что стрела подъема свода N прогрессивно возрастает; в тот момент, когда она станет равной половине диагонали прямоугольника основания, выгиб F в профиле исчезнет, и четыре плоскости распалубок, только что разделенные выступающими ребрами, сольются в одну непрерывную поверхность, строго сферическую; таким образом, купол на парусах в виде сферических треугольников (Г) представляет собой одну из разновидностей византийского крестового свода.
Мы видим, таким образом, как в качестве разновидности крестового свода, совершенно чуждого иранцам, возник другой тип перекрытия, также чуждый иранскому искусству, — скуфья (куполок) на сферических парусах. Купол на парусах, сделанных в виде сферических треугольников, особенно характерен для византийского искусства; иранцы, с древнейших времен до наших дней, допускали только цилиндрические своды и купола на тромпах.
Примечание: При наличии паруса в римском своде, возводившемся на кружалах, нельзя, очевидно, говорить о происхождении парусного свода от крестового, выложенного без кружал. Здесь Шуази противоречит сам себе. Система выкладки в обоих видах свода ничего не может сказать об их взаимной обусловленности во времени или об их генезисе.
Один из древнейших датированных образцов купола на сферических парусах представляет Салоникская арка — памятник, который на основании изысканий Кинча должен быть без колебания отнесен к эпохе Константина.
Пример, лучше всего характеризующий применение данного типа свода и тех крестовых сводов, от которых он происходит, дают боковые галереи св. Софии. Там ясно видна идея, которой руководились византийцы в своем изобретении. Боковые галереи (рис. 7) имеют два этажа. В нижнем этаже А нужно было, во избежание увеличения общей высоты здания, сделать своды возможно более пониженными, и поэтому своды здесь крестовые; в верхнем этаже В, где ничто не ограничивает стрелы подъема, своды — купольные на парусах.
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Сферические купола, выложенные слоями. — Наряду с кладкой рядами, византийцы применяют для сферического купола на парусах прием кольцеобразной кладки слоями (рис. 8): в данном случае каждый ряд кладки имеет вид опрокинутого усеченного конуса с вертикальной осью.
Ясно, что кладка этих конусообразных рядов производится без кружал тем легче, чем меньше угол наклона образующих линий к горизонту и чем больше кривизна образуемой сферической поверхности, т. е. чем меньше ее радиус.
Чтобы уменьшить в конусообразных рядах угол наклона образующих линий, византийцы решительно освобождаются от обычного приема, при котором все образующие пересекаются в центре свода. Вместо того, чтобы давать образующим направление радиуса R, они дают им, например, тот наклон, который обозначен буквой L (рис. 9).
Рис. 9 |
Для того же, чтобы увеличить кривизну завершающего купола, они не делают его продолжением парусов, а придают ему полусферическую форму (рис. 9, А). В основании этого полусферического купола А легко можно оставить проемы для освещения, которые совсем не соответствовали бы ни форме, ни структуре свода, представленного на рис. 5, Можно даже отделить купол от парусов цилиндрическим барабаном с окнами. И действительно, такой способ начинает преобладать с IX в. Византийские памятники, описанные ниже, дадут нам примеры всех этих разновидностей купола.
Купол на тромпах. — Наконец, около XI в. византийцы иногда заимствуют у иранцев систему тромпов, которые занимают меньше места в высоту. Но их тромпы, расположенные по четырем углам купола, имеют нечто общее с иранскими только в принципе. Представим себе небольшой свод в виде купола на парусах (свод типа I, рис. 6), разрезанный по диагонали, — таков будет византийский тромп. Чертеж В рис. 9 позволяет точнее судить о его виде.
Примечание: Сходства с иранским тромпом нет даже и в принципе, поскольку указанный византийский тромп есть половина парусного свода, получающего свой художественно-тектонический смысл в вертикальном давлении (см. выше). Этот византийский тромп всегда употребляется при особом истолковании широкого пространства и является в XI в. некоторым наследием художественного понимания VI в., а именно: постановки паруса на экседрах, о которых см. ниже.
Частные случаи. — Наряду с описанными выше общераспространенными приемами, на рис. 10 показаны некоторые местные изобретения, применявшиеся при сооружении сферических сводов.
Рис. 10 |
А представляет свод, состоящий из сводиков, расположенных в несколько ярусов. Этим способом был построен в IV в. купол верхней залы гробницы Диоклетиана в Спалато.
В примере В (Афон) кирпич заменен желобчатой черепицей, как бы цепляющейся одна за другую. Каждые два ряда черепиц образуют нерастяжимую цепь, благодаря чему купол не передает распора на стены.
В примере С (баптистерий в Равенне, храм св. Виталия) купол сложен из полых глиняных трубок, насаженных одна на другую и описывающих непрерывную спираль от основания до вершины купола. Такой свод сочетает преимущества чрезвычайной легкости с достоинствами конструкции, подобной описанной выше, а именно: будучи крепко связан, он не развивает распора. Трубки подобной формы употреблялись для кладки свода римскими архитекторами в Африке.
Все эти разнообразные типы сводов создавались главным образом для того, чтобы избежать применения кружал. Редкие примеры сводов, сооруженных на кружалах, относятся к областям империи греков, изобиловавшим лесами. Крипта гробницы Диоклетиана в Спалато сохранила отпечатки кружал, по которым она выведена. На Афоне встречаются иногда цилиндрические своды, построенные на кружалах, и крестовые своды из кирпичей, уложенных радиальной кладкой; при этом расположение кирпичей на линиях пересечения настолько же бессистемно и сложно, насколько оно было бы простым и естественным при кладке рядами. Бетонные же своды, принятые у римлян, окончательно выходят из употребления.
Между сводами Римской империи и сводами Византийской империи существует принципиальное различие: первые, по существу, отлиты, вторые сложены; первые являются искусственными монолитами из щебня, вторые — сооружениями правильной кладки, с штукатуркой или без нее; первые нуждаются в опалубке в виде кружал, вторые возводятся на кружалах только в исключительных случаях и отвечают постоянному стремлению восточных зодчих строить перекрытия без вспомогательных лесов. Именно в этом отношении византийский метод резко расходится с римским и приближается к азиатским традициям Ирана.
Опоры сводов и системы уравновешивания
Опоры в византийской архитектуре носят такой же характер, какой мы наблюдали в иранской и римской архитектуре, — им придан характер внутренних частей сооружения. Применение внешних контрфорсов получит распространение только в эпоху готики.
Подобно римским строителям, византийцы стараются всемерно использовать в качестве опор сводов те самые перегородки, которые необходимы уже в силу самого плана здания. Избежать масс, выполняющих исключительно роль опоры, и перенести эти массы внутрь строения — таковы две руководящие идеи.
В общем, византийский свод имеет вид пониженного купола, распределяющего действие распора по всему периметру; поэтому необходимо, чтобы купол был сжат, связан со всех четырех сторон одинаково, и византийцы добиваются такой опорной системы посредством одной из комбинаций, указанных на рис. 11.
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Они применяют либо абсиды (план N), либо щековые арки (план М), либо соединяют обе эти системы (план R). В случае употребления подпружных арок они стремятся отнести наружную стену А с таким расчетом, чтобы включить внутрь здания опоры С и использовать для увеличения зала все пространство S, находящееся между этими опорами. Часто они облегчают угловые массивы С при помощи приема, показанного на рис. 12.
Примечание: Абсиды были известны и римлянам. Лучший пример — храм Minerva Medica в Риме; Rivoria в упомянутом выше труде собрал и другие образцы, частью известные по рисункам художников ренессанса. Система эта сохранялась в провинциально-византийском зодчестве довольно долго (см. церковь в Преславе, X в.). См. F i 1 о v, Geschichte der altbulgarischen Kunst, Berlin und Leipzig 1932; Strzygovski, Die altslavische Kunst, Augsburg 1929. Отличие художественного выражения византийского зодчества заключается, однако, в том, что эти абсиды не представляли собой глухих стен, а их полукупола (конхи) как бы висели на колоннах, создавая «воздушную» конструкцию с вертикалями, так называемые экседры. В художественном выражении последних лежал тот принцип «воздушности», который типичен для византийского зодчества и, следует полагать, возник в Передней Азии, поскольку церковь св. Виталия в Равенне приходится считать отзвуком недошедшей до нас «Золотой» церкви в Антиохии. Восточное отражение антиохийской постройки, но более примитивизиро-ванное, мы находим в Армении — церковь Звартноц в Рагаршапате близ Эчмиадзина, 640 — 666 гг. Весьма возможно, что система эта родилась ещё в античности, поскольку церковь Лаврентия в Милане считается остатком античного сооружения. См. Wullf, упом. соч., II.
Решение М реализовано в салоникской св. Софии. Св. София в Константинополе — грандиозное осуществление комбинации R. Впрочем, существует очень мало зданий, в которых затяжки (как Т на рис. 12) своим натяжением не способствовали бы устойчивости столбов, воспринимая распор сводов. Эти затяжки одновременно служат защитой против разрушительного действия землетрясений, столь частых в странах Востока. В константинопольской св. Софии эти затяжки ставились только на время, пока схватится кирпичная кладка, а затем их спиливали; но, по-видимому, опыт доказал опасность их устранения, и почти все здания позднейшего времени сохранили свои затяжки.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий