Генеральный план развития Ленинграда. 1930-е гг.

Московский опыт оказал сильное влияние на планировку и застройку городов Советского Союза и прежде всего на реконструкцию второго крупнейшего города страны — Ленинграда (авторы генерального плана Л. Ильин и В. Витман).

Ленинград в градостроительном отношении коренным образом отличается от Москвы. Само возникновение Петербурга было актом человеческой воли. В основе его построения и развития всегда лежал чертеж. В Петербурге XVIII и начала XIX столетий формирование архитектурных ансамблей было делом государственным. Даже конец XIX в. с его бурным, но стихийным капиталистическим развитием не мог исказить строгие черты столицы Российской империи, хотя классовые противоречия роскошного центра и нищеты и антисанитарии рабочих окраин именно в Петербурге выступали с особенной остротой. 

Идея сохранения сложившейся градостроительной структуры оказалась для Ленинграда особо плодотворной, поскольку с самого начала исключила возможность появления каких-либо крайних предложений.   Продолжение и развитие лучевой планировочной системы центрального района делало вполне логичным веерное размещение новых территорий города на юг, юго-запад и юго-восток. Эти территории по отношению к приморской части были расположены на более высоких отметках, что защищало их от наводнений. Основной композиционной осью южного, наиболее интенсивно застраиваемого направления становился Московский проспект — продолжение Международного проспекта, идущего от Сенной площади.

Для транспортной связи новых районов, намеченных генеральным планом по обе стороны Невы, была запроектирована дуговая магистраль, которая через новый Володарский мост выходила на правый берег в районе Малой Охты, обеспечивая тем самым развитие города в восточном направлении. Вся территория между новыми лучевыми направлениями делилась системой поперечных улиц на большие кварталы (9-15 га) — впоследствии микрорайоны.

Ленинград. Схема планировки города, 1935 г. Л. Ильин, В. Витман

Ленинград. Схема планировки города, 1935 г. Л. Ильин, В. Витман 

Ленинград. Схема развития города по проекту 1935 г. Л. Ильин

Ленинград. Схема развития города по проекту 1935 г. Л. Ильин 

Ленинград. Схема развития центра города по проекту 1940 г. Н. Баранов

Ленинград. Схема развития центра города по проекту 1940 г. Н. Баранов 

В отличие от Москвы в Ленинграде не возникала необходимость первоочередной реконструкции центральных районов и магистралей. Это обстоятельство предопределило размещение нового жилищного строительства Ленинграда на практически свободных территориях. Проектирование новых жилых комплексов и отдельных зданий осуществлялось на основе всесторонне разработанных проектов застройки больших кварталов и целых районов, хотя и здесь реальное строительство зачастую располагалось прежде всего вдоль главных магистралей. В первую очередь застраивались Автово, расположенное на юго-западе (за Кировским заводом), район Московского шоссе, расположенный за заводом «Электросила», район Щемиловки, ограниченный дуговой магистралью и Невой, и район Малой Охты на противоположном берегу Невы, примыкающий к будущему мосту им. Володарского.

Однако в новом генеральном плане Ленинграда были и существенные недостатки. Чрезмерно низка была норма плотности, принятая для новых жилых районов, — не более 3000 м2 жилой площади на 1 га. Резко были преувеличены размеры новых городских площадей вопреки сложившемуся пространственному масштабу города. Особенно ярко это проявилось в попытке переместить центр города из исторически сложившегося района и создать фокус притяжения общественной жизни всего города в новой части. Для этой цели создавалась огромная площадь на месте пересечения Московского проспекта с дуговой магистралью. На этой площади в 1940 г. было в основном закончено строительство крупного сверхмонументального по архитектуре здания Дома Советов (Н. Троцкий, Я. Свирский и др.).

В 1938 г. при корректировке генерального плана Ленинграда Н. Баранов и А. Наумов (при участии Е. Катонина) решительно пересмотрели его экономическую основу и, сохраняя те же планировочные принципы, подняли плотность до 5000—5500 м2 жилой площади на 1 га, что позволило сократить территорию города с 55 тыс. до 48 тыс. га, повысить экономичность текущей застройки, сделать ее более компактной и выразительной, Одновременно много внимания было уделено обводнению и озеленению города. Главное же достоинство скорректированного генерального плана состояло в реализации идеи выхода городской застройки к морю.

Учитывая микроклиматическое значение больших массивов зелени в городе, было запроектировано развитие Центрального парка культуры и отдыха на Каменном, Елагином и Крестовском островах. Были предусмотрены также общегородские парки, в частности на Озерках, в северо-западной части города. На новых магистралях предусмотрены были зеленые бульвары, обильная зелень — в новых кварталах застройки. Для Ленинграда эти мероприятия имели особо важное значение, поскольку старый Петербург, даже в аристократической части, почти не имел в застройке зелени, не говоря уже о рабочих районах вблизи крупных заводов.

Была отклонена идея переноса центра города, и это, несомненно, было правильно как в функциональном, так и в архитектурно-художественном отношении. Мастера архитектуры XVIII и первой половины XIX в. создали поразительный по силе художественного воздействия городской центр. Ансамбли Петербурга вошли в сознание людей как замечательные слагаемые великой русской культуры. Авторы нового варианта генерального плана хорошо понимали это. 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)