Готическая архитектура: Материалы и способы их употребления
Романское искусство, зародившееся при первых сношениях христианского Запада с Азией, знаменует первые шаги архитектуры, прокладывающей себе путь при свете, исходившем с Востока. Отдельные попытки не согласованы, но повсюду одно и то же стремление: перекрыть церковь сводами. И, несомненно, правильным решением считают то, которое применяли римляне в своих трехнефных залах: крестовый свод, дающий возможность освещать перекрытые им нефы.
Примечание: Согласно терминологии Г. Зедльмайра — «балдахинный свод». См. «История архитектуры в избранных отрывках», М. 1935 г., изд-во ВАА, статья «Первая архитектурная система средневековья» (стр. 157 и др.). Основные новейшие работы, посвященные рассмотрению ведущих проблем готической архитектуры: Lasteyrie R., L'Architecture religieuse en France a l'epoque gothique. I—II, 1926—1927; Karlinger H., Die Kunst der Gotik, 1927; Gall E., Die Gotische Baukunst, I, 1925; Сlasen в серии «Handb. d. Kunstwissenschaft», 1930.
Но, не имея возможности осуществлять крестовые своды по римскому образцу, т. е. монолитными бетонными, решаются строить их из камней, притесанных без особой тщательности. Однако этот несовершенный свод рискуют возводить только над малыми пролетами боковых нефов, когда же дело касается главного нефа, начинаются колебания, выполнение становится затруднительным, устойчивость — сомнительной. Прибегают к различным ухищрениям.
Прогресс, отмечающий эпоху готики, выразится главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной задачи: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов. И именно этими двумя новшествами готическая церковь будет отличаться от романской церкви того типа, который был создан последними архитекторами клюнийской школы. Вспомним конструкцию Везлэ; представим себе нервюры под крестовыми сводами и подпружные арки в местах, где приложен их распор, — тотчас же кладка упростится, обеспечено будет равновесие, т. е. осуществится идеал, к которому стремилось романское искусство.
История готической архитектуры — это история нервюры и аркбутана. Но, прежде чем перейти к анализу функций этих двух основных элементов новой архитектуры, необходимо рассмотреть общие приемы, которыми она пользуется.
МАТЕРИАЛЫ И СПОСОБ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Материалы — те же, что и в романской архитектуре: почти все французские соборы построены из тесаного и бутового камня, преимущественно мелкого. Ввиду отсутствия путей сообщения приходилось по большей части пользоваться камнем из ближайших каменоломен, а этот камень часто бывал недостаточно крепок. Между тем, дело касалось построек невиданной ранее высоты, в которых создавались колоссальные нагрузки; следовало считаться с осадкой основания и с усадкой самых масс кладки. Прочность постройки должна была возможно меньше зависеть от этих деформаций, — нужно было достигнуть, так сказать, эластичности кладки.
Неудовлетворительные качества материала должны возмещаться правильным распределением нагрузок, конструкция должна обладать известной гибкостью, — таковы две главные идеи, которые, по-видимому, непрестанно владели мыслями готических архитекторов.
ФУНДАМЕНТЫ
Почти всем готическим церквам предание приписывает фундаменты на сваях. В действительности же ни один фундамент, обследованный до сих пор, не подтвердил этой легенды: в тех церквах, где средства это позволяли, как, например, в соборе Парижской Богоматери * и в Амьенском соборе *, фундамент представлял собой каменный массив, с забуткой из щебня, с раствором и облицовкой из крупных блоков; расширяясь книзу, он распределяет давление на большую поверхность. Такой широкий фундамент уменьшал осадку здания.
Примечание: Собор Парижской Богоматери построен на месте двух старых базилик. Год начала работ — 1163 — засвидетельствован хроникой XIV в. В 1185 г. в хоре храма уже совершалась служба. В 1223 г. был окончен портал до галереи, в 1235 г. — башни. Работы, однако, продолжались и дальше; среди строителей собора упоминаются имена, относящиеся и к XIV в. В XVIII в. Суффло перестроил вход; в XIX в. собор был реставрирован. Собор имеет 127 м в длину, 37 м в высоту (внутри); башни — высотой в 68 м. См. Aubert M., N. Dame de Paris, Paris 1920.
Амьенский собор — самый крупный из готических соборов Франции (143 м в длину, 61 м в ширину, высота сводов 43 м). В 1218 г. пожаром была уничтожена прежняя базилика Амьена; в 1220 г. архитектор Люзарш представил планы нового собора, а в 1288 г. здание было в основном закончено. См. Durand G, Notre Dame dAmiens, Am. 1901- 1903.
Чтобы предотвратить возможность выпирания из ряда в сторону, под каждый ряд устоев подводился сплошной фундамент (рис. 162, церковь Богоматери в Дижоне). Часто даже фундаменты устоев связывались при помощи подземных стенок из утрамбованного щебня с фундаментамистен, образуя под всем зданием своего рода фундаментную сетку.
Рис. 162 |
Но этот дорогостоящий способ не всегда мог быть осуществлен. Жертвователи не соглашались, чтобы их средства шли на скрытые под землей работы, и архитекторы должны были подчиняться необходимости возводить здания на недостаточно прочном фундаменте: соборы в Мо и в Труа сейчас же по возведении подверглись деформациям, но благодаря гибкости своих конструкций они смогли простоять шесть веков.
СПОСОБЫ ГОТИЧЕСКОЙ КЛАДКИ
Отеска камня. — Обычай класть начисто отесанные камни, система возведения без отесывания камней после укладки их на место, принятая в романскую эпоху, строго соблюдалась французскими архитекторами и в эпоху готики.
Особенно характерна для готической кладки та тщательность, с какой выравниваются постели: только таким образом можно было обеспечить правильную передачу больших нагрузок, которыми отличались конструкции; повсюду постели, а часто даже и боковые торцы камней, отесываются с такой же аккуратностью, как и лицевые стороны. У готики имеются не только свои приемы, но и собственные инструменты: в ранний романский период инструменты обычно имели гладкое лезвие, а начиная с XII в. инструментом каменщиков является топорик с зазубренным лезвием. Что касается способа отесывания камня при помощи зубила, раскалывающего камень, то этот способ считался опасным и применялся только для гранита.
Слои раствора. — Равномерное распределение давления может быть достигнуто лишь при посредстве толстых слоев раствора. В готических зданиях толщина слоя раствора увеличивается по мере увеличения нагрузки; под башнями у подножия быков нередко встречаются слои раствора, толщина которых превышает 15 мм (полдюйма).
Романские архитекторы слишком часто уменьшали толщину раствора между рядами облицовочной кладки; готические зодчие никогда не допускают этой ошибки. В готических постройках применяются металлические скрепы, не бывшие в употреблении в романскую эпоху; но во избежание разрывов, которые могут быть вызваны ими при усадке кладки, их укрепляют заливкой из мягкого свинца. В соборе Парижской Богоматери встречаются на различных уровнях выравнивающие кладку ряды, все камни которых связаны между собой железными скобами, укрепленными свинцом.
Подъем камней. — Относительно способов подъема камней мы располагаем только весьма краткими указаниями в виде набросков Виллара де Гоннекур*и нескольких миниатюр или витражей, изображающих процесс сооружения здания; там можно узнать почти современные приспособления — подъемный кран, лебедку, все наши механические приспособления, которые по сути своей идут от античных времен.
Примечание: Виллар де Гоннекур, архитектор и скульптор, — одно из немногих известных нам имен художников готики. Сохранились (в Парижской национальной библиотеке) изданные впервые в 1858 г. Lassiis и Darcel его путевые наброски, где зарисованы архитектурные детали, орнаменты, люди; эта книга набросков связана с поездкой Гоннекура в Венгрию и относится приблизительно к 1244— 1247 гг.
По памятникам мы можем судить лишь о том, как готические архитекторы старались упростить оборудование своих строительных площадок. Благодаря малому весу камней, шедших на постройку, они могли не применять дорогостоящих приспособлений и обходиться легкими лесами.
Из соображений экономии они старались по возможности пользоваться самой постройкой для укрепления на ней лесов: на лицевой стене собора Парижской Богоматери до сих пор заметны гнезда, куда вставлялись пальцы, позволявшие укрепить на стене строительные леса. Эти гнезда, необходимые в момент постройки, могли оказаться пригодными и для позднейших реставрационных работ, — поэтому они остались незаделанными.
ДЕТАЛИ КЛАДКИ
Мы уже видели, что, начиная с романской эпохи, отказываются от такой кладки, при которой в выкладке углов применяются специально отесанные камни особой формы, а клинья арок отесываются зубилами по кривой. Эта дорогостоящая и вместе с тем непрочная кладка противоречила самому духу архитектуры, так считавшейся с возможностью деформаций; поэтому такая кладка была строго запрещена.
Однородная кладка. — Романские архитекторы часто облицовывали бутовую кладку тонкими плитами. В эпоху готики этот неудачный прием встречается очень редко: кладка извне и изнутри имеет одинаковую высоту рядов.
Угловые блоки из больших камней, не составляющие единства с облицовкой и не участвующие в ее осадке, постепенно исчезают: зодчие стремятся к однородности, а если нарушают ее, то делают это, как доказал Виолле ле Дюк *, сознательно и прибегают к комбинациям, свидетельствующим о глубоком понимании того, как распределяется давление.
Примечание: Виолле ле Дюк Эжен-Эмануэль (1814— 1879) — архитектор, создатель первой научной концепции готической архитектуры. Свое исключительное знание готики он черпал прежде всего из реставрационных работ; соборы в Париже, Амьене и Реймсе восстановлены были им в их более или менее первоначальном виде после переделок XVIII в. Его основной труд — «Dictionnaire raisonne de l'architecture francaise du XI au XVI siecle», I—X, 1853—1858.
Кладка с массивными включениями. — Прием А (рис. 163) достаточно выясняет идею, лежащую в основе этой кажущейся аномалии. Здесь требуется распределить тяжесть сооружения на всю поверхность широкого основания. Массив фундамента, через который должно производиться это распределение, имеет снаружи откос.
Предположим, что этот массив выполнен однородной кладкой, как показано на разрезе А'; тогда при малейшей неравномерной осадке основания образуется трещина /, которая отделит ядро массива от его скошенной части и сделает всю эту часть бесполезной, быть может, даже вредной.
Чтобы избежать этой опасности, фундамент в Амьене (разрез А) укреплен крупными каменными блоками М Эти блоки, менее сжимаемые, чем остальная кладка, будут передавать давление в R.
Такой способ применен в сильно скошенных контрфорсах, воспринимающих громадную тяжесть башен собора Парижской Богоматери. Виолле ле Дюк, имевший возможность во время реставрационных работ детально изучить конструкцию этих башен, указывает, что в толщу кладки контрфорсов введены укрепляющие «включения», состоящие из группы рядов, расположенных перпендикулярно к горизонтальным рядам (рис. 163, Р). Эти ряды, менее сжимаемые, чем горизонтальная кладка, передают давление на основание. По тем же причинам такие опорные укрепляющие «включения» с вертикальным направлением слоев нередко применялись в массивах готических зданий.
Рис. 163 |
Рис. 164 |
Представим себе столб, укрепленный колонками, на который давит тяжесть в вертикальном направлении (рис. 164). Колонки, менее сжимаемые вследствие своей монолитности, примут на себя большую часть нагрузки, чем в том случае, если бы они были выложены из слоев камня; колонки, в которых слои расположены вертикально, разгружают массивную колонну, к которой они примыкают. Когда мы дойдем до равновесия сводов, мы увидим, с каким искусством зодчие готики умели использовать этот прием всякий раз, когда им нужна была сильная и занимающая мало места опора.
Но применение подобных колонок требует большой осторожности. Ставить их на место в тот момент, когда возводится здание, значило бы подвергнуть опасности излома консольные камни В, связывающие их с основным массивом: если бы кладка ствола стала оседать, консольные камни отломились бы, как показано на рис. 164, R.
Чтобы избежать этого, колонки приставлялись лишь после выкладки ствола, когда основной массив уже осел; консольные камни В также устанавливались заранее, а колонки на них — позднее.
Такая предусмотрительность подтверждается любопытным рисунком Виллара де Гоннекур, относящимся к Реймскому собору *. Колонки, расположенные под аркбутанами Реймского собора, были возведены горизонтальной кладкой, но по первоначальному замыслу архитектора они должны были быть сложены вертикальными рядами. Набросок Виллара, воспроизводящий проект, изображает на местах колонок только одни капители: стволы их должны были быть поставлены позже.
Примечание: Реймский собор был центральным местом культовых церемоний феодальной Франции. Здесь короновались почти все французские короли. В 1210 г. пожар уничтожил старую базилику; план нового собора составлен (архитектором Жаном д'Орбэ?) в 1211 г. Первая месса в новом здании совершена в 1232 г. Здание строилось вплоть до XIV в. Длина здания 140 м, ширина 60 м, высота сводов 38 м; свыше тысячи статуй украшали знаменитое здание, жестоко пострадавшее во время империалистической войны. Лучшее издание памятников Реймса выполнено Р. Vitrу (1921).
Несмотря на эту предосторожность, колонки с вертикальными рядами часто обламывали свои опорные консольные камни в местах соединения последних с кладкой стен.
Этот способ был остроумен, но выполнение его требовало иногда большой смелости, можно даже сказать, изощренности; готическая архитектура не всегда умела освобождаться от духа современной ей схоластики, но такого рода излишества лучше всего характеризуют направление.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий