Готические церкви
Эпоха формирования готического искусства — это время глубокого преобразования, охватившего одновременно церковное и светское общество. В духовенстве епископы берут перевес над аббатами, в светском строе зарождается муниципальная жизнь *.
Примечание: Муниципальная жизнь в готическую эпоху, начиная именно с XII в., отмечена рядом завоеваний городами прав самоуправления («коммуны») или льгот (в так над. «городах буржуазии»); начиная с 1076 г. (коммуна Камбрэ) вплоть до XV в. готическое строительство связано с развитием этих муниципальных «свобод». Капетингскими королями за XI—XII вв. издано 236 «ордонансов», предоставлявших различные права горожанам. См. «Социальная история средневековья», под ред. Е. А, Косминского, т. И, М.-Л. 1927- 1932.
Эта двойная революция наложила свою печать на новые здания. В романскую эпоху большие церкви принадлежали аббатствам, грандиозные готические церкви — по большей части епископальные, кафедральные соборы. Романская церковь строила аббатство для потребностей культа; кафедральный собор в одно и то же время — и символ религиозных верований и городское сооружение; первые готические соборы, воздвигнутые только что добившимися свободы городскими общинами, предназначаются и для общественных собраний и для религиозных церемоний.
Отсюда проистекает смешанный характер здании, в одно и то же время и церковных и муниципальных. Иногда получает преобладание светское влияние, иногда — влияние духовенства; это чередование и поясняет всю историю последовательно сменяющихся планов.
ПЛАНЫ
Кафедральные соборы
Романская церковь была приспособлена и к роли монастыря и к роли храма, обслуживавшего паломников, которые стекались на поклонение хранившейся там святыне. Монастырю был необходим закрытый хор с длинным трансептом; для паломников достаточен был проход в боковых нефах, ведущий в крипту, а перед ней — место для ожидания, нартекс.
Готическая церковь прежде всего строится для народных масс, и поэтому здесь уже нет никаких промежуточных звеньев между улицей и святилищем; нартекс отсутствует, открыт прямой доступ в церковь, внутренность храма сводится к открытому со всех сторон залу с центральным алтарем.
Ядром романской церкви служила крипта, в готической она исчезает: реликвии выставляются открыто около алтаря; если же крипта сохраняется, как в соборах Шартра и Буржа, она превращается в подземную церковь, совершенно независимую от самого собора. Часто простые абсиды небольшого размера заменяют венец капелл, окружавших романское святилище.
Поперечный неф, предназначавшийся для монахов, утрачивает свое значение и постепенно исчезает, с тем, однако, чтобы впоследствии появиться вновь. На рис. 284 и 285 мы приводим ряд примеров, иллюстрирующих эти последовательные изменения.
Рис. 284 |
План N (Нуайон, рис. 284) относится приблизительно к 1140 г.; он заимствует у романской архитектуры продолговатый трансепт в форме поперечной ветви креста, и в нем сохраняется воспоминание о нартексе.
Лаон (рис. 285, L) имеет также крестовый план с очень длинными концами. Собор Парижской Богоматери (рис. 284, Р), начатый в 1163 г., имеет слабо выступающий трансепт; поперечный неф сохранен, но он едва выступает за очертания главного нефа.
В Бурже (рис. 284, В) поперечный неф совершенно отсутствует; церковь сводится к прямоугольному залу, который заканчивается абсидой.
Вплоть до 1200 г. в больших кафедральных соборах (планы Р и В) имеется по пяти параллельных нефов, а главные нефы имеют по два этажа. Но вскоре на верхний боковой неф начинают смотреть, как на излишество, и его упраздняют. Находят, что между боковыми нефами и центральным расположено слишком много опорных столбов; и со времени собора в Бурже верхний этаж боковых нефов уничтожается. Начиная с XIII в., число нефов ограничивается тремя; пятичастный неф остается только в святилище.
Рис. 285 |
Реймский собор, основанный в 1212 г., Амьенский собор (рис. 285, А), заложенный в 1215 г., задуманы по новому плану; начиная с этого времени, лишь очень немногие церкви сооружаются по плану с пятью нефами на всем протяжении (Трир, Кёльн, Милан). Исчезновение пятинефного плана совпадает с возобновлением плана в виде креста; но.этот план никогда не получает вновь того значения, какое он имел в романскую эпоху. Амьенский и Реймский соборы подтверждают этот возврат к освященному традицией типу. Это восстановление крестообразного плана отнюдь не представляет собой явление случайное, единичное.
Проповедь учеников Франциска Ассизского и Доминика пробудили мистицизм и сделали распространенным, как никогда, культ святых и особенно Мадонны. Это время накладывает на соборы печать символики, какой совершенно не знала даже романская эпоха. Именно в этот период линии зданий решительно устремляются к небу. Завершающая капелла, посвященная Мадонне, с каждым днем все резче отличается от остальных окружающих ее капелл.
Культу святых отвечает растущее с каждым днем число капелл: каждый род, каждая корпорация стремятся иметь свою капеллу. Сначала их располагают в галерее, идущей вокруг хора; но затем эта галерея становится недостаточной, и в середине XIII в. приходят к мысли помещать новые капеллы между контрфорсами нефа, несмотря на то, что для этого приходилось сносить старые стены.
Первыми капеллами такого типа были, по-видимому, те, что тянутся вдоль нефов собора Парижской Богоматери; они были сооружены при достройке в 1240 г. Это нововведение явилось реальным техническим прогрессом: до сих пор пространство между контрфорсами было совершенно не использовано, теперь оно включается в здание. В силу такой перестройки контрфорс оказывается внутри здания, как это было в сводчатых залах римлян и византийцев.
Ко второй половине XIII в. относится одно видоизменение в богослужении, наложившее, в свою очередь, печать на общий вид нефов: богослужение, происходившее до сих пор на глазах у верующих, с этого времени становится скрытым от них. В полугражданских церквах раннего готического периода хор оставался открытым и свободным для доступа, теперь же он закрывается наподобие монастырского хора.
А так как реакция впадает обычно в утрировку проповедуемых ею идей, то преграда у хора (jube) превращается в настоящую стену, отделяющую святилище от остального здания; единство впечатления нарушается. Первые алтарные преграды датируются серединой XIII в.; через их ажурные отверстия с трудом можно видеть торжественные религиозные обряды. Алтарная преграда между нефом и святилищем создает такую же мистическую грань, какую у византийцев создавал иконостас.
С этого времени план принимает свою окончательную форму. Каждому из покровителей церкви отводится своя капелла, а в центре алтаря устанавливается престол. В Мане капеллы абсиды похожи на церковки, сгруппировавшиеся вокруг святилища. В XIV в. в Руане (рис. 285, R), а в XV в. в Кутансе возводятся завершающие капеллы, которые представляют собою целые пристройки. В Париже, Амьене, Ажане, в период между серединой XIII в. и концом XV в., святилище преобразуется в обнесенное стенами помещение.
В соборе Парижской Богоматери эта последовательность решений отразилась наиболее четко. На рис. 286 черной линией показано первоначальное расположение, а более светлой (штрихом) — позднейшие перестройки. Справа — первоначальный план, слева — план видоизмененный. Первое добавление заключалось в том, что вдоль нефа были размещены капеллы, для чего, как мы уже говорили, были пробиты боковые стены нефа.
Рис. 286 |
Остается невыясненным, существовали ли в первоначальном плане капеллы, примыкавшие к абсиде; но вдоль нефа их, безусловно, не было. Вследствие этой перестройки фасад капелл выдался вперед, за линию щипцов трансепта. И хотя эти щипцы были построены едва пятьдесят лет назад, их снесли, чтобы выстроить новые и таким образом выровнять линию.
Это второе видоизменение, подчеркивающее крестообразный план, относится к 1257 г. Алтарная преграда возводится во второй половине XIII в., а большие капеллы, лучеобразно окружающие святилище, в начале XIV в. К этому времени собор Парижской Богоматери претерпел все изменения, которым только мог подвергнуться готический план.
Приходские церкви
Архитектура приходских церквей, подчиненных непосредственно власти епископата, идет теми же путями, что и архитектура кафедральных соборов. Здесь готическая архитектура развивается во всей своей чистоте и умеет приспособиться к скромным средствам, имеющимся в ее распоряжении. Чаще всего из соображений экономии приходится отказываться от сводов над нефами, и сводом перекрывают только хор. А для того, чтобы избежать необходимости передавать распор при помощи дорогостоящих аркбутанов, хор оставляют без обхода. Эти приемы просты и четки, и здание, кроме других преимуществ, обладает тем достоинством, что не представляет собою просто миниатюрное повторение собора.
Монастырские церкви
Бенедиктинские церкви. — В XIII в. монашество делится па две группы: одна из них руководствуется уставом Бенедикта, со всеми смягчениями, внесенными в него временем; вторая — конгрегации с суровой дисциплиной: цистерцианцы, францисканцы и др.*.
Примечание: Монашеские ордена имели для развития готики меньше значения, чем для развития более ранней архитектуры. Орден цистерцианцев в Бургундии, как и францисканцев в Италии, культивировал некую упрощенную готику, одинаково противостоящую и прежней роскоши феодально-монастырского стиля Клюни и развитию городской архитектуры больших соборов. См. Curman S., Cistercienserordens Byggnadskonst, Stockholm 1912.
Характер архитектуры каждой группы так же своеобразен, как и самый дух их уставов. Только бенедиктинцы, не принявшие реформы, восприняли готическое искусство со всей его изысканностью и пышностью; как и клюнийское искусство, новая архитектура своим блеском отвечала запросам ордена.
Преданность бенедиктинцев принципам готики подтверждается всеми воздвигаемыми ими памятниками. Церковь Сен-Дени, хоры церквей Сен-Жермен де Прэ, Сен-Реми в Реймсе, Сен-Жермэ, Везлэ — относятся к первым и самым замечательным произведениям готического искусства. Церкви аббатств в Сен-Лё д'Эссеран, Монтье ан Дэр, Музон, Брэн, как по плану, так и во всех деталях, — стрельчатые церкви.
Капелла, посвященная Мадонне, получает особеннее развитие в монастыре; иногда она даже строится в виде отдельного здания. В церкви Сен-Жермэ ее связывает с абсидой простой проход; в церкви Сен-Жермен де Прэ, вместо того чтобы входить в состав главной церкви, она пристроена рядом.
Церкви цистерцианцев. — Мы подходим к раскольничьим, если можно так выразиться, церквам, т. е. к церквам, принадлежащим реформированным или вновь основанным орденам. Цистерцианская реформа, проведенная Бернардом около 1100 г., являлась протестом против роскоши клюнийцев. Орден Бернарда запрещает украшения, но принимает клюнийские методы и умеет придать стилю ту суровость, которая позволяет отличить цистерцианскую церковь с первого взгляда (рис. 287, О — Обазин).
Рис. 287 |
Три нефа, абсида, часто заменяемая прямой стеной, простые квадратные капеллы, окаймляющие трансепт, — таков типичный план, приписываемый Вилларом де Гоннекур цистерцианским церквам, и таков же, за исключением небольших вариантов, план существующих церквей: Понтиньи, Сен-Мартэн в Лаоне, Обазин, Сильвакан, Отерив и др.
Церкви проповеднических орденов и пр. — Орден нищенствующих братьев, основанный Франциском Ассизским в 1208 г., также придерживается сурового стиля. Церковь в Ассизи — однонефная, без боковых галерей. Орден братьев-проповедников, основанный несколькими годами позже Домиником, рассматривает церковь как помещение для проповеди. Чтобы избежать сложности сводчатой постройки с тремя нефами, требующей применения аркбутанов, они довольствуются планом с двумя нефами, завершающимися абсидой (рис. 287, Т).
Этот двойной корабль освещается непосредственно широкими окнами (якобинские монастыри в Тулузе и Ажане, древняя якобинская церковь в Париже и т. д.). План Т относится к Тулузе. Орден тамплиеров, основание которого связано с крестовыми походами, воспроизводит круглую форму мечети в Иерусалиме, на месте храма, где находился центр их ордена *. Этот круглый план воспроизведен в церкви командорства тамплиеров в Париже.
Примечание: Тамплиеры — монашески-рыцарский орден, основанный в XI в.; вел самостоятельную крупную политику, в том числе финансовую; строительство его носило преимущественно светский, крепостной характер. Орден уничтожен в борьбе с королевским и папским феодализмом в начале XIV в.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий