Церкви Византийской империи
Церкви Византийской империи: Церкви с центральным алтарем. Базилики с деревянным перекрытием. Первые церкви со сводами; памятники, промежуточные между архитектурой Римской империи и византийской архитектурой. Эпоха Юстиниана и законченный тип византийских сводчатых церквей. Купольная церковь с круглым основанием. Купол с восьмиугольным основанием. Купол с квадратным основанием. Крестовая церковь с пятью куполами. Позднейшие типы византийской церкви. Особенности церквей центральной Сирии. Церкви с кровлей из плит; церкви с деревянным перекрытием на арках. Купольные церкви.
Рассматриваемые объекты византийской архитектуры: Константиновская церковь в Антиохии. Церковь Гефсиманского холма. Базилика св. Гроба. Церковь св. Иоанна в Константинополе. Церковь Богородицы (мечеть Эль-Акса в Иерусалиме). Церковь св. Димитрия в Салониках. Базилика в Вифлееме. Базилика в Карее (Афон). Базилика в Сардах. Церковь Троицы в Эфесе. Базилика Ала-Шер в древней Филадельфии. Церковь св. Георгия в Салониках. Церковь на горе Гаризиме. Церковь св. Сергия в Константинополе. Церковь св. Виталия в Равенне. Церковь св. Сергия. Церковь св. Виталия. Церковь св. Софии в Салониках. Св. София в Константинополе. Собор св. Марка и Церковь св. Фронта. Церковь Ватопеди (Афон). Комплекс храмов монастыря Пантократора. Церковь св. Вардия в Салониках (Казанджиляр-Джами). Церкви св. Никодима в Афинах, св. Луки на Парнасе и св. Николая в Мистре. Церковь св. Георгия в Эзре. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Церкви без сводов
Церкви с центральным алтарем. — В Византийской империи план с центральным алтарем, по-видимому, является в известной мере общим для первых веков христианского искусства.
Евсевий оставил нам описание Константиновской церкви в Антиохии; это было восьмиугольное здание. Отец св. Григория Назианзина построил церковь в своем родном городе также по плану восьмиугольника.
Примечание: Сочинения епископа Евсевия из Цезареи (ум. в 338 г.) являются источником наших сведений о постройках императора Константина.
Описания и зарисовки паломников позволяют нам отнести к этому общему типу и церковь Гефсиманского холма, а также и храм, построенный на месте разрушенной в X в. константиновской базилики св. Гроба. Сохранилось воспоминание о древней деревянной крыше, возвышающейся в форме усеченного конуса над круглым барабаном и оставлявшей открытой центральную часть ротонды.
Примечание: Для реконструкции ротонды базилики св. Гроба много было сделано Айналовым; см. еще раннюю его работу «Мозаики IV и V веков», СПБ. 1885. См. также: Протасов, Материалы для иконографии Воскресения, Сергиево 1913; Wulff, упом. соч.
В примере, изображенном на рис. 33, ротонда заменена квадратным залом, обнесенным двухэтажной галереей; это — план одной из церквей в Адрианополе, относящейся, по всем признакам, к первым векам христианской архитектуры и переделанной приблизительно к XII в. в купольную церковь.
Базилики с деревянным перекрытием. — Перейдем к восточным церквам, относящимся к типу базилик. Большинство церквей, воздвигнутых Константином в его новой столице, имеет план с удлиненными нефами; преждевременное разрушение этих церквей указывает на непрочность их конструкции; на месте, занимаемом ныне св. Софией, долгое время стояла обыкновенная базилика. По типу базилики были построены также константиновская церковь св. Гроба, церковь в Вифлееме, базилика в Пергаме; затем, уже в более позднее время, церковь св. Иоанна в Константинополе, юстиниановская церковь Богородицы — теперь мечеть Эль-Акса в Иерусалиме, церковь св. Димитрия в Салониках и Эски-Джюма там же. Рис. 28 показывает рядом с двумя западными базиликами план базилики в Вифлееме (С), вероятно — эпохи Константина; ее отличительную особенность составляют три абсиды.
Рис. 33 |
Рис. 34 |
В Карее (Афон) план базилики осуществлен не при помощи ряда аркад, отделяющих нефы, а посредством единой аркады (рис. 34).
Примечание: Собор Протатского монастыря в Карее, на Афоне, замечателен своими росписями. См. Кондаков, Памятники христианского искусства на Афоне.
Первые церкви со сводами; памятники, промежуточные между архитектурой Римской империи и византийской архитектурой
Перейдем к комбинациям, в которых появляется свод. Лишь один Восток, благодаря остаткам благосостояния, которыми он был обязан своей отдаленности от нашествий варваров, мог приступить к возведению долговечных сооружений. Мы постараемся проследить развитие его сводчатой архитектуры от самого ее возникновения до эпохи расцвета, отмеченной царствованием Юстиниана и созданием такого шедевра, как св. София.
Для сводчатых церквей колебания относительно общего их характера еще осложнялись необходимостью выбора системы сводов. Делались попытки приспособить римский свод к византийскому плану. В Малой Азии Иераполис представляет собою пример христианской базилики первых времен, своды здесь цилиндрические из тесаных камней; в Сардах (рис. 35, А) — базилика с крестовыми сводами, которые могут считаться одним из последних случаев применения бетонной кладки горизонтальными слоями.
Рис. 35 |
Церковь Троицы в Эфесе (В), сооруженная со всей пышностью античных памятников, по-видимому, имела коробовый свод, прорезанный в центре куполом.
Примечание: Шуази дает план церкви св. Марии в Эфесе эпохи Юстиниана (VI в.).
В церкви св. Георгия в Сардах (С) решительно применен сферический купол; неф перекрыт тремя полуциркульными куполами на парусах, массивными, как римские своды, выложенными из кирпича и облицованными бутовым камнем. Полусферический купол перекрывает также и алтарь.
Такие же общие данные мы находим и в базилике Ала-Шер в древней Филадельфии (рис. 36). Архитектура Римской империи как бы оживает в этих поистине римских конструкциях.
Рис. 36 |
Небезынтересно отметить, что памятники этой архитектуры, занимающей промежуточное место между римским искусством и византийским, находятся в Малой Азии — стране, сохранившей греческий дух и подвергавшейся благодаря своему географическому положению как римским влияниям с Запада, так и азиатским воздействиям из Ирана. Пергам,
Сарды, Эфес — вот пункты, в которых сталкиваются влияния Рима и Ирана. Нет ничего удивительного в том, что мы находим здесь следы обоих перекрещивающихся течений. Мы дошли до эпохи, когда византийская архитектура окончательно освобождается от влияния искусства Римской империи.
Эпоха Юстиниана и законченный тип византийских сводчатых церквей
Сводчатые здания византийской архитектурной школы, в собственном смысле слова, могут быть разделены на три группы, в зависимости от того, перекрывает ли купол круглый, восьмиугольный или квадратный план.
Купольная церковь с круглым основанием. — Эта группа, как и группа купольных базилик, в хронологическом отношении занимает место на границе между византийским и римским искусством. Все здания, относящиеся к этой группе, явно родственны римскому Пантеону: все они имеют, подобно ему, круглый барабан, облегченный большими нишами. Можно ли их связывать с восточным искусством? Или, наоборот, следует отказать римскому Пантеону в азиатских влияниях? Последняя гипотеза, которая усматривает предков Пантеона в тех областях, где находятся и его прямые потомки, кажется наиболее вероятной.
Примечание: Упоминаемые далее постройки в Спалато, в частности гробница Диоклетиана, относятся к восточным воздействиям. См. Strzygovski, Spalato, Studien aus Kunst und Geschichte, Freiburg i. Br. 1906. Церковь Георгия в Солуни в своей основе является античным зданием восточного происхождения, приспособленным в IV в. к христианскому культу. Ближайшей восточной параллелью является церковь Дранды на Кавказе, XI в., также еще античная в своей основе, как это было установлено исследованиями Башкирова.
Купол гробницы Диоклетиана в Спалато возвышается над круглым барабаном, так же как и в церкви св. Георгия в Салониках (рис. 37, А). В Пергаме обе ротонды, примыкающие к базилике, перекрыты куполами; к тому же типу принадлежат обе ротонды, некогда примыкавшие к церкви св. Петра, а также гробницы св. Елены и св. Констанции.
Примечание: Оставаясь в пределах типологической классификации, Шуази не отмечает различий и эволюции стиля в центрических зданиях, употребляющих внутри венец колонны, как мавзолей Констанции и др., и представляющих пространственный блок, как Пантеон и пр.
Рис. 37 |
Купол с восьмиугольным основанием. — После ротонды, которая обходится без парусов, наиболее легким для выполнения является многоугольный зал, так как он требует только незначительных парусов. Купол на восьмиугольном основании возникает, по-видимому, из конструкции юстиниановской церкви на горе Гаризиме (рис. 37, В); такие же купола дошли до нас в двух зданиях, воздвигнутых, как это достоверно известно, Юстинианом: в церкви св. Сергия в Константинополе и церкви св. Виталия в Равенне.
В церкви св. Сергия (рис. 38, А) восьмиугольный барабан купола поддерживается с четырех сторон опорными нишами, а с остальных четырех — подпружными арками. Ребристое строение купола позволило, как видно на рисунке, установить его без посредства парусов на верхнем ряду кладки барабана. Подкупольное помещение окружено двухэтажной галереей, вписанной в квадратный план.
Рис. 38 |
Примечание: Не анализируя стиля, Шуази называет нишами экседры.
В церкви св. Виталия (рис. 38, В) купол сложен из трубок, вставленных концами одна в другую. Купол — гладкий и связывается с поддерживающим его восьмиугольным барабаном переходами в виде парусов. К барабану пристроены 8 ниш, служащих ему опорами. Боковые нефы двухэтажные, как и в церкви св. Сергия, но вписаны в восьмиугольник. Церковь св. Виталия — одно из тех редких византийских зданий, своды которых защищены крышей; это отклонение от правила объясняется легкостью сооружения.
Купол с квадратным основанием. — Мы подошли к решению, которое начинает преобладать с VI в. и держится до наших дней, — это купол с квадратным основанием. Купол, являющийся центром здания, вносит в композицию единство, которое византийцы остерегаются нарушить удлинением главного нефа: они лишь едва-едва его увеличивают. Они принимают план в виде греческого креста, обусловленный системой опор. Этот план применяется ими с одинаковым успехом как к колоссальным сооружениям, так и к миниатюрным церквам, вроде собора в Афинах, купол которого едва достигает 3 м в диаметре.
На рис. 39 мы приводим блестящий пример такого приема в большой церкви св. Софии в Салониках, которая восходит, вероятно, к VI в. Купол ее покоится на четырех больших парусах, имеющих вид сферических треугольников; вся композиция подчинена куполу.
Примечание: Клейма кирпичей указывают на эпоху Юстиниана; но построена ли София Солунская до или после Софии Константинопольской, остается спорным. О генезисе стиля Софии Солунской см. Wulff, Koimesiskirche in Nikaa, Strassbourg 1903.
Рис. 39 |
Четыре массива по углам основания образуют опоры и воспринимают распор, передаваемый парусами, по диагонали. Цилиндрические своды связывают попарно эти массивы и перекрывают четыре конца крестового плана.
Вся система равновесия сосредоточена внутри здания; все конструктивные приемы направлены к поддержке купола и согласованы с ним: ансамбль, где все части подчинены этому главному мотиву, производит впечатление поразительной четкости.
Св. София в Константинополе, памятник по преимуществу византийский, отвечает этим требованиям ансамбля или, точнее, его разновидности, показанной на рис. 11, N. Рис. 40 объясняет расположение храма, которое в общем сводится к следующему.
Рис. 40 |
Купол — на парусах колоссальных размеров (более 30 м в диаметре); две стороны его поддерживаются сводами в форме абсид; две другие поддерживаются мощными подпружными арками и подпираются контрфорсами.
Две большие опорные абсиды расположены: одна — у входа, другая — у святилища; две подпружные арки соответствуют боковым фасадам. Направо и налево развертываются двухэтажные боковые нефы. Как своды боковых нефов, так и своды центральной части и опорные массивы имеют точки опоры внутри самого здания.
Св. София была воздвигнута при Юстиниане, около 530 г. (532—537 гг.), архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Траллеса. Композиция ее, замечательная по смелости, не лишена была известного риска; аварии, последовавшие по окончании работ, очень скоро выявили слабые места сооружения.
Контрфорсы были слишком слабы, опоры купола по боковым сторонам — недостаточны. Нужно было усилить массивы контрфорсов, а для этого понадобилось частично заполнить облегчавшие их декоративные ниши и сузить или даже уничтожить лестницы, которые там были устроены; пришлось дублировать и укрепить основания аркад боковых нефов, пересекающих контрфорсы, и загрузить пазухи купола.
Впоследствии землетрясения заставили неоднократно реконструировать самый купол. Вначале он был выложен с чересчур низкой стрелой подъема, но и новый, повышенный купол хранит следы еще других частичных переделок. Здание дошло до нас уже укрепленным, в переделанном и исправленном виде. В общем, оно простояло 12 веков; хотя оно и подвергалось реставрациям, все же подобная долговечность свидетельствует о жизненности основательно продуманной композиции этого сооружения.
Примечание: Купол рухнул в 558 г. и был к 562 г. вновь воздвигнут Исидором Младшим. Тогда-то появилась загрузка пазух купола, т. е. контрфорсы между его окнами, производящие в общем впечатление барабана, хотя последнего в действительности нет. Основательный анализ храма с точки зрения строительной см. у Salzenberg, Altchristiiche Baudenkmaler von Konstantinopel, Berlin 1854.
Как архитектурный замысел, св. София — шедевр: понимание архитектурных эффектов, использование контрастов, декоративная мощь доведены здесь до пределов возможного. На переднем плане — двойной затемненный портик подчеркивает своим контрастом лучезарный блеск необъятного нефа. От самого входа благодаря расположению конхи (полукупол), находящейся перед большим куполом, взор охватывает его целиком, и поверхность сводов центрального нефа развертывается непрерывно и беспрепятственно.
Вдоль всего нефа мы повсюду видим разнообразнейшие детали; главные линии производят впечатление простоты; в меру многочисленные детали подчеркивают величие. Уберите боковые колоннады — и ничто не будет указывать на необычайную величину пролета подпружных арок купола. Они нужны для понимания масштаба и для того, чтобы оградить св. Софию от своеобразной похвалы, полученной собором св. Петра: что ничто в нем не указывает на его грандиозность.
Украшения собора дают представление о безграничности византийской роскоши. Стены украшены панно из наборов редчайших мраморов, своды сплошь покрыты мозаикой; нет ни одного участка стены, который не был бы облицован мрамором. Все своды отсвечивают мерцающими и прозрачными бликами золота и эмали. Большой купол, освещенный по всей своей окружности венцом из окон, кажется изолированным и как бы висящим в пространстве.
Примечание: Впервые это наблюдение высказал историк Прокопий, византийский писатель эпохи Юстиниана, современник построения храма св. Софии.
Пилоны, которые поддерживают четыре паруса купола, скрываются за боковыми галереями; видны только углы их, но этого достаточно, чтобы почувствовать наличие опорной массы и успокоить глаз; здание поражает, но оно целиком понято с первого взгляда. Никогда еще устойчивость и смелость, блеск красок и чистота линий, гений Рима и гений Востока не объединялись в более поразительном и гармоничном ансамбле.
Примечание: Лучшие работы о Софии, представляющие историко-художественный анализ, — Andreades, Die Sophienkathedrale von Konstantinopel («Kunstwissenschaftliche Forschungen», I, Berlin 1931) и Sedlmayr, Das erste mittelalterliche Architektursistem (ibid., II, 1933).
Крестовая церковь с пятью куполами. — В то же самое время, когда в св. Софии осуществлялся идеал сооружения с единым куполом, архитекторы Юстиниана воздвигали на крестовом плане пятикупольную церковь св. Апостолов в Константинополе.
Церковь св. Апостолов не сохранилась и известна нам только по описаниям Прокопия. Но существуют две копии ее, сооруженные около XII в.: св. Марк в Венеции, дошедший до нас во всем блеске своей азиатской роскоши, и св. Фронт в Перигё, более величественный в своей строгой наготе, чем св. Марк под сверкающей оболочкой из мозаики и мраморов.
Примечание: Собор св. Марка в Венеции выстроен в 1063—1095 гг.; подвергся внешней обработке в XIII—XIV вв.; претерпел изменения в эпоху ренессанса. Храм св. Фронта в Перигё сооружен около 1120 г.
На рис. 41 показан общий вид св. Марка; для сопоставления даем вид св. Фронта (рис. 42). В том и другом зданиях купола покоятся на облегченных устоях, и часть их распора воспринимается подпружными арками.
Рис. 41 |
Рис. 42 |
Св. Марк, построенный в городе, который находился в непрерывных сношениях с Востоком, явился непосредственной копией византийского образца; св. Фронт связан с Востоком лишь через посредство св. Марка.
Примечание: В действительности храм св. Фронта выстроен вне зависимости от св. Марка, непосредственно восходя к византийским прототипам и являясь одним из памятников византинизирующей школы французского зодчества в Перигоре. См. Diehl, Manuel d'art byzantin; там же литература по данному вопросу.
Быть может, в Венеции полному подражанию модели препятствовала необходимость сохранить стены древней базилики, которые показаны на плане штриховкой; но, несомненно, основной план прототипа был соблюден.
Надо отметить наличие аркад, не имеющих практического значения; они идут вдоль нефа и, по-видимому, повторяют образец, в котором боковые нефы были двухэтажными, как и в св. Софии; в св. Фронте намек на двухэтажность боковых нефов остался только в аркатурах, идущих вдоль самых стен.
Примечание: Следует иметь в виду храм св. Ирины в Константинополе 532 г., эпохи Юстиниана, имеющий колоннады лишь в первом ярусе; над хорами же непосредственно возвышаются коробовые своды, выдерживающие распор купола.
Позднейшие типы византийской церкви
Пятикупольный план подходил только для очень больших зданий, а церкви, строившиеся в последний период византийского искусства, отличались чрезвычайно малыми размерами. Чувствовалась необходимость в более простом типе, и этот тип, по-видимому, выработался окончательно в монастырях Афона.
Примечание: Шуази дает здесь определение плана иное, чем дано им же самим выше; собственно пятикупольные храмы нередко были небольших размеров.
Афонские церкви имеют особые источники своего стиля, идущие с востока. В общем, это тот же план, что и св. София в Салониках, но без боковых нефов, — крестовый план с очень короткими концами и центральным куполом. Перед входом возвышается нартекс, или притвор. Все концы креста перекрыты цилиндрическими сводами, главный распор воспринимается на четырех углах парусами, и в этих местах должны находиться опоры.
Казалось бы, что для поддержания купола в каждом углу плана необходим массив, но византийцы понимали, что в действительности достаточно полого столба, если он правильно нагружен; таким образом, угловые массивы были облегчены.
Пример, изображенный на рис. 43, взят из Ватопеди (Афон); пример, показанный на рис. 44, — из одной из афинских церквей. Тот же прием применен в Католиконе и в Капникарее в Афинах, на Афоне в Лаврской церкви, в Константинополе в церквах Богородицы, Пантократора, Коры. Поскольку можно судить по описаниям Фотия, по этому же плану была построена большая дворцовая церковь, сооруженная в IX в. императором Василием. Это был, можно сказать, нормальный тип.
Рис. 43 |
Рис. 44 |
В IX в. возникает обычай возводить повышенные купола на цилиндрических барабанах (рис. 43 и 44). Причиной этого было, очевидно, желание прорезать у основания купола большие окна для освещения; однако это повышенное очертание постепенно распространяется и на слепые барабаны (церковь св. Богородицы и т. д.).
Примечание: Дело идет о позднее (в турецкую эпоху) заложенных барабанах.
Начиная с X в. не только вводится все более повышенное очертание куполов, но и самое число их увеличивается: четыре малых сферических купола, расположенные кругом центрального, вырастают в заметные купола и выявляют вовне внутреннее расположение здания.
Один из наиболее древних примеров куполов подобного рода представляет собою церковь св. Вардия в Салониках; церковь св. Апостолов в том же городе служит одним из наиболее выразительных примеров применения этой формы.
Примечание: церковь св. Вардия в Салониках выстроена в 1028 г.; в действительности была посвящена Богоматери; ныне называется Казанджиляр-Джами.
Все купола этой эпохи покоились на парусах, имеющих вид сферического треугольника. К XI в. вводится тромп. Это нововведение влечет за собой изменение в плане, показанное на рис. 45. Под каждой пятой тромпа появляются устои. Купол, таким образом, фактически покоится на восьмиугольной в плане базе.
Примечание: По существу, здесь не тромп, а экседра, но лишь с тремя вертикалями и непосредственно примыкающая к стене. Конечно, не план зависит от подобного тромпа, а последний — от введения обширного зала, охватывающего ширину трех кораблей. Мы имеем дело с реминисценцией одного из моментов эллинизма, сочетавшегося с воздействием Востока. См. примечания 12 и 13; Некрасов, Кривые покрытия... В части характеристики зрелого византийского зодчества работа Шуази устарела. Во времена Шуази и не подозревали о том богатстве типологии, которое установлено наукой после него и отчасти уже в наши дни. Особенно см. работы Wulff, Koimesiskirche и др., и Брунова: Die funfschiffige Kreuzkuppelkirche («Byzant. Zeitschrift», XXVII, 1927) и L'eglise a Croix inscrite a cinq nefs dans l'architecture byzantine («Echos d'Orient», 1927).
Этот вариант, менее смелый, конечно, чем нормальный тип, осуществлен в Дафни (рис. 45), в церкви св. Никодима в Афинах, св. Луки на Парнасе и св. Николая в Мистре.
Рис. 45 |
Особенности церквей центральной Сирии
Церкви с кровлей из плит; церкви с деревянным перекрытием на арках. — На общем фоне византийской архитектуры выделяются две сирийские строительные школы, с которыми нас познакомили работы Рея и Вогюэ. Одна из них существовала в долине Оронты, другая в Гауране — области, лежащей южнее Дамаска.
Примечание: Сюда необходимо присоединить особенно имена Кондакова, Бутлера и Стржиговского.
Леса — большая редкость во всей стране; южнее Дамаска их нет совершенно, и к тому же не хватает камня, пригодного для изготовления извести, — нет ничего, кроме базальтов.
Необходимо было экономно расходовать лесной материал, а в некоторых местах избегать не только деревянных конструкций, но даже и каменной кладки на растворе, и строить почти все здания из базальтовых плит, уложенных насухо.
Мы уже рассматривали в первом томе методы, вытекавшие из этих исключительных условий. На рис. 46 мы приводим два примера сооружений: один из них типичен для равнин к югу от Дамаска, другой — для долины Оронта: базилика А (в Тафке), которая показана на рисунке в разрезе, покрыта плитами; другая, В (в Руэйхе), имеет деревянную крышу, которая покоится на фермах, чередующихся с каменными арками.
Рис. 46 |
Купольные церкви. — Архитектура Сирии, не отказываясь никогда от базилики с перекрытием из плит на аркадах, к V в. допускает купола, но редко строит их на квадратном плане.
Мы уже говорили о сводах на парусах в Хараме; они являются исключением. В купольных постройках трансиорданской Сирии паруса почти повсюду заменяются комбинацией напусков, показанной на рис. 14; путем же применения многоугольного плана стремятся уменьшить выносы этих напусков до пределов возможного.
Церковь св. Георгия в Эзре — тип сирийской купольной церкви; купол покоится на восьмиугольном основании и поддерживается угловыми камнями; его профиль еще более повышен, чем у иранского купола, — это очень острый стрельчатый профиль, едва закругляющийся к вершине.
Бывает даже, что сирийцы оставляют неперекрытым пересечение двух нефов, чтобы избежать необходимости увязывать их с куполом. Подлинные тексты позволили Вогюэ установить, что в большой церкви св. Симеона Столпника в Калат-Семане пересечение нефов было совершенно лишено перекрытия.
Если бы в лесном материале не было острого недостатка, можно было бы избежать трудности, прибегнув к деревянному куполу. В церкви в Босре барабан не в состоянии выдержать тяжесть купола вследствие того, что в нем прорезаны окна; наличие же окон доказывает, что, по замыслу архитектора, барабан не должен был оставаться без перекрытия, как это было в Калат-Семане, — существование деревянного купола ясно из руин. В некоторых зданиях допускалось смешанное решение: деревянный усеченный конус, открытый на вершине; мы уже указывали на этот прием, говоря о ротонде храма св. Гроба.
Постройки мусульманской Палестины, впрочем, помогут нам восстановить конструкции деревянных куполов в христианской Палестине. В своем месте мы опишем яйцевидные купола с двойным деревянным перекрытием мечети Эль-Акса-и-Сакра в Иерусалиме; безусловно, эти купола, как и купола храма св. Гроба, принадлежат к той же группе, что и собор в Босре, а может быть, даже и восьмиугольная церковь в Гаризиме. По-видимому, в Сирии каменный купол часто заменялся легким деревянным покрытием.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий