Общественные сооружения и укрепления

 

ГРАЖДАНСКИЕ И МОНАСТЫРСКИЕ ПОСТРОЙКИ

Мы уже описывали в первом томе сирийский дом Римской империи; большинство домов, отвечающих этому описанию, принадлежит христианам: встречающиеся там надписи, эмблемы, кресты и семисвечники не оставляют никаких сомнений относительно верований их обитателей.

От домов собственно византийских провинций не осталось никаких следов. От дворцов остались одни только описания. Руины так называемого Текфур-Серая в Константинополе — не старше завоевания города крестоносцами. Но византийские хроники, комментированные Лабартом, позволяют восстановить императорский дворец, по крайней мере в его основных чертах: громадные галереи, многоугольные павильоны с абсидами, увенчанные куполами, облицованные мрамором и мозаикой. В этих павильонах император принимал послов, сидя на золотом троне, украшенном львами. Около трона возвышалось дерево с золотыми ветвями. Церемония приема сопровождалась звуками органа, а с ветвей дерева раздавались звуки, подражавшие пению птиц. Такая же азиатская пышность встречалась и в Багдаде и, несомненно, была заимствована из Ирана.

Примечание: Текфур-Серай относится к XIV в. См. Врунов, К вопросу об архитектурном стиле эпохи Палеологов в Константинополе (по поводу книги Wubzinger, Byzantinische Baudenkmuler zu Konstantinopel, Hannover 1925), «Изв. Болг. археол. цист.», 1929.

Lab arte, Histoire des arts industriels, I — III, Paris 1872—1875. См. также: Wulff, Altchir. u. byzant. Kunst; Diehl, упом. соч.; Обзор   главных   частей   Большого  дворца   византийских  царей   («Записки Русск. археол. общ.», 1891).

Что касается общего расположения, то из описаний ясно, что в группировке помещений отсутствовала симметрия: дворец был задуман по плану римской виллы, но залы его должны были быть построены и декорированы наподобие св. Софии. Церемониал являлся культом, а дворцовые помещения походили на святилища.

Монастыри известны нам по сирийским руинам и по дошедшим до нас традициям. В Сирии в эпоху раннего христианства монастырь представляет собою группу павильонов, в которых просторные кельи размещены вдоль портиков. В общем, все детали строения те же, что и в римских домах этой местности: если уничтожить часовню, ничто не будет напоминать жилище монахов.

Монастырская жизнь развивается и складывается в законченную организацию приблизительно к X в.; с этого времени монастыри приобретают четкую физиономию. Монастыри Синая, Map-Саба около Мертвого моря, коптские монастыри Египта, в особенности же монастыри в Фессалии и монастыри Афона могут быть указаны как главные типы монастырской архитектуры Византии. Афон —   настоящая провинция монахов, сохраняющая и поныне свой вид X в.; его обители — одновременно и монастыри и крепости. У св. Павла есть свой донжон; почти все монастыри снабжены укрепленными воротами. Внутри монастырских строений находится двор; по сторонам его расположены жилища монахов и паломников; середину двора занимает церковь; перед ней находится трапезная, а между трапезной и церковью — колодец для омовений.

Отметим одну деталь в расположении: кельи, находящиеся в верхних этажах, обслуживаются крытыми галереями или окаймлены выступающей галереей, своего рода балконом, который служит одновременно и для сообщения и в качестве веранды.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ

По примеру римлян, византийцы придавали решающее значение обилию воды. Но Константинополь был лишен проточной воды; в число его памятников входят цистерны и акведуки, от которых сохранились одни развалины. Акведуки были устроены по образцу римских подземных водопроводов со смотровыми колодцами, имевшими форму высоких колонн.

Константинопольские цистерны, достаточно обширные для того, чтобы обеспечить город водою на время осады, представляли собою бассейны, иногда под открытым небом, но по большей части перекрытые сводами на колоннах. На рис. 55 приведен один из наиболее выразительных примеров такого бассейна.

Примечание: См. Strzygowski und Forchheimer, Wasserbechalter in Konstantinopel, Wien 1893. Особенно замечательна цистерна, прозванная Бин-бир-дирек — «тысяча и одна колонна». Именно ее система и представлена Шуази на рисунке.

Большие дороги были по преимуществу дорогами римскими; в византийских мостах также не видно никаких конструктивных приемов, которые не восходили бы к искусству Римской империи. Эти мосты интересны особенно своими оборонными приспособлениями.

Мост Сабанджа — сооружение Юстиниана — был построен, очевидно, с целью обороны; он завершается часовней, но эта часовня — не что иное, как небольшой замок. Мосты Малой Азии имеют зигзагообразный план, чтобы не была возможна атака кавалерии.

Главной заботой византийских императоров была защита территории, которой угрожали с севера германцы, а с востока — иранцы; Прокопий оставил нам описание линии фортов, тянувшихся вдоль границ.

Христианская архитектура IV - X веков. Константинопольские цистерны
Рис. 55
Христианская архитектура IV - X веков. Константинопольские укрепления в разрезе
Рис. 56

На рис. 56 показана линия (теперь уже разрушенная) салоникских укреплений (S) и наиболее сохранившаяся часть константинопольских стен.

Константинопольские укрепления представляют в разрезе:

А — ров, который может быть наполнен водой; по берегу его — парапет с бойницами С; за ним — стена М с казематами и башнями; еще дальше — вторая стена N, башни которой чередуются с башнями предыдущей. В общем — три линии обороны; каждая последующая линия выше предыдущей, так что с внутренней линии можно перекидывать снаряды через две других.

Почти повсюду, так же как в римских укреплениях, сначала возводились стены, а затем только устанавливались башни. Никея, Кутахия и Филадельфия представляют ту же систему укреплений, что и Константинополь, только в меньших размерах. Тот же принцип мы встречаем и в укреплениях тунисских портов (Утика, Тунис), которые были отвоеваны у вандалов войсками Велизария и должны были служить центром военных операций в испанских и сардинских походах. Эта система, за исключением деталей, является общей для всех античных городов Азии: она выступает в описаниях Вавилона, она же была раскрыта и в раскопках Суз. В византийских укреплениях толща стен меньше, но зато все укрепления выполнены из камня на растворе вместо сырцового кирпича.

 

ВИЗАНТИЙСКИЙ ГОРОД

Мы рассмотрели все главные памятники большого города: церкви, дворцы, монастыри, укрепления. Чтобы довершить представление о византийском городе, следует еще упомянуть об общественных банях, имевших, как и у римлян, большое значение и перешедших по традиции в турецкие города, а также о зданиях, предназначенных для народных празднеств. В Константинополе имелись театр и цирк. Амфитеатр не допускался ни греческой цивилизацией, ни христианской цивилизацией Византийской империи: Константинополь довольствовался цирком, роль которого в истории города общеизвестна. В Константинополе был форум, обнесенный портиками. На площадях стояли статуи императоров: конная статуя Юстиниана, колонна Аркадия в подражание колонне Траяна; в верхнем конце ипподрома возвышался обелиск.

Своими гражданскими сооружениями, позаимствованными у старой империи, Константинополь должен был напоминать Рим, но византийское искусство допускало только внутренние украшения. Константинополь был как бы Римом, лишенным великолепия фасадов и изгнавшим из языческой архитектуры два типа зданий: амфитеатры и храмы.

Примечание: См. Кондаков, Византийские церкви и памятники Константинополя, Одесса 1886. Позднейшая литература у Wulff, упом. соч., и Diehl, упом. соч. В настоящее время ведется интенсивное изучение Константинополя посредством раскопок.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)