Архитектура Древнего Рима. Эпоха царей (753—510 гг. до н. э.) и период ранней Республики (V — IV вв.)
Древнейшая эпоха римского зодчества, приходящаяся на период царей (по античной традиции 753—510 гг. до н. э.) и на время ранней республики (V — IV вв.), нам весьма мало известна. Во всяком случае, в те времена римлянами не было проявлено сколько-нибудь значительной творческой деятельности в области создания самобытных архитектурных форм; в этот период Рим находился в культурной, а вначале и в политической, зависимости от Этрурии. Материалы, которыми мы располагаем не только о римской, но и об этрусской архитектуре этого времени, крайне скудны.
Древнейшие из известных нам этрусских храмов восходят к VI в. до н. э. Они представляли собою прямоугольные, вытянутые в плане постройки, крытые двухскатной кровлей, с очень глубоким, занимавшим половину всего здания, портиком. Деревянные колонны ставились очень далеко одна от другой; по форме они ближе всего напоминают дорийские, но имели базы, гладкий ствол и сильно развитую абаку.
Антаблемент также был из дерева и обильно покрывался, как и крыша храма, расписными рельефными украшениями из терракоты.
Такого типа был храм Юноны около Фалерий. Глубокий портик его поддерживали три ряда колонн, по шести в каждом. С каждой из боковых сторон целлу обрамляли три расположенные в ряд колонны. Помещений, соответствовавших пронаосу или описфодому, в храме не было. Небольшая целла была разделена продольными стенами на три длинных и узких помещения; задняя стена целлы замыкала все постройки, так как крылья ее, выступая за боковые стены, доходили до линии колоннад боковых сторон храма.
Совершенно аналогичным по плану храму Юноны был сооруженный в 509 г. храм Юпитера Капитолийского, нижние части которого сохранились до настоящего времени. Храм стоял на высоком подии. Трехчастная целла храма была посвящена Юпитеру, Юноне и Минерве.
К этому раннему периоду относится так называемый Tullianum — небольшая, круглая в плане постройка, первоначально перекрытая псевдосводом из постепенно сдвигавшихся камней.
В последующее время верхняя часть свода была разобрана, и над Tullianum была сооружена продолговатая, крытая полуциркульным сводом постройка, служившая в Риме тюрьмой.
О жилых домах описываемого периода мы можем судить, главным образом, по воспроизводящим формы хижин итальянским терракотовым урнам. Древнейшие из этих урн восходят еще к первым векам первого тысячелетия; судя по этим памятникам, устройство жилищ было очень простым: это были круглые в плане хижины с высокой соломенной кровлей, укрепленной посредством жердей и сучьев. Источником света в этих постройках служили двери. В таком облике в последующую эпоху представляли римляне жилище Ромула; видимо, пережитком данной традиции является и круглая форма храма Весты.
В дальнейшем получает широкое распространение прямоугольный в плане дом, в центре которого находилось большое помещение — атрий, где находился очаг. Вокруг атрия располагались остальные комнаты. Возможно, первоначально закрытый, атрий затем становится открытым: через отверстие в крыше (комплювий) в помещение проникал свет, через него же стекала вода во время дождя в особую, находившуюся под комплювием цистерну (имплювий).
О наружном облике домов такого типа дает нам представление сделанная из известняка довольно большая этрусская урна, находящаяся в Берлине.
Один из ранних домов Помпеи, известный под именем Casa del Chirurgo, в древнейшей своей части, сооруженной из известняка и относящейся никак не позднее, чем к III в. до н. э., представляет собой постройку именно описанного типа. Расположенный в центре этого дома атрий имел балочное перекрытие, опиравшееся исключительно на стены и не имевшее опор в виде столбов или колонн.
Как в ранний период, так и в более позднее время атрий является парадным помещением. В нем римские нобили хранили, согласно предоставленному им праву, портреты своих предков.
То явление, которое мы можем наблюдать на всем протяжении римского зодчества, а именно значительно более светский характер последнего по сравнению с эллинской архитектурой, где культовые постройки занимают первенствующее положение, сказывается и в рассматриваемую нами эпоху. Еще в конце IV в. ценсором Аппием Клавдием сооружается знаменитая большая дорога (Via Appia), строятся водопроводы (Aqua Appia), мосты и пр.
Крайне трудно установить, откуда пришло в Рим издавна известное на Востоке искусство сооружения сводов: проникло ли оно непосредственно из эллинистического мира или стало известно в Риме благодаря этрускам? Древнейшие из известных нам сводов в Этрурии относятся к IV в. до н. э. Одним из образцов такого этрусского сооружения являются относящиеся к III в. богато украшенные ворота Перуджии (Porta Marzia), перекрытые полуциркульным сводом, выложенным из большого количества клиновидных блоков.
Cloaca Maxima (подземный канал, служивший для стока вод с площади болотистого форума), сооруженный около 184 г. до н. э. (?), был перекрыт сводом из клиновидных камней.
Ярким примером мостостроительства эпохи республики является сооруженный в 110 г. Pons Mulvius — большой мост, имевший несколько пролетов, своды которых были выложены из клиновидных блоков.
План древнеримского жилого дома | Pons Mulvius |
Aqua Appia. Римский акведук в Испании | Via Appia |
Ворота Перуджии (Porta Marzia) | Древний Рим. Большая дорога (Via Appia) |
Добавить комментарий