Особенности деревенских готических церквей и часовен

Деревенские церкви. — Наряду с этими удивительными произведениями готического искусства, следует бросить взгляд и на те скромные здания, которые, вследствие их многочисленности, поглотили не меньше усилий. Рис. 314 воспроизводит хор одной из тех деревенских церквей, которые строились тысячами в эпоху создания готических соборов во Франции; заслуга их строителей состоит в умении прекрасно приспособляться к чрезвычайно ограниченным средствам.

Особенности деревенских готических церквей и часовен. Хор одной из тех деревенских церквей

Рис. 314

Своды воздвигаются только над теми частями здания, где они могут держаться без помощи аркбутанов, т. е. на частях, лишенных боковых галерей, — на абсиде или трансепте; что касается нефа, в котором наличие боковых галерей должно было повести к передаче распора, то здесь довольствовались деревянной крышей.

На пересечении нефов поднимается башня — колокольня. Количество вариантов неисчислимо: то башня переносится ко входу и превращает нижний этаж в подобие портика, то уничтожаются концы креста; часто своды полностью заменяются деревянными стропилами.

В деревнях и бедных городских кварталах строили церкви даже с деревянными стенами, перекрытые деревянными стропилами; одна из таких маленьких церковок, восходящая в XIV в., сохранилась в предместье Труа, другая в Онфлере. В этих церквах мы не находим сложных комбинаций, но уже в силу своего назначения они имеют и свое лицо, и свой стиль; так же, как и наши соборы, они относятся к области искусства.

Капеллы. — Капеллы, окружающие хоры, в больших церквах строятся, как абсиды; мы уже показали ранее одну из капелл, расположенных по радиусам вокруг хора в Реймском соборе (рис. 270, А). Независимо от этих капелл, составляющих одно целое с главным зданием, существовали и такие, которые образовывали как бы пристроенные церкви; из них мы уже упоминали капеллу Сен-Жермэ и древнюю капеллу Сен-Жермен де Прэ. Отметим также капеллы в замках и епископствах: например, капеллу Реймского архиепископства (рис. 315), капеллу епископства в Нуайоне, Сент-Шапель в Париже (рис. 316, А), капеллу в Венсенском замке, капеллу в Авиньонском дворце (В). Эти капеллы были по большей части в два этажа. Верхний этаж представляет собою молельню на одном уровне с жилым помещением, сообщавшуюся иногда с отапливаемой кельей, где епископ скрывался от взоров посторонних; для публичных богослужений отводился нижний этаж капеллы.

Особенности деревенских готических церквей и часовен. Капелла Реймского архиепископства Особенности деревенских готических церквей и часовен. Сент-Шапель. Нижняя капелла в Авиньоне
Рис. 315  Рис. 316

Конструкция капелл была настолько же проста по плану, насколько богата по орнаментации. Отсутствие боковых нефов позволяло применять опорные элементы для поддержания сводов в виде непосредственно примыкающих к стенам контрфорсов. Единственная особенность плана обусловлена была недостаточной высотой капеллы в нижнем этаже.

В Реймсе (рис. 315), чтобы сделать ширину капеллы пропорциональной ее высоте, сузили ее пролет при помощи дополнительной каменной кладки, заполняющей пространство, которое считали лишним. Это была ошибка, которая впоследствии больше не повторялась. В Сент-Шапель прибегли к разделению нижнего этажа на три нефа (рис. 316, А). Нижняя капелла в Авиньоне (В) была разделена на два нефа. В обоих этих случаях создались без потери площади вполне приемлемые пропорции. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)