Днепрогэс
Запорожье. Днепрогэс имени В. И. Ленина, 1927—1932 гг. В. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов, С. Андриевский. Вид после восстановления. Г. Орлов
Наиболее выдающимся событием как в электрификации страны, так и в советской промышленной архитектуре стало создание гидроэлектростанции имени В. И. Ленина на Днепре (1927-1932 гг.).
В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. До Октябрьской революции было разработано одиннадцать проектов решения проблемы судоходства на Днепре, но необходимость поднять воду на 35-метровую высоту и, следовательно, создать огромную акваторию водохранилища неизменно сталкивалась с интересами частных владельцев, земли которых подлежали затоплению. Проекты оставались неосуществленными.
27 ноября 1926 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный В. Весниным совместно с Н. Колли, Г. Орловым, С. Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками А. Винтером и Б. Веденеевым. Проект гидротехнического комплекса в инженерной части был разработан проф. А. И. Александровым. Высота плотины определялась не только расчетной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству.
В апреле 1927 г. началось строительство, а 1 мая 1932 г. Днепрогэс вступила в строй. Днепровская ГЭС мощностью в 558 тыс. кВт была для того времени самой крупной станцией в Европе и одной из крупнейших в мире. Она имела большое народнохозяйственное значение. Вся Украина начала бесперебойно снабжаться электроэнергией; Днепр, ставший судоходным на своем протяжении (2200 км) и соединенный через свои притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Черным морями. Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности; возникли такие предприятия, как Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и др. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья.
В комплекс Днепрогэса входят: огромная железобетонная дугообразная плотина радиусом 600 м, по которой проходит автострада; прямоугольное здание электростанции (длина 250, ширина 20 м), примыкающей на правом берегу к плотине; трехкамерный шлюз, пробитый в гранитных скалах левого берега и обеспечивающий непрерывность судоходства. Зал с девятью турбинами освещается горизонтальным выносным эркером, расположенным на уровне пола. Благодаря этому солнечные лучи не перегревают зал и не попадают на турбины, несмотря на то что станция ориентирована на юг. Тремя километрами ниже плотины сооружены два моста через оба рукава Днепра. Они двухъярусные: внизу — шоссейная дорога, наверху-железнодорожный путь. На основе водохранилища была построена целая сеть оросительных станций, позволивших превратить засушливые степи с неустойчивыми урожаями в богатые земледельческие районы.
Днепрогэс был инженерным сооружением новым, необычным и весьма сложным для тогдашних технических и материальных возможностей нашей страны. Его действительно строила вся страна. Окончание строительства было встречено с небывалым энтузиазмом. Есть все основания считать Днепрогэс выдающимся объектом не только архитектуры промышленных зданий и сооружений, но и советской архитектуры в целом. Его влияние на практику строительства гидростанций, промышленных зданий, научно-исследовательских учреждений несомненно. В нем воплощалась мечта В. И. Ленина о промышленных зданиях нового типа. В историю советской архитектуры Днепрогэс вошел как выдающееся произведение архитектуры социалистического реализма.
Авторы Днепрогэса — убежденные конструктивисты — были талантливыми архитекторами, подлинными мастерами своего дела. В. И. Ленин в свое время отмечал, что в искусстве весь «гвоздь» в индивидуальности. Можно утверждать, что независимо от известной ограниченности эстетических принципов конструктивизма авторы действовали как подлинные зодчие, художники, способные подчинить все элементы сложного комплекса единой художественной идее, извлечь из технологической функции, материалов и конструкций максимальный эстетический эффект. Пропорциональная разработка здания станции, фактура его облицовки в контрасте с зеркальным стеклом ленточного эркера, упругая сила выгнутой дуги плотины с ее ритмическим рядом устоев — все впечатляюще передает силу, напряжение, торжество человеческого разума над покоренной стихией.
Добавить комментарий