Декоративные элементы готических крыш, дверей и лестниц
ДВЕРИ
Проем. — Готическая дверь отличается от романской только некоторыми различиями в деталях, как-то: стрельчатое очертание, более глубокий свод, увенчанный обычно фронтоном *. Как и в романской архитектуре, тимпан служит фоном для барельефных картин; свод над дверью украшен статуэтками, а в откосах ее установлены большие фигуры *.
Примечание: Над прямоугольником готического входа, как правило, помещен рельеф в стрельчатой арке, только отдаленно напоминающим основные функции дорийского фронтона. Изображение на рельефах этих даны в горизонтальных рядах; симметрия романского стиля в готике уступает место ритмической пульсации — композиции, которая порой нарочито неясна и стремится к тому, чтобы ее «читали», воспринимали, путем внимательного разглядывания.
Статуи над дверью и перед откосами в готике имеют иное композиционное значение с точки зрения синтеза архитектуры и скульптуры, чем подобные элементы в более раннем искусстве. Над дверью по линии арок маленькие статуи сплетаются в декоративные цепи; стоящие перед весьма глубокими откосами готических дверей фигуры, строго вертикальные в романском стиле, в готическую эпоху приводятся в движение, образуют декоративные и драматические группы. См. Каrlingеr, упом. соч.; Кing в «Art Studies», 1926.
Скульпторы достигают поразительного многообразия этих украшений. В соборе Парижской Богоматери каждый клин дверного архивольта имеет свой индивидуальный рисунок; при этом размеры клиньев чрезвычайно разнообразны, а каждый скульптурный мотив, высеченный на клине до его кладки на место, умещается в пределах одного камня. Поэтому если камень имеет продолговатую форму, то и мотив скульптуры развертывается в длину; если же камень узкий, то и сюжет рисунка вытянут по высоте. Эта неправильность, как и все другие вольности, имеющие оправдание, ничуть не раздражает глаз: это разнообразие, но не беспорядок.
Деревянные дверные полотна. — Наиболее старинные дверные полотна состоят из шпунтованных досок, посаженных на шипы и скрепленных горизонтальными средниками. В XIII в. такое устройство дверных полотен обычно усложняется еще подкосами, которые образуют треугольную систему и увеличивают сопротивляемость полотен деформации (Сент-Шапель и др.).
Начиная с XIV в., допускают конструкцию дверных полотен в виде решетчатого переплета с небольшими филенками из цельных досок (рис. 272, А и В). Эти филенки квадратной формы и позволяют отказаться от применения подкосов.
Руководствуясь весьма правильным пониманием сопротивления материалов, столяры соображают, как можно, не ослабляя прочности филенок, уменьшить их толщину в тех местах, где они соединяются с обвязкой. В XIV в. они применяют украшение (В), напоминающее складки ткани, с сохранением полной толщины доски там, где это может оказаться полезным, т. е. на середине филенки. Обвязка редко соединяется «в ус»; этот прием (С), при котором возможно расхождение частей, начал применяться только в XIV в.
Рис. 272 |
Рис. 273 |
Скобянка. — На рис. 273 представлены главные образцы скобянки, применявшейся к дверным полотнам, начиная еще с романской эпохи. На чертеже А — романская обшивка из медных листов, прикрепленных полосами и гвоздями из того же материала. На чертежах В и С показаны железные петли, обычно применявшиеся в течение XII и в начале XIII в.; они представляют собою полосы, от которых ответвляются завитки, прибитые гвоздями к полотну дверей.
Деталь D взята из петель собора Парижской Богоматери, предоставляющих шедевр кузнечного искусства. Каждая поперечина состоит из плотных полос листового железа и декоративных завитков, связанных вместе скрепами; все это, сваренное кузнечным способом, представляет одну составную петлю, так как техника готической эпохи не позволяла получить такую вещь из одного цельного куска.
УКРАШЕНИЯ КРЫШ
Крыши, покрывавшие своды, были видны только снаружи; обычно их увенчивали ажурным коньком из кованого железа. Когда же крыши должны были оставаться открытыми изнутри, то под черепицей или делали гладкую подшивку или же обшивали стропила снизу сводчатым потолком (рис. 274).
Рис. 274 |
На виду остаются только затяжки и бабки, и их отделывают с некоторой изысканностью. Их ребра по всей длине срезают на фаску, что позволяет использовать и брусья со сбитыми кромками, но ребра никогда не срезаются в тех случаях, когда это повредило бы прочности строительной конструкции (см. рис. 216 и рис. 224).
ЛЕСТНИЦЫ
Типичной для романской эпохи была винтовая лестница (рис. 275, А), известная под названием «винт св. Жиля», с винтовым ползучим сводом и с лестничной клеткой в виде круглой башни.
Рис. 275 |
От этого типа никогда не отказывались, но нередко готические архитекторы отваживались совершенно изолировать лестницу и сводить все ее устройство к открытым ступенькам, поддерживаемым только системой колонок (В).
Так как в этих случаях ступеньки перекрывали друг друга, то отпадала надобность в центральном устое, а стены клетки заменялись рядами колонок. В некоторых случаях лестницы построены по плану С: ступеньки расположены зигзагом, что позволяет намного увеличить крутизну лестничной рампы.
ЩИПЦЫ, ПИНАКЛИ, БАЛЮСТРАДЫ
Еще несколько слов о конструктивных деталях, увенчивающих здание.
Щипцы. — Ребра щипцов, или фронтонов (рис. 276), отделываются на два ската, которые образуются или горизонтальными рядами кладки (А), или же посредством наклонно уложенных плит (В). Когда прибегают к системе наклонно уложенных плит, то их упирают, как и при сооружении ската на аркбутанах, в горизонтальный угловой массив типа s (рис. 277), а на контрфорсе возводят в качестве нагрузки остроконечную пирамидку (пинакль) или каменный орнамент в виде цветка *.
Примечание: Здесь имеется в виду так называемый «крестоцвет» (по-немецки «Kreuzblume») — скульптурное украшение, порою гигантских размеров, увенчивающее острие малого «фиала» или башни всего готического здания. Ср. Genewein, упом. соч.
Рис. 276 |
Щипцы эпохи расцвета готики имеют прямолинейные очертания и точно повторяют уклоны крыши; лишь в XIII в. появляются щипцы стрельчатой формы (фасад церкви в Везлэ). Что касается профилей килевидной формы (R), то они характерны для XV и XVI вв. Наклонные края щипцов украшены зубчатыми узорами, которые вырисовываются фестонами на фоне неба. Обычно этот узор составлен из завитков (рис. 276, В), видоизменения которых показаны на рис. 277: в первой половине XIII в. — форма костыля * (а); во второй половине XIII в. — выпрямленный завиток (b), начиная с XV в. — завитки в виде кудрявой листвы (R).
Примечание: Форма «костыля» для тех украшений, о которых говорит здесь Шуази, соответствую «краббам» немецкой готики. См. Genewein, упом. соч.
Рис. 277 |
Пинакпи. — Пинакли, возведенные на вершине контрфорсов, имеют вид как бы остроконечных пирамидок, ребра которых украшены завитками, а вершина — орнаментом в виде цветка.
Балюстрады. — Что касается балюстрад, окаймляющих галереи или ограждающих водосточные желоба, то все они построены из ажурных плит, а их узоры хронологически совпадают с рисунком оконных переплетов. Очертания А и В (рис. 278) относятся к XIII в., С— к XIV в., D — к XV в. Очертания А и В напоминают трилистники XIII в., С — оконные переплеты XIV в. (ср. рис. 265), D — разветвленные переплеты XV и XVI вв. (ср. рис. 267).
Рис. 278 |
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий