Сирийско-египетская школа мусульманской архитектуры

Памятники мусульманской архитектуры сирийско-египетской школы: Мечеть в Дамаске, построенная халифом аль-Валидом (на месте храма Иоанна Крестителя). Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске. Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. Мечеть Амра ибн аль-Аса в Каире. Мечеть Ахмеда ибн Тулуна. Мечеть «Аль-Азхар» в Аль-Кахира. Медресе Тайбарсия и Акбогавия. Баб аль-Музаййини («Ворота цирюльников»). Ворота Баб ан-Наср, Баб аль-Футух и Баб аз-Зувейла в Каире. Мечеть аль-Джуюши. Мавзолей над могилой аш-Шафии. Ансамбль зданий, состоявший из мечети, медресе, мавзолея и большого маристана, построенный султаном Калауном. Мечеть султана Хасана. Мавзолей Шаджар ад-Дурр. Мавзолей ар-Рифаи.  Мавзолей эмира Сункур Сади. Квартал усыпальниц Хаус аль-Басха. Мечеть-ханака султана Баркука. Мечеть-ханака султана аль-Муайада. Хаммамы (бани). Мечеть Шахин аль-Халвати.


Одной из тех мечетей, тип которых впоследствии разрабатывался в разных вариантах, была, построенная в Дамаске халифом аль-Валидом I (705–715). В действительности, речь идет о перестройке старого языческого капища, а затем античного храма и церкви в главную мечеть государства Омейадов. До сих пор не утихают споры о том, когда были выполнены мозаики на фронтоне внутреннего фасада мечети. Для античного храма они не типичны, для мусульман – неправомерны, хотя изображение соответствует мусульманским представлениям о рае.

Кроме того, мечеть интересна сохранением в ней христианских святынь: в молитвенном зале в стеклянной усыпальнице покоится голова Иоанна Крестителя, около которой всегда сидит шейх, читающий Коран.

Внутри мечеть расчленена колоннами, взятыми из античных построек, на три нефа, которые идут вдоль южной продольной стены с михрабом. Но впоследствии здесь же было устроено еще три михраба, по числу богословско-юридических школ в исламе. Северную продольную стену прорезает сквозная аркатура, продолжающаяся по периметру всего двора. В плане мечеть представляет собой прямоугольник, внутренний фасад которого состоит из арок, поддерживаемых колоннами. Арки украшены традиционным византийским орнаментом из листьев аканфа. Возле восточной части галереи стоит изящное сооружение на восьми колоннах – Куббат аль-Хазна (сокровищница), в которую нет входа непосредственно с земли.

Большим разнообразием отличаются мавзолеи и медресе, функции которых иногда совмещаются. Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске (1167) представляет собой квадратное в плане здание с конусом вместо купола. Конус имеет множество шишечек, которые напоминают перевернутый сталактитовый свод.

В конце VII в. в Иерусалиме была построена Куббат ас-Сахра («купол скалы»). Название связано с каменистым холмом Мория, где, по преданию, когда-то находился храм Соломона. Здание мечети стоит на высоко поднятой террасе, вымощенной каменными плитами. В плане это восьмиугольное здание, внутреннее пространство которого имеет четкие геометрические пропорции. Центральная часть храма, над которой возвышается купол, накрывает скалу, священную для представителей всех трех авраамистических религий. Плоская часть кровли опирается на колонны, которые повторяют в уменьшенных размерах внешний восьмигранник стен. Колонны связаны между собой арками, создавая, таким образом, по периметру две обходные галереи. Сам купол (диаметром около 23 м) покоится на барабане, внешним декором которого являются зарешеченные окна с арками. Для интерьера мечети характерно обилие мрамора, золота и ярких красок. В мозаике использовались аканф, пальметки, виноградные листья, розетки, сосновые шишки и т.д., что свидетельствует о применении стилевых приемов античной архитектуры.

Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры демонстрирует столица Египта, Каир, который отметил в 1969 свое тысячелетие. В 640 сюда пришли арабские войска во главе с Амром ибн аль-Асом, которые устроили здесь свой лагерь, названный Фустатом (от греко-византийского fossaton – лагерь). Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса. Мечеть представляла собой небольшую постройку из сырцового кирпича с низким потолком, покоившимся на пальмовых столбах, пол был усыпан галькой. Здесь, также как и в первой мечети в Медине, не только молились, но и устраивали военные советы, отправляли правосудие, а ночью мечеть становилась приютом для путников. В 60-х 8 в. Фустат уже был политическим и экономическим центром Египта. В 673 мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827.

Сегодня здание мечети представляет собой неправильный четырехугольник, в котором в соответствии с традицией передняя стена обращена к Мекке, в ней выделены три полукруглых михраба. Молитвенное помещение делится аркадами, опирающимися на 378 колонн, которые были взяты из руин римских и византийских зданий, имевшихся в распоряжении строителей в начале IX в., причем крайние колонны каждого ряда были связаны со стеной деревянными балками. Первоначально нефы освещались арочными окнами. Все деревянные конструкции, поддерживающие кровлю, покрыты резьбой, основным мотивом которой является виноградная лоза и акант. В XIX в. мечеть вновь подверглась реконструкции, так как сильно обветшала.

В 869 аббасидский халиф назначил Ахмеда ибн Тулуна наместником Египта, который 10 лет спустя построил мечеть, названную его именем. План мечети представляет собой прямоугольник со сторонами 122 и 140 м. Пространство молитвенного зала делят пять поперечных нефов. В два ряда поставлены аркады. Стрельчатые арки опираются на пилоны, над которыми прорезаны меньшие арочки, что придает легкость всей конструкции и уменьшает вес кладки. Все арки по контуру украшены декоративной вязью растительного типа, выполненного по стуку. Орнамент напоминает переплетенные ленты, очерчивающие квадраты, звезды, многоугольники и другие фигуры.

В молитвенном зале воздвигнуто пять михрабов. Главный михраб – ниша с аркой на 4-х колоннах византийского времени. В 1296 он был облицован цветным мрамором и мозаикой, которая диссонирует со строгим стуковым декором стены. Под потолком идет деревянный фриз (общей длиной 2,5 км), на котором вырезана стихотворная строка из Корана. На дворовых фасадах ритмически чередуются малые и большие арки с колоннами и орнаментальными лентами, а в тимпанах добавлены розетки. Сложенные из кирпича стены завершаются фризом с рельефными медальонами и ажурным зубчатым парапетом двухметровой высоты.

В соответствии с традицией, мечеть обнесена с трех сторон двором. В северо-западной части двора возвышается минарет из тесаного камня оригинальной формы: его нижний ярус представляет собой куб, средний – круглую башню, а третий – двухъярусную восьмигранную башенку с рубчатым куполом. И мечеть, и минарет демонстрируют пристрастие Ибн Тулуна к архитектурным традициям города Самарра в Ираке, уроженцем которого он был.

В 60-е годы X в. в Египте укрепились Фатимиды. Оценив стратегическое положение района, они построили здесь свою столицу, дав ей имя Аль-Кахира («победоносная»). Следуя греко-византийским традициям, они организовали пространство города по Гипподамову плану, разделив его главной (cardo maximus) и второстепенной (decumanos) магистралями на кварталы. При этом центром города стала не мечеть, а дворец, но сейчас от него не осталось следов. Сохранилась строившаяся одновременно с дворцом мечеть «Аль-Азхар» («блистательная» или «сияющая» – эпитет Фатимы, дочери пророка, в честь которой и названа мечеть), пережившая многочисленные реконструкции, до сих пор является одним из самых почитаемых памятников, хотя в ее облике отразились вкусы практически всех мусульманских правителей Египта.

Сегодня «аль-Азхар» представляет собой квартал разнородных сооружений (1000 кв.м. общей площади), центром которых является мечеть размером 85,2 на 70 м. Молитвенный зал имеет пять поперечных нефов с широким проходом и куполом перед михрабом. В XIVв. справа и слева от входа в мечеть появились медресе Тайбарсия и Акбогавия, в XV в. близ восточного угла была устроена гробница основателя мечети Гаухара. Позднее мамлюкский  правитель Каит-бей (1468–1496) перестроил вход и поставил минарет справа от входа. Но главное расширение территории последовало в XVIII в., когда был построен высокий четырехнефовый зал, реконструирован главный портал, а также специальные помещения (включая школу для чтецов Корана) и т.д. Уже в XX в. молитвенный зал был вымощен мрамором.

Несмотря на сочетание разновременных стилей, в мечети представлены лучшие образцы орнаментального мусульманского искусства. Например, стуковый декор X в. украшает юго-восточную стену. Славятся своими мраморными михрабами медресе Тайбарсия и Акбогавия. По периметру мечети стоят пять минаретов, украшенных маленькими балконами, изящными барельефами и шестью порталами. Главными элементами композиции являются восходящие к XVIII в. Баб аль-Музаййини («Ворота цирюльников»). Название объясняется тем, что здесь перед началом занятий обычно стригли и брили студентов.

По традиции, средневековый мусульманский город в плане представлял собой замкнутые кварталы, внутри которых селились выходцы из одного места или люди одной профессии. На ночь кварталы закрывались на замок. В каждом квартале была своя мечеть. Во второй половине XI в. вокруг городов стали возводить новые стены, расширившие их территории.

В Каире часть стен XI в. высотой до 12,5 м сохранилась до сих пор на северном и южном участке. Сохранившиеся ворота Баб ан-Наср (1087), Баб аль-Футух (1087) и Баб аз-Зувейла (1092) интересны не только как элементы средневековой фортификации, но и как образцы зодчества того времени. Тогда же вне города на скалистом обрыве горы Мукаттам была возведена мечеть аль-Джуюши (1085), хотя первоначально она была скитом (завийа – пристанище суфия или гробница, у которой проводят свои радения его последователи). Эта мечеть известна своим великолепным михрабом, декорированным резным стуком. Над входом возвышается минарет высотой в 20 м с восьмигранным купольным завершением.

Архитекторы фатимидского Египта при строительстве культовых зданий активно использовали дворовую схему плана, мастера применяли камень, кирпич и дерево. В начале XII в. появляется рубчатая форма куполов, оболочка которых расчленена извне валиками, а изнутри – желобками. Тогда в области декоративной обработки поверхностей чаще всего использовалась резьба по стуку и дереву, а позднее – многоцветный камень. Резьба по дереву применялась в узких филенчатых дверных полотнищах, во фризах, в михрабах и при изготовлении мимбаров (кафедра, с которой произносится хутба, пятничная проповедь).

При династии Айюбидов власти уделили первостепенное внимание фортификационным сооружениям, поставив на склонах горы аль-Мукаттам цитадель. Айюбиды не строили знаменитых мечетей, но после них остались великолепные и монументальные усыпальницы. Султан аль-Камиль в 1211 возвел мавзолей над могилой аш-Шафии, знаменитого факиха, основателя одной из 4 признанных богословско-юридических школ в исламе. Форма этого мавзолея развивает тенденцию, наметившуюся в предыдущий период: это центрическое купольное сооружение, квадратное в плане, со срезанными углами. Здание сложено в нижней части из камня, а в верхней – из кирпича. Деревянное надгробие над могилой аш-Шафии принадлежит к лучшим образцам резьбы по дереву. Надгробие старше мавзолея и датируется 1178. В резьбе можно найти имя автора резьбы – Убейд ибн Маали. Не менее примечательна усыпальница Аббасидов. Бежавшие от монголов члены правящей семьи лелеяли надежду вернуть багдадский трон, но именно Каир стал их последним убежищем.

Салах ад-Дин ввел новый для Египта тип зданий, которые носили частично общественный, частично культовый характер – медресе. Толчком к этому стали реформы в преподавании. Прежде все желающие собирались в мечети и слушали речи учителя, теперь же ученики записывались в медресе и обучались там по установленной программе. В отличие от сирийских медресе, египетские обычно имели по два сводчатых айвана. В теплом климате Египта один из айванов служил аудиторией, другой мечетью. Кроме того, каирские медресе имели минарет. И хотя Айюбиды выстроили множество медресе, ни одного из них не сохранилось в первозданном виде. Тем не менее, в постройках айюбидского времени кирпич был окончательно вытеснен камнем, одновременно оформился сталактитовый парус. На фасадах появляется членение вертикальными нишами, в которых размещаются окна. В декорировании все еще сохраняется пристрастие к резному стуку, но их начинают теснить цветные витражи, мода на которые пришла из Сирии.

Сменившие Айюбидов мамлюкская династия уделяла городу большое внимание. Мамлюки заботились об ирригации, торговле, развитии ремесел. Строительная лихорадка охватила двор и придворные круги: строили дворцы и усыпальницы, караван-сараи и бани, школы и общественные фонтаны, лавки и постоялые дворы. При этом старые здания предпочитали сносить. Делали это безжалостно, не пытаясь сохранять историю и не соблюдая рациональной планировки города. Так, у подножья холма Яшкур сложился аристократический квартал, хотя большая часть мамлюков предпочитала жить в цитадели. Султаны Калаун и Баркук провели туда воду, разбили сады с прудами. Цитадель была значительно укреплена в 1176–1183. Высота стен достигала 10 м, а толщина 3 м.

На архитектуру того времени оказали влияние миграции с Востока и Запада, вызванные монгольским нашествием и реконкистой. Из сирийской архитектуры египтяне заимствовали сталактитовый портал полукуполом, панели из полихромного мрамора, мраморные мозаики-плетенки (характерные для огузского искусства) и столь традиционное для Сирии чередование разноцветных каменных поясов. Такая кладка из двухцветного камня у арабов называется «аблак». Выходцы из Андалусии научили египетских строителей делать подковообразные арки, консоли с серией завитков, а также сдвоенные окна с разделяющей колонкой.

Также как и в Сирии, медресе начинали брать на себя функции и погребальных сооружений. Появляется также множество маристанов (госпиталь) и хамамов (баня). В декоративном убранстве также ощущаются перемены: стены покрывают мрамором на высоту 5–6 м, им же накрывается пол. Причем для создания мозаичных полов мамлюки привозили мрамор из Сирии и островов Эгейского моря. Султан Байбарс (1260–1277) уделял большое внимание ирригации, строительству дорог и мостов. Для него в Большой мечети впервые была сооружена максура – квадратная ложа напротив михраба, в которой он находился во время пятничного намаза.

Грандиозным по своему размаху стал ансамбль зданий, состоявший из мечети, медресе, мавзолея и большого маристана, построенный султаном Калауном в 1284–1285. Считается, что это здание построено в сирийских традициях. Любопытно, что султан так спешил с постройкой, что, несмотря на то, что на строительстве трудились рабы и пленные, его подручные хватали на улице прохожих и заставляли их работать на стройке. Комплекс был построен на развалинах фатимидского дворца и упирался в медный рынок (Сук ан-Нахассин). Двухцветная каменная кладка здесь распределена в шахматном порядке. Все части фасада объединены поясом выбитого на камне эпиграфического декора, подкрашенного золотом. На углу, рядом с мавзолеем, возвышается минарет, вероятно, достроенный позднее. Внутри мавзолея купол покоится на четырех колоннах розового мрамора и четырех пилонах, которые связаны со стеной арками. Мрамором и перламутром отделан михраб, композиция которого достигает высоты 7 метров.

Ан-Насир Мухаммад (1295–1304) построил аналогичный комплекс, он объединил в четырехайванном медресе все 4 богословских школы – мазхаба. Маленький мавзолей (9 × 9 м) украшен готическим порталом, вывезенным по частям из церкви крестоносцев в Акке. Но в декорировании интерьера господствует резной стук. Михраб представляет собой великолепный образец искусства 13–14 в. Полукупол, конха, заполнен растительным орнаментом. Арку огибает криволинейный бордюр, а сама она опирается на две колонны из зеленого мрамора. Это последний михраб, где используется стук, все более поздние – уже отделаны мрамором.

Разработка темы четырехайванного медресе в архитектуре XIV в. привела к созданию мечети султана Хасана, которая считается самым значительным сооружением мамлюкского периода (1356–1363). План корпуса здания, имеющего протяженность 154 м, демонстрирует крест, концы которого заканчиваются глубокими айванами. Входной портал, ограниченный двумя витыми угловыми колоннами, и вестибюль декорирован сталактитовыми сводами. Стены здания на высоту в 8 м облицованы мрамором, выше которого вокруг всего корпуса идет декоративный резной фриз. В XVII в. (взамен рухнувшего) поставлен новый купол диаметром 21 м и высотой 48 м. По обе стороны здания стоят два минарета (первоначально высотой 84 м).

При мамлюках не существовало закона о престолонаследии. Поэтому каждый султан считал своей обязанностью при жизни позаботиться о месте своего погребения. Обычно строилась мечеть, где впоследствии размещался саркофаг с телом правителя. Поэтому от эпохи мамлюков осталось большое число погребальных мечетей. Среди них следует отметить мавзолей Шаджар ад-Дурр (1250) женщины-правительницы (возглавившей список правителей из династии мамлюков-бахритов), мавзолей ар-Рифаи (1291), мавзолей эмира Сункур Сади (1315). 

Продолжая старые традиции, мамлюкская архитектура со временем становится более монументальной, в отделке фасадов используется исключительно камень. Усложняется и ритм минаретов, их силуэт становится все более затейливым. Вместо квадратной башенки с небольшим восьмиугольным фонарем появляются ярусы разного сечения, разделенные балкончиками на сталактитовом карнизе. Рубчатый купол приобретает форму луковицы. После 1315 уходит стуковый орнамент – сначала из декора михрабов, а к 1325 и из убранства стен. Внутри помещений многоцветные мраморы используются повсеместно. Пол выкладывается мозаикой, причем круглые детали мозаики изготовляются путем распиловки мраморных античных колонн. Одновременно появляется цветное стекло, а эпиграфический бордюр иногда приобретает форму кольца, обрамляя картуш или медальон.

Мода на погребальные мечети среди султанов-мамлюков привела к тому, что возник целый квартал усыпальниц (Хаус аль-Басха), которые перемежались обителями суфиев и медресе. В XV в. мамлюкские архитекторы уже строили симметричные по плану и объемам здания. Таковы мечеть-ханака султана Баркука и султана аль-Муайада. Последняя славится изысканной декоративной обработкой фасада и молитвенного зала. При Каитбее в Каире была реставрирована цитадель, в Александрии также построена крепость. С именем Каитбея связаны три мечети в Каире. Одна из них построена по крестовому плану, к мечети примыкает мавзолей, минарет которой по совершенству пропорций и изысканности декоративной отделки может считаться самым красивым в Каире.

Мамлюки наполнили этот город своими постройками, которые придали ему своеобразный стиль. Но от дворцов сегодня практически ничего не сохранилось, так как последующие правители стремились превзойти своих предшественников. Зато некоторые общественные здания – караван-сараи, кварталы базаров, внутри которых были и мечети, и медресе, и хаммамы (бани) – до сих пор существуют. Бани были важным элементом Каира, строительство их велось не только из соображений гигиены, но и для престижа города. Практические все путешественники отмечали большое число каирских бань, рассматривая их строительство как свидетельство заботы правителей о своем народе. В 1341 ан-Насир Мухаммад провел водопровод, желоб которого тянулся по акведуку и гребню городской стены к цитадели. Тогда же в Каире было сооружено много фонтанов.

В османское время в городе появляются здания с тонкими островерхими минаретами, что можно рассматривать как стремление подражать Стамбулу: мечеть Сулейман-паши на территории каирской цитадели, а также мечеть Шахин аль-Халвати (1538). Все здания приписываются известному османскому архитектору Синану. При Мухаммаде Али город подвергся перепланировке. Правитель стремился европеизировать город, началась расчистка руин, прокладывались улицы, разбивались скверы. Подражая османским правителям, в 1830 Мухаммед Али задумал построить новую мечеть, подобную мечети Ахмедийе в Стамбуле. Она была спроектирована архитектором Юсуфом Бусхнаком, была многокупольной и имела два высоких (82 м) минарета и широкий двор с аркадой, что свидетельствовало о восприятии османского стиля.

В 1883 в Каире был создан департамент по охране памятников, который во многом способствовал реставрации ветшающих зданий и учреждению музеев, в том числе Музея исламского искусства. В частности, в 1905 была проведена реконструкция мечети ар-Рифаи. После ее реставрации она и стоящая рядом мечетью Хасана составили интересный архитектурный ансамбль. 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)