Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923 г.)
Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Генеральный план. И. Жолтовский
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923 г.) была призвана, с одной стороны, отразить первые успехи возрождения и развития сельского хозяйства, а с другой — служить целям пропаганды передового опыта союзных республик и сельскохозяйственной кооперации. Для ВСХВ была отведена территория пустыря, находившегося на месте нынешнего Парка культуры и отдыха им. Горького. Строительство выставки началось осенью 1922 г. по генеральному плану, разработанному И. Жолтовским. Он соединил преимущества регулярной организации территории, позволяющие принять большие массы посетителей, с принципами свободной (английского типа) планировки в зоне отдыха. Главным архитектором выставки был А. Щусев. В основном все павильоны выставки были построены из дерева, кроме павильона «Машиностроение», сооруженного из железобетона.
Выставка состояла из двух отделов: советского, занимавшего территорию нынешнего Парка культуры им. Горького, и иностранного, расположенного по другую сторону Крымского вала, которые соединил мост, сооруженный по проекту В. Щуко.
В основных павильонах выставки — «Шестигранник», «Механизация», «Животноводство» (И. Жолтовский), «Мелиорация» а (Н. Колли) и др. — удобная экспозиция сочеталась с выразительной художественной формой. Но архитектура большинства павильонов национальных республик интерпретировала традиционные формы культовых монументальных сооружений или использовала мотивы народного жилища (павильоны Белорусской, Украинской, Татарской и ряда других республик). На общем фоне пестрой и отчасти эклектичной архитектуры контрастно выделялись своим обликом павильоны «Махорка» (К. Мельников) и Дальнего Востока (Н. Ладовский).
Тем не менее значение ВСХВ 1923 г. трудно переоценить. Во-первых, здесь была поставлена и удачно решена проблема архитектурного ансамбля, градостроительные принципы которого в известной мере сохранились в структуре позднейшей планировки ЦПКиО. Во-вторых, наметились пути творческого сочетания новаторской архитектуры и черт классического наследия и, в-третьих, впервые была поставлена, хотя и не вполне удачно решена, проблема национального своеобразия в советской архитектуре.
Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Развертка главной площади
Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Главный вход. И. Жолтовский
Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Главный павильон. И. Жолтовский
Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Павильон «Известий ВЦИК». Б. Гладков
Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Павильон «Махорка». К. Мельников
Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Павильон Азербайджанской ССР, Н. Сырыщев
Комментарии
Татьяна
ср, 04/21/2010 - 21:36
Постоянная ссылка (Permalink)
"Махорка"
Добавить комментарий