Реконструкция Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева (ЗИЛ)

Москва. Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 г. Е. Попов, С. Муравьев, В. Златолинский, М. Волчегорский и др.

Москва. Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 г. Е. Попов, С. Муравьев, В. Златолинский, М. Волчегорский и др. 

Если в первую пятилетку для объемно-планировочных композиций промышленных зданий еще характерно полное подчинение требованиям технологического процесса, разрабатываемого технологами, то во вторую и третью пятилетки архитектор, овладевший существом технологических процессов, все чаще выступает активно и в этой области. Обладая развитым пространственным воображением, архитектор, не нарушая требований технологии, находит возможность подчинять построение пространства и объемов законам красоты.

В этом отношении показательна работа по реконструкции Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева. До Великой Октябрьской социалистической революции на месте нынешнего гиганта автомобилестроения были построены мастерские по ремонту и сборке грузовых автомобилей АМО для нужд армии. В 1928 г. здесь был построен уже автозавод. Во вторую пятилетку потребность в автомобилях резко возросла и потому с 1934 по 1939 г. была проведена решительная реконструкция завода, мощность которого увеличивалась с 28 до 90 тыс. машин, выпускаемых в год.

Территория завода расширялась, поскольку увеличивались все сопутствующие основному производству службы и здания (подсобные цеха, склады материалов и готовой продукции, испытательные стенды, лаборатории, блоки питания и т.д). Коренные изменения претерпели внутризаводской транспорт и вся инженерная сеть (водопровод, канализация, теплоснабжение и т.п.).

Коллектив проектировщиков — А. Зильберт, В. Златолинский, Н. Морозов, А. Гуля, Ю. Жданович, В. Калинин под руководством вначале А. Фисенко, а впоследствии Е. Попова, при консультации А. и В. Весниных большое внимание уделил прежде всего рациональному зонированию территории завода. Вся территория была разделена на взаимно функционально связанные зоны — производственную, энергетическую, складскую и т. д., что сразу внесло логику и порядок в разработку генерального плана. Одновременно с генеральным планом завода авторы разработали и проект застройки жилого района, примыкающего к заводу, добившись при этом композиционного единства заводского комплекса и жилой застройки. Этот новый тогда прием до сих пор не потерял своего значения.

Главная магистраль жилого района (улица Автозаводская, бывш. Амовская) была как бы продолжена по заводской территории и превращена в основную композиционную ось всего заводского комплекса. Эта магистраль играет важную функциональную роль, она принимает на себя основные потоки людей и механического транспорта, по ней проходят все инженерные коммуникации, обеспечивая кратчайшие связи с цехами, расположенными вдоль магистрали. Главная магистраль одновременно стала и главной осью архитектурно-художественной композиции. Архитектурные объемы цехов, выходящих на магистраль, создают выразительный ритмический ряд, сообщающий крупный масштаб заводскому пространству в отличие от более мелкого масштаба жилого района. Авторы сознательно ставили перед собой задачу создания целостного пространственно протяженного архитектурного ансамбля. Ритм и метр, образованные чередованием протяженных и вертикальных корпусов, а также их элементов в виде акцентированных входов, эркеров, динамично развивают художественную тему, как бы ассоциативно выражающую ритм производственного движения главного заводского конвейера.

В разработке внешнего облика зданий авторы стремились к гармоничному единству и выразительности, не поступаясь правдивым отражением типологической сущности зданий. Большие поверхности остекленных плоскостей, оправданные технологическими или бытовыми потребностями, расчленялись кирпичными импостами. Это повышало экономичность остекления (малые размеры стекол) и одновременно вводило в плоскость фасада метрический ряд в качестве художественно-композиционного приема.

В пространственном построении цехов большое внимание было уделено органичной связи производственных зданий с бытовками. Проектировщики применили два композиционных приема: для холодных производственных цехов бытовые корпуса располагались параллельно их продольной оси и соединялись с ними галереями по второму и третьему этажам; в горячих цехах с избыточным тепловыделением корпуса бытовых устройств располагались с торцов, чтобы обеспечить наилучшие условия аэрации в основных цехах.

Осуществляя проектирование и строительство столь большого и развитого заводского комплекса, проектировщики провели одновременно большую исследовательскую работу, стремясь решить проблему типизации и унификации основных узлов и строительных элементов зданий. В результате экспериментальных проработок и проверок были введены крупные по тому времени шаги для сетки вертикальных несущих элементов — 6 х 12 м. Применялись железобетонные колонны Т-образной формы, поддерживающие металлические фермы с фонарями. Типизированы были элементы каркаса многоэтажных зданий, формы покрытий, осветительные фонари и др. Это позволило на строительстве автозавода впервые применить предварительную заготовку строительных конструкций и деталей.

Большая роль отводилась при реконструкции автозавода им. Лихачева благоустройству, озеленению и обводнению территории, устройству малых декоративных форм.

Москва. Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 г. Е. Попов, С. Муравьев, В. Златолинский, М. Волчегорский и др. Фасады по главной магистрали, разрез, развертка и план магистрали

Москва. Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 г. Е. Попов, С. Муравьев, В. Златолинский, М. Волчегорский и др. Фасады по главной магистрали, разрез, развертка и план магистрали 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)