Августовский (римский) классицизм

Августовский, или Римский Классицизм - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи, главным образом в самом г. Риме, в годы правления императора Октавиана, прозванного Августом (лат. Augustus - возвеличенный, священный; 63 г. до н. э.- 14 г. н. э.).

Император Октавиан был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, с 27 г. до н. э.- император Цезарь Август. После успешной борьбы за власть император объявил себя «принцепсом» (лат. princeps) - первым в сенатских списках. Поэтому этот период называется принципатом Августа. Император имел также звания Верховного жреца (Pontifex Maximus) и Отца отечества (Pater Patriae), он обожествлялся как «сын причисленного к лику богов Цезаря» и в римском народе всячески поддерживался культ Императора, хотя сам Август упорно называл себя «первым среди равных». Октавиан Август с юности отличался осторожностью и рассудительностью, его любимая поговорка: «Поспешай медленно». Он умел привлекать талантливых людей и гордился тем, что при нем храм Януса Квирина был заперт три раза, это означало отсутствие войн на всей территории Римской Империи. В Риме Август учредил культ божества мирного времени - Pax Augusta («Августов Мир») и повелел построить на Марсовом поле беломраморный Алтарь Мира.

Реконструкция вида на холм Палатин, Рим

Реконструкция вида на холм Палатин, Рим

Античная традиция считала Божественного Августа самым счастливым из всех римских императоров. Именно о нем Светоний сказал свою знаменитую фразу: «Он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». При Августе в Риме развернулось грандиозное строительство. Был выстроен Форум с храмом Марса (Форум Августа), святилище Аполлона на Палатине с греческой и латинской библиотекой, храм Юпитера на Капитолии. От своих приближенных «он требовал украшать город» и «воздвигать новые памятники, либо восстанавливать и улучшать старые». В архитектуре главным качеством стала декоративность. Цветными мраморными плитками облицовывалась внутренняя поверхность стен Форума. Приставленные к ним полуколонны исполнялись из цветного мрамора: создавалось ощущение огромности неперекрытого интерьера. Площадь украшали статуи, в частности, копии с кариатид Афинского Эрехфейона. В нишах стояли позолоченные портретные изваяния с надписями на постаментах. Над всем возвышался 14-метровый колосс Августа, возможно, установленный вскоре после смерти принцепса.

Именно в это время греческий ордер стал использоваться в римской архитектуре не конструктивно, а декоративно. Несущей конструкцией была стена или аркада из кирпича и «римского бетона» (наполнителя из смеси гравия с цементом), а колонны, чаще полуколонны, приставлялись «для красоты». Типичный элемент подобной архитектурной композиции получил название «римской ячейки». Из всех ордеров римляне предпочитали наиболее пышный - коринфский. Инкрустация и облицовка стен стали непременным приемом; все здания облицовывались разноцветным мрамором изнутри и снаружи. Именно в этом смысле следует понимать высказывание Светония. В качестве декора использовался не строгий геометризованный орнамент, как это было у греков, а натуральный растительный, в рельефе и росписи - подобный декор появится снова лишь полтысячелетия спустя, в эпоху Готики.

Современный вид  храма Юпитера на Капитолийском холме Реконструкция храма Юпитера на Капитолийском холме
Современный вид  храма Юпитера на Капитолийском холме Реконструкция храма Юпитера на Капитолийском холме

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)