Тосканский ордер. Смешанные ордера
Тосканский ордер
Тосканский ордер, по-видимому, является архаической разновидностью дорийского. Описывая его, Витрувий называет его этрусским. Мы перечислим здесь его главные особенности (рисунок 228).
Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом (шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок. Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша. Вообще, по формам, это «архитравный» дорийский ордер с очень легкими пропорциями. Как на признак его дорийского происхождения можно еще указать на сходство между планами храмов тосканского ордера и древнейшими дорийскими планами.
Рис. 228 |
Смешанные ордера
Для завершения обзора мы считаем необходимым упомянуть о свободных сочетаниях ордеров, которыми пользовались древние, заимствуя их элементы у канонических типов.
Независимо от капителей смешанных форм, которые можно по желанию назвать ионийскими или коринфскими, в греческой архитектуре встречается ионийский и даже коринфский ордер, увенчанный дорийским фризом с триглифами.
Витрувий допускает применение триглифов в композициях коринфского ордера, и мы встречаемся с ними в азиатских памятниках эпохи упадка, в гробницах Петры. Что же касается применения триглифов в ионийском ордере, то уже в V в. мы находим этому пример в так называемом храме Эмпедокла в Селинунте (рисунок 230).
Рис. 229 |
Такое же смешение мы наблюдаем и в гробнице Ферона в Акраганте, в одном из портиков Пергама и во многих памятниках Помпеи. При отсутствии триглифов в ионийском ордере колонны расставлены на равном расстоянии друг от друга; но с появлением триглифов последний промежуток между колоннами суживается (рисунок 188).
За пределами греческого мира ордера не только смешиваются, но часто являются носителями элементов, чуждых эллинскому искусству. По побережьям Сирии и Африки наряду с греческим влиянием продолжало удерживаться и финикийское, вследствие чего здесь греческие ордера усложняются примесью финикийских, т.е. египетских элементов. Впрочем, смешанные композиции подобного рода не лишены известного стиля изящества. Детали частей на рисунке 229 дают нам представление о некоторых из них.
A - представляет собой композицию, заимствованную из архитектуры африканского побережья – Медрасен, гробницы нумидийских царей. Остальные принадлежат архитектуре эпохи греческого влияния в Палестине; B – колонна в одном из входов в ограду Иерусалимского храма; C – антаблемент так называемой гробницы Авессалома. Фриз, расположенный в самом низу, взят из так называемой «Гробницы царей» в Иерусалиме.
На деталях A и C рисунка 229 отметим замену греческого карниза египетской выкружкой; B – капитель полуегипетской, полукоринфской формы. В «Гробнице царей» мулюры антаблемента ломаются под прямым углом, чтобы в виде наличника обойти вокруг портика.
Эти последние примеры достаточно ясно показывают, во что превращаются греческие ордера в странах, куда влияние Греции проникает лишь косвенными путями.
В греческих же колониях искусство сохранилось в такой же чистоте, как и в метрополии: там никогда не допускали примеси чуждых элементов. |291| Оно видоизменилось лишь впоследствии, чтобы удовлетворить вкусам и потребностям Рима.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий