Элементы опор и уравновешивания сводов
Те изменения, которые эпоха готики привносит в романские элементы опоры и уравновешивания сводов являются прямым следствием новой конструкции свода: форма его нервюр обусловливает форму поддерживающих его опор, а распределение распора свода определяет расположение элементов, поддерживающих свод. Рассмотрим, каким образом свод покоится на устоях, каким образом распор поглощается контрфорсами; обратим внимание на роль стены в системе равновесия; рассмотрим, наконец, передаточный орган — аркбутан, позволяющий, так сказать, передавать распор нервюр и уравновешивать его на расстоянии.
ГОТИЧЕСКИЙ УСТОЙ
Романские архитекторы ставят колонку под каждой пятой подпружной арки. В эту эпоху подпружные арки были единственными нервюрами; когда же появляются новые нервюры, которые помещаются диагонально по ребрам сводов, то к ним применяют уже принятые правила. Идея готического устоя, представляющего собой пучок колонок, — это последовательное развитие идеи романского столба.
В свою очередь, кладка нервюр и их опорных частей поясняет, как получались последовательные изменения этого пучка. Мы уже установили выше две эпохи в кладке нервюр: одна предшествует кладке их опорных частей горизонтальными рядами в виде подушки, другая следует за ней. Каждой из этих эпох соответствует особое расположение опорного столба.
Пока продолжает применяться кладка, при которой нервюры от самой пяты выкладываются клинчатыми камнями, пята каждой нервюры опирается на отдельную пристенную колонку довольно значительного сечения, а опорный столб получает вид А (рис. 189).
Рис. 189 |
Но скоро замечают, что распор свода действует в наклонном направлении, что поэтому нагрузка на колонку очень незначительна и что, следовательно, ее может нести поставленная под пятой арки консоль С; и действительно, мы встречаем консоли в Сансе, в Шалоне и в нижней капелле епископальной церкви в Реймсе.
Обычно колонка сохраняется, но исключительно как декоративный элемент: ее делают почти нитеобразной. Затем ее начинают выкладывать в виде веретенообразного стержня, слои которого направлены вертикально, и устанавливают ее после того, как своды уже выведены, а завершающая колонку и связанная с кладкой стены капитель выполняет роль консоли С.
Когда же начинают возводить опорные части сводов в виде подушки, убеждаются в том, что ряды кладки этих подушек заменяют консоль и что даже капитель является уже излишней; размеры ее уменьшаются. Наконец, делая последний вывод, совершенно устраняют капитель, являющуюся излишней, и нервюры продолжаются без перерыва от вершины свода до основания опорного столба.
На чертежах рис. 189 можно наблюдать это постепенное видоизменение опорного столба: А, В, С — первоначальное расположение, до применения подушки; D, Е— последующее. На чертеже А роль опорного элемента играет колонка; на чертеже В колонка считается уже бесполезной и трактуется как декоративный аксессуар; на чертеже С она заменена консолью; на чертеже D место консоли занимает подушка; на чертеже Е нервюра продолжается вдоль стержня устоя без перерыва и без введения капители. Устройство остальных частей готического устоя подчинено взаимодействию элементов конструкции, поддерживающих свод, и будет описано после того, как мы изучим эти элементы.
КОНТРФОРС; БЕСПОЛЕЗНОСТЬ СПЛОШНЫХ СТЕН И ОТКАЗ ОТ НИХ
Романский цилиндрический свод распределял распор равномерно и требовал непрерывной опоры; крестовый свод, обычно повышавшийся до купольной формы; обладал распором подобно сферической скуфье; поэтому из осторожности было лучше подпирать его не только угловыми устоями, но и сплошной массивной стеной по всему периметру.
Романский контрфорс являлся утолщением стены, помещенным в том месте, где распор достигал максимальной силы; при системе же нервюрных сводов, локализующих распор, стена теряет свое значение для устойчивости свода. Для обеспечения равновесия достаточно местного сопротивления распору, распределяемого по твердо определенному плану в тех местах, где он действует. Поэтому готический контрфорс принимает вид тонкого выступа; он отличается от романского контрфорса своей формой, какой никогда не допускала романская архитектурная школа, и, как мы увидим, очертанием, более соответствующим его назначению.
Последовательные видоизменения контрфорса
Ступенчатый профиль. — Внешняя поверхность романского контрфорса была почти всегда вертикальной (рис. 190, А). Готические архитекторы заметили, что при одинаковой затрате материала контрфорс оказывает более эффективное действие, если он находится в наклонном положении по отношению к поддерживаемому им своду: каменная масса его, расположенная в т, работала плохо, — ее перемещают в /г, чтобы увеличить основание контрфорса; вертикальный романский контрфорс заменяют устоем с рядом уступов (рис. 190, В) или даже устоем с непрерывной наклонной поверхностью (хор в Монмартре).
Рис. 190 |
Возврат к вертикальному контрфорсу. — Материал находил себе лучшее применение, по выступ все увеличивался, а место для постройки в городах было ограничено. В половине XIII в. часто отказываются от преимуществ, которые давал профиль В, и возвращаются к вертикальному контрфорсу: в Сент-Шапель * контрфорс снова получает профиль С, почти без уступов.
Примечание: Сент-Шанель, в дословном переводе — «святая часовня», — небольшая готическая церковь, бывшая придворной капеллой королевского дворца в Париже. По традиционным сведениям, построена в 1245 г. Пьером де Монтеро (Монтрсйлем), что в настоящее время опровергается. См. Schermann M„ La Sainte Chapelle («Arch. f. christl. Kunst». 1903).
Со статической точки зрения новый контрфорс далеко не равноценен тому, который он заменяет: ему стараются возвратить часть утраченной им устойчивости, нагружая его вершину в виде каменной башенки (пинакля) Р *.
Примечание: Башенка под аркбутаном в том месте, где последний переходит в контрфорс, выполняет, помимо декоративных, конструктивные функции, уменьшая уклон аркбутана к контрфорсу. Немецкая готика именует пинакли «фиалами». См. Genewcin A., Vom Romanischen.
Облегченные контрфорсы. — Результирующая усилий, вызываемых сводом (рис. 190, В), выражается наклонной силой F, которая действует, складываясь в каждой точке (L) с вертикальным давлением, производимым весом каменного массива Lf; результатом этого суммирования сил является линия давления, направление которой показано кривой LR. По линии LR всякая пустота была бы опасной; но вне этой линии пустоты не имеют значения, и если условия расположения требуют устройства обслуживающей галереи, наподобие G, то нет никаких препятствий к тому, чтобы эта галерея прорезала толщу контрфорса.
Почти вес готические контрфорсы именно так прорезаны обслуживающими галереями. В XIII в. стали удалять из контрфорса его ядро XX, статически бесполезное (чертеж D); в таком случае контрфорс подразделяется на внутреннюю часть Т, образующую опорный столб, и внешнюю V, являющуюся собственно контрфорсом; контрфорс получается расчлененным на внутреннюю и внешнюю части.
Рис. 191 |
Угловые контрфорсы. — Наконец, отметим особенность последнего периода готики — обычай помещать угловой контрфорс под углом в 45° к продолжениям стен. С XII в. до начала XV в. не знают иного расположения, кроме показанного на рис. 191, А — два контрфорса представляют соответственные продолжения обеих стен; начиная с XV в., почти неизменно, два контрфорса заменяются одним, расположенным, как это показано на плане В.
Стена. Уничтожение части стены, расположенной под сводом; расширение части стены, образующей тимпан
Как только распор концентрируется в том месте, куда его передает нервюра, для восприятия его достаточно одного контрфорса, и стена становится лишь инертным заполнением; она может быть облегчена и может быть сделана просто сквозной. И действительно, в течение XIII в. часть стены, заключенная между опорными столбами и подпружными арками сводов, неуклонно сходит на нет и заменяется широкими оконными проемами.
Эта замена тела стены оконным проемом порождает некоторые трудности, заключающиеся в следующем:
1) уничтожение стены ставит опорные столбы в изолированное положение, угрожающее их устойчивости;
2) нарушается точная локализация распора.
Опорные столбы подвергаются опасности бокового выпучивания, а опалубки свода получают некоторую тенденцию к скольжению по внешней поверхности несущих их нервюр. В различное время различными школами применялись следующие решения: В архитектурной школе Шампани (рис. 192, R) обычно широкая арка F связывает опорные столбы и образует у вершины свода своего рода жесткий пояс, препятствующий скольжению заполнении свода (Реймский собор).
Рис. 192 |
Архитектурная школа Иль де Франса (S) применяет более смелый прием: усилия, вызываемые тенденцией к скольжению заполнении свода, так же, как и распор нервюр, передаются системе опор. Пазухи свода заполняются жесткой забуткой G; передача совершается через посредство этой забутки, и подпружная арка становится легкой и тонкой (собор Парижской Богоматери).
Когда же опорные столбы раздваиваются (чертеж D) на внешние М и внутренние N, то только одни внутренние снабжены подпружной аркой Т. Чтобы укрепить связь между внешними столбами М, перекидывают между ними вторую арку R. Над каждой из этих арок находится тимпан, завершающийся на уровне карниза, а плиты Р образуют потолок между двумя тимпанами.
Эта система скрепляющих арок, которая, в общем, дает своду облегченный тимпан, существует уже с XII в. в соборе в Нуайоне *. В XII в. она находит себе применение главным образом в Бургундии (церковь Богоматери в Дижоне, Оксерр, Семюр, Кламси); мы встречаем ее в Шампани в нефе церкви Сент-Юрбен в Труа; в области Иль де Франс — в капелле Сен-Жермен ан Лэ. В XIV в. она выходит из употребления, и повсюду возвращаются к массивной подпружной арке, тимпан которой совершенно заполнен.
Примечание: Собор в Нуайоне начат около 1150 г., главный неф — около 1170 г. Ср. Le fevre - Роntа1is, Histoire de la cathedrale de Noyon, Noyon 1901; Gall, уном. соч.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий