Романская архитектура: конструкция купола
Материал, который употребляли романские архитекторы для возведения сводов, заставлял их прибегать к кружалам; применять кружала для сферических сводов означало бы усложнять работу по своей доброй воле. А так как сферические своды из камня возводятся легко без кружал только в том случае, если они имеют большую кривизну, то плоская скуфья на парусах оказалась совершенно исключенной.
Романские купола возводятся с полусферической скуфьей или, еще лучше, как в Сен-Фронте, со скуфьей, имеющей стрельчатое очертание. Эти купола покоятся на парусах, форма которых подчиняется то византийскому, то сарацинскому влиянию, в зависимости от того, какое из них господствует в данной школе.
Скуфья
Некоторые купола возведены над многоугольным планом (рис. 105, А — Ле Пюи). Обычно же план приближается к показанному на чертеже В: скуфья представляет собою своего рода монастырский свод с округленными ребрами.
В Сен-Фронте купол в значительной части своей высоты выведен горизонтальными рядами, образованными выступающими плитами, что значительно уменьшает пролет клинчатой части и, следовательно, ослабляет распор; пример сооружений такого рода показали византийцы.
Основное различие между французскими куполами и куполами Востока обусловлено мероприятиями для защиты от разрушительных последствий зимних холодов. В первых куполах, появившихся на Западе, крыша лежит непосредственно на самом куполе, как это было и в Азии, но в наших странах приходится делать скаты с большим уклоном, чтобы обеспечить сток воды. Купол Сен-Фронта (рис. 106, А) покрыт сверху обмазкой конического очертания, которая не дает застаиваться снегу и воде.
Вскоре убеждаются, что и этого недостаточно; тогда купол настолько повышают, что он превращается в конус В; такой случай наблюдается в Лоше. Наконец, когда клюнийцы начинают покрывать цилиндрические своды своих нефов деревянными крышами, тогда, мы видим, над нефами в Ангулеме и в Фонтевро и над трансептами клюнийских зданий появляются купола С, защищенные крышами.
Рис. 105 |
Рис. 106 |
Паруса
С точки зрения согласования с квадратным основанием, несущим их, западные купола резко делятся на две группы: купола на парусах в виде сферических треугольников и купола на конических парусах.
Парус в виде сферического треугольника безраздельно господствует в областях, находящихся под влиянием Венеции, центром которых является Перигор. По всему торговому венецианскому пути, от Нарбонны до Ла Рошели, все купола имеют сферические паруса; влияние венецианской школы Перигора простирается на север вплоть до Фонтевро. Вне сферы этого влияния паруса повсюду строятся по приему иранцев, т. е. коническими; парус в виде сферического треугольника не встречается ни в Оверни, ни в Пуату, ни в Бургундии, разве только в редких византийских памятниках Прованса и в некоторых рейнских зданиях византийской школы.
Паруса в виде сферического треугольника. — В византийских памятниках Востока и даже в соборе св. Марка паруса в виде сферического треугольника покоятся на архивольтах, имеющих плоскую и вертикальную поверхность; в романских куполах поверхность архивольта продолжает сферическую поверхность самого паруса. Рис. 106, С поясняет эту особенность, которая наблюдается также в Кагоре, Ангулеме, Монморо и т. д.
Рис. 107 |
Конические паруса. — На рис. 107 представлены главные типы конических парусов. Примеры А к С соответствуют веерообразной кладке; маленький конусок позволяет избежать слишком острых углов в пункте расхождения рядов кладки. Пример С взят из собора в Пюи, пример А — из клюнийской церкви Парэ ле Мониаль. Парус В, заимствованный из церкви Нотр-Дам дю Пор в Клермоне, задуман как простая разгрузочная система.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий