Промышленные здания и сооружения второй и третьей пятилетки (начало 1930-х - 1941 гг.)
Создание мощной социалистической промышленности и последовательная индустриализация сельского хозяйства были главным содержанием процесса развития народного хозяйства СССР во вторую и третью пятилетки. Гигантские объемы строительства промышленных зданий и сооружений, их чрезвычайное типологическое разнообразие требовали подготовки специальных квалифицированных кадров архитекторов-промышленников. Ведущую роль в решении этой проблемы сыграли архитектурное отделение Инженерно-строительного факультета Московского высшего технического училища (МВТУ) и персонально профессора Л. и В. Веснины, а также руководитель отделения проф. А. Кузнецов. Такие воспитанные ими архитекторы, как Б. Гладков, В. Мовчан, Г. Мовчан, Н. Морозов, В. Мыслин, И. Николаев, Г. Орлов, Е. Попов, А. Фисенко и другие, критически развивая проектный и строительный опыт 20-х годов, своими творческими работами и научными исследованиями заложили основы научной методики проектирования промышленных зданий и сооружений.
Быстрый рост объема проектных работ в области промышленного строительства сопровождался укреплением сложившихся в первую пятилетку и созданием новых проектных организаций — Гипромеза, Промстройпроекта, Текстильстройпроекта, Теплоэнергостроя, Гидроэнергопроекта и др. Проектные организации того времени были одновременно и ячейками архитектурно-строительной науки. Здесь формировались основы типологии промышленных зданий и сооружений, создавались нормы проектирования, разрабатывались принципы типизации и унификации архитектурно-планировочных и конструктивных параметров.
В проектировании промышленных зданий и сооружений получили практическую реализацию предложения по типизации отдельных компоновочных узлов, впервые были созданы унифицированные секции одноэтажных зданий. Сначала все эти начинания реализовались в пределах наиболее крупных промышленных строек, но с момента создания Государственного комитета по делам строительства при СНК СССР в 1938 г. они приобрели и междуведомственный характер.
Обязательность соблюдения технологических требований процесса производства в проектировании промышленных зданий, несомненно, сдерживала проникновение в эту область тенденций формализма и стилизаторства. Вообще следует иметь в виду, что критика «новой архитектуры» — конструктивизма и рационализма в конце 20-х годов — относилась главным образом к сфере жилища и общественных зданий. Новые промышленные здания и сооружения, в которых с наибольшей полнотой проявлялись творческие методы конструктивизма, воспринимались как подлинные произведения архитектуры.
В этом нет ничего странного, учитывая, что дореволюционное фабрично-заводское строительство было вне творческих проблем архитектуры, тогда как метод «новой архитектуры» рассматривал технологический процесс, гигиенические условия труда, пластику новых конструкций в качестве факторов объемно-пространственного формообразования в целях создания сферы, комфортной для человеческого труда. Введение в структуру промышленных сооружений объектов культурно-бытового обслуживания рабочих (бытовки с индивидуальными шкафчиками, развитые санузлы с душевыми, столовые, пункты медицинской помощи, комнаты отдыха и т.п.), благоустройство территории, подчинение всех этих элементов гармонизированному порядку превращало новые промышленные здания и сооружения в произведения архитектуры, сочетающие пользу, прочность и красоту.
Вместе с тем в эти годы усиливалось внимание к поискам выразительности композиций. Если в первую пятилетку для объемно-планировочных композиций промышленных зданий еще характерно полное подчинение требованиям технологического процесса, разрабатываемого технологами, то во вторую и третью пятилетки архитектор, овладевший существом технологических процессов, все чаще выступает активно и в этой области. Обладая развитым пространственным воображением, архитектор, не нарушая требований технологии, находит возможность подчинять построение пространства и объемов законам красоты.
В этом отношении показательна работа по реконструкции Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева. До Великой Октябрьской социалистической революции на месте нынешнего гиганта автомобилестроения были построены мастерские по ремонту и сборке грузовых автомобилей АМО для нужд армии. В 1928 г. здесь был построен уже автозавод. Во вторую пятилетку потребность в автомобилях резко возросла и потому с 1934 по 1939 г. была проведена решительная реконструкция завода, мощность которого увеличивалась с 28 до 90 тыс. машин, выпускаемых в год..........
Реконструкция Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева (ЗИЛ) |
............Другим крупным событием была реконструкция Горьковского автозавода. Он был построен еще в первую пятилетку, но к 1937 г. необходимость увеличения его мощности с 27 до 100 тыс. автомашин в год потребовала коренной реконструкции. В разработке проекта принимали участие Промстройпроект, мастерская Наркомтяжпрома, возглавляемая В. Весниным и другие проектные организации. Авторский коллектив состоял из А. Фисенко, А. Короткова, Л. Великовского, А. Варгазина, А. Варги и Н. Гусева. Общее руководство осуществлял А. Фисенко.
Большой рост мощности завода потребовал увеличения территории почти в 2,5 раза. Проектировщики внимательно учли сложившуюся структуру генерального плана. Размещение существующих промышленных зданий подсказало применение так называемой «панельной» системы планировки заводской территории. Эта система позволяла осуществить кратчайшие технологические связи между основными производственными цехами, подсобными корпусами и инженерными коммуникациями, а также зданиями бытового обслуживания рабочих. Панельная система планировки дает весьма экономное использование территории и потому с тех пор широко вошла в практику проектирования промышленных комплексов.
Вся территория Горьковского автозавода размещается между шоссе, ведущим людей на производство, и рекой. Чтобы рассредоточить людские потоки (при панельной планировочной структуре это важно), авторы расчленили территорию завода двумя магистралями, выходящими на шоссе под прямыми углами. При выходе магистралей на шоссе были устроены две предзаводские площади с общественными зданиями (заводоуправление, здание общественных организаций, научно-лабораторный корпус, профтехшкола и др.). Одна из магистралей выделена как главная путем увеличения соответствующей предзаводской площади до 4,5 га.
Размещение главных заводских входов и корпусов вдоль шоссе было учтено при разработке фронта застройки. Здесь авторы, как и при реконструкции ЗИЛа, использовали ритмические и метрические повторы двух основных архитектурных мотивов в композиции цехов. Построение фасада кузовного цеха определено ритмом витражей, подчеркнутых белыми наличниками, и простенков с малыми квадратными окнами, тоже в рамке белых наличников. Фасады же инструментального и штамповочного цехов скомпонованы на основе метрического ряда узких вертикальных витражей и простенков, перекрытых архитравной балкой. Два четких и выразительных композиционных мотива позволили динамично расчленить длинный фронт заводской застройки вдоль широкого шоссе.
На Горьковском автозаводе, так же, как и на ЗИЛе, нашли применение принципы типизации и стандартизации. Основные конструкции были выполнены из железобетона, причем в одноэтажных цехах — сборные железобетонные конструкции, тогда как в многоэтажных несущие конструкции каркаса выполнялись в монолитном железобетоне, а иногда и в металле, что сокращало сроки строительства. Проектировщики также тщательно продумали систему благоустройства. Они применяли различные приемы декоративного озеленения, архитектурной обработки таких функциональных элементов, как вентиляционные шахты, фонари наружного освещения, доски Почета на главной магистрали, места отдыха и т. п. — все это превращалось в своеобразную «архитектуру земли», усиливая общую выразительность заводского ансамбля.
Два приведенных примера не исключение. Сложившиеся в предшествовавший период прогрессивные принципы формирования архитектуры промышленных зданий, развитые во вторую и третью пятилетки, характерны для большинства крупных промышленных строек. Творческий учет требований технологии производства и самого строительства, внутрипостроечная типизация и стандартизация, поиски выразительности зданий параллельно с выявлением их типологической природы, разработка благоустройства, улучшающего гигиенические качества среды и одновременно формирующего эстетический облик промышленного предприятия, — все это в той или иной мере можно проследить и на других объектах. Достаточно сослаться на Краматорский завод тяжелого станкостроения, Харьковский и Волгоградский тракторные заводы и др.
Решение архитектурной задачи всякий раз, естественно, определялось профилем конкретного производства. На заводах черной или цветной металлургии, нефтеперегонных или химических заводах понятие «здание» для основных цехов мало приемлемо. Доменный цех, коксохимические батареи или установки по перегонке нефти — это уже технические агрегаты, технологическое оборудование. В этих случаях архитектурная задача определялась прежде всего необходимостью выбора наиболее благоприятного расположения промышленной площадки по отношению к населенному месту (учет господствующих ветров), рациональным размещением объемов, подчиненных оптимальным технологическим связям. Не последнюю роль играл и поиск выразительного силуэта промышленного комплекса. Примером решения подобных задач является строительство металлургического предприятия в городе Жданове на берегу Азовского моря, начатое еще в 1931 и законченное в 1941 г.
Завод был построен в этом месте не случайно. Открывалась возможность промышленного использования углей Донбасса и железных руд Керчинского месторождения, удобно и дешево транспортируемых морским путем. Архитекторами и технологами было найдено весьма целесообразное и экономичное решение. Для доставки железной руды к доменным печам был прорыт морской канал, параллельно которому и располагались доменные печи. Мартеновские же и прокатные цеха разместились на отметках береговой возвышенности, тогда как коксохимический завод и коксовые батареи были расположены за мартенами и прокатом со стороны материка, чтобы связать их с железнодорожными путями, по которым шел уголь. Все подсобные и ремонтные цеха располагались на более низкой террасе, обращенной к морю. Получилось компактное решение с весьма выразительным силуэтом со стороны моря. В строительстве этого завода были применены новые типы металлических конструкций, в частности для прокатного цеха фермы пролетом 45 м при рабочей высоте 4,5 м, что тогда было значительным достижением. Здесь также впервые в компоновке мартеновского цеха были применены типизированные секции на каждую мартеновскую печь.
Во вторую и третью пятилетки ленинский план электрификации всей страны выполнялся нарастающими темпами. Получили широкое развитие тепловые электростанции, позволяющие использовать низкосортное топливо. ТЭЦ решали задачу энергоснабжения и теплоснабжения не только промышленных предприятий, но и населенных мест. Это имело важное значение для повышения гигиенического уровня городов и поселков, поскольку ликвидировало огромное число мелких котельных, загрязняющих воздушный бассейн городов. Но в решении проблемы электрификации страны первое место принадлежало строительству гидроэлектростанций. Они строились на Кольском полуострове, в Грузии, Армении, Азербайджане, в республиках Средней Азии. Гидроэлектростанции в ряде случаев служили и для обводнения земель, особенно в Средней Азии. Именно здесь, в Узбекской ССР, впервые получила осуществление идея строительства каскада гидростанций на реке Чирчик и гидротехнического водораспределительного канала Боз-су. Во второй пятилетке было начато также сооружение гигантского каскада гидростанций на Волге, сначала в ее верховье, где в 1937 г. был сооружен Иваньковский гидроузел — головное сооружение канала им. Москвы. Советские инженеры и строители достигли высокой, культуры гидростроительства. Достаточно сослаться на сооружение Свирской гидроэлектростанции им. акад. Графтио, впервые в мировой практике созданной на сжимаемых грунтах.
Наиболее крупным и своеобразным произведением архитектуры инженерных сооружений рассматриваемого периода является, несомненно, канал им. Москвы, имевший чрезвычайно важное значение в качестве транспортной артерии, средства обводнения Москвы и резкого улучшения водоснабжения столицы. Канал является также весьма показательным с точки зрения изменений творческой направленности архитектуры 30-х годов, своеобразно отразившихся в строительстве промышленных зданий и инженерных сооружений...........
Канал им. Москвы |
..........В развитии архитектуры промышленных зданий и их комплексов в период второй и третьей пятилеток все большую роль играла наука. В то время практически в каждой проектной организации были созданы отделы научного профиля, однако решающее значение имели крупные научно-исследовательские институты, созданные на базе Государственного института строительства — Институт оснований и фундаментов, Институт гидротехники, Институт водоснабжения, канализации и инженерной геологии. Был создан и Центральный научно-исследовательский институт промышленного строительства (ЦНИИПС). В разработке современных металлических конструкций и прогрессивных заводских методов их производства большую роль сыграл проектный и научно-исследовательский институт Проектстальконструкция. В конце второй пятилетки в Академии строительства и архитектуры СССР был создан кабинет промышленной архитектуры (руководитель И. Николаев), из которого впоследствии, уже после войны, развился ведущий в области промышленной архитектуры ЦНИИЭПромзданий Госстроя СССР. Расширение и специализация научных учреждений продолжались и дальше в соответствии с потребностями практики архитектуры и строительства. Большое значение для повышения качества проектирования и строительства промышленных зданий имела деятельность Государственного комитета по делам строительства при СНК СССР. В рассматриваемый период были практически заложены основы типизации промышленных зданий, получила разработку модульная система проектирования (работы проф. Л. Серка в Промстройпроекте). Были разработаны научные основы светотехники (работы Н. Гусева, И. Николаева).
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 11 февраля 1936 г. «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства» особое внимание было уделено повышению индустриальное решений. Постепенно стали внедряться сборные, изготавливаемые на заводах конструкции (железобетонные, металлические, деревянные). В этом направлении многое было сделано такими организациями, как Промстройпроект, Текстильстрой, Проектстальконструкция. В конце 1940г. в Институте строительной техники Академии архитектуры СССР были впервые разработаны слоистые крупные стеновые панели заводского изготовления (Г. Кузнецов), в сущности это был первый шаг на пути к современному крупнопанельному строительству.
История советской архитектуры (1917-1954) под ред. Н.П. Былинкина и А.В. Рябушина
Ленинград. Завод им. Кирова на улице Стачек. Главный вход
Добавить комментарий