Внутреннее расположение и редкие примеры планов храмов Древней Греции
ХРАМ ВО ВРЕМЯ ВИТРУВИЯ
Внутреннее расположение. – Внутреннее расположение храмов соответствует указанному на рисунках 256 и 257.
Главное помещение – целла – представляет собой продолговатый зал, то нерасчлененный (рисунок 256), то подразделенный на три нефа двумя рядами колонн (рисунок 257). Это – парадная часть жилища божества.
Перед целлой расположен вестибюль, или пронаос, в глубине находится заднее помещение – «описфодом».
Какое назначение исполнял последний? Обычное назначение с достаточной ясностью указано Павсанием. Описфодом был сокровищницей, куда город отдавал свои богатства на сохранение, под защиту божества. В селинунтском храме D пол описфодома поднят выше уровня пола нефа. В данном случае он играет, по-видимому, роль «секоса», как в египетских храмах, т.е. представляет собой святая святых, предназначенную для хранения священных эмблем.
Мы уже говорили, что существовали, наконец, совершенно открытые целлы; они представляли тогда род величественного двора, в котором помещалось святилище или который предшествовал святилищу.
Рис. 258 |
Рис. 259 |
Рис. 260 |
Рис. 261 |
Классификация храмов по Витрувию. – Витрувий оставил нам, основываясь на трактатах Александрийской школы, классификацию храмов, соответствующую архитектурным памятникам последних времен эллинизма. Главнейшие типы, перечисленные в этом трактате, даны на рисунке 258.
Храмы A и B относятся к типу храмов без боковых колоннад. В плане A анты целлы выдвинуты настолько, что обрамляют портик при входе. На варианте B они заканчиваются в том месте, где начинаются портики.
План C представляет собой шестиколонный храм. Что касается храма, имеющего восемь колонн по фасаду, то Витрувий признает для него в принципе возможность двойного ряда колонн по бокам (вариант E) или же, по желанию, отсутствие такого ряда (вариант D). Храм F заслуживает особого внимания: это – храм «гипетральный», с открытой целлой, окруженной двумя внутренними портиками.
Особые варианты храмов. – Рядом с этими нормальными типами надо отметить ряд планов, более или менее исключительных, главные из которых показаны на рисунке 259.
Буквой R мы обозначаем гипостильную композицию, осуществленную в Элевсине. По правде говоря, святилище в Элевсине является не столько храмом, сколько залом собраний. Его назначение определено уступами, сопровождающими стены. Это – зал, посвященный мистериям египетского происхождения; может быть, и общее расположение его заимствовано из Египта.
Храм в форме галереи H кажется также задуманным для многочисленных собраний (Делос).
Варианты, которые нам остается рассмотреть, более точно соответствуют задаче храма: они представляют собой здания, специально предназначенные для статуи божества и для жертвоприношений.
К ним относятся: круглый храм, один из наиболее древних образцов которого находится в Эпидавре. Этот вид храма особенно часто начинает встречаться в македонскую эпоху (Олимпийский Филиппейон, храм в Самофракии и т. д.); храм, целла которого заканчивается полукругом (Ливадия); храм в форме зала, разделенного на два нефа центральным рядом колонн (сокровищница в Делосе); наконец храм с несколькими целлами, храм посвященный нескольким божествам, объединенным в едином культе. Этот вид храма является обычным у этрусков; пример его, заимствованный из делосских раскопок, дается на чертеже M (рисунок 259).
Именно к этому типу храмов с несколькими целлами принадлежит Эрехфейон.
План Эрехфейона (рисунок 260) представляет собой пример храма с несколькими целлами и с абсолютно асимметричным расположением частей.
Эрехфейон возвышается на том самом месте, где по воле Посейдона и Афины появились лошадь и оливковое дерево. Святилище надлежало разделить между этими двумя божествами, с воспоминанием о которых было связано данное место. К тому же, как видно из перспективы, самый участок был необычайно неровным и при постройке приходилось считаться с его рельефом, укладываясь в его рамки. План храма отвечает всем этим требованиям.
Буквой A обозначена целла, посвященная Посейдону Эрехфейю. Она соединена подземным ходом со склепом, где виден был след от удара трезубца Посейдона. B – целла Афины Полиады. В это святилище, расположенное на более низком уровне, вход устроен через портик N, независимый от святилища Посейдона. При посредстве вестибюля D, посвященного Пандросе, целла Афины соединяется с двором, где произрастало священное оливковое дерево.
К этой группе храмов, где несколько божеств объединены в едином культе, следовало бы, быть может, отнести и храмы с целлами, расположенными вдоль главного нефа.
Нам известны два примера таких храмов (рисунок 261): A – храм Геры и B – Фигалийский храм.
РАСПОЛОЖЕНИЕ СКУЛЬПТУРЫ И ЖЕРТВЕННИКА
Мы вкратце рассмотрели внутреннее расположение частей храма. Прежде чем приступить к анализу его архитектурных форм, установим, где помещалась скульптура, которая ставилась в храме, и алтарь для жертвоприношений.
Размещение скульптуры. – В Парфеноне (рисунок 257, B), в Олимпии можно различить место скульптуры – там сохранился массив основания: статуя божества возвышалась в глубине целлы.
Поместить скульптуру в крытом храме было нетрудно. Но мы уже указывали, ссылаясь на Витрувия, что в некоторых храмах целла не имела крыши. Таков был, по свидетельству Страбона, Милетский храм; при изучении условий возведения перекрытий мы придем к выводу, что к числу таких храмов без кровель следует отнести Фигалийский и большой Селинунтский храмы. Но бывала ли статуя защищена в таких случаях и каким способом?
В Мелете статуя была защищена эдикулой, несколько фрагментов которой хранятся в Лувре.
В Фигалии (рисунок 261, B) целла заканчивается портиком, который, по-видимому, играл роль эдикулы; под этим портиком были найдены фрагменты скульптуры. По всей вероятности, там именно и стояло изображение божества.
В храмах с описфодомом, как например в большом Селинунтском храме (рисунок 257, A), статуя, как и в Милетском храме, могла помещаться в глубине целлы или же в описфодоме, что было удобно, когда предметом культа служил фетиш, слишком бесформенный для того, чтобы открывать его взорам народа. В таких случаях вместо целлы устраивали продолговатый двор, служивший как бы величественным проспектом, ведущим к описфодому, настоящему святилищу.
Место жертвенника. – Жертвенник является отнюдь не престолом для жертвоприношений, воздвигнутым в обиталище божества, но изолированным массивом храма, порою совершенно независимым: так, в Посейдонии он возвышается перед пронаосом на расстоянии 15 м от последнего. Здесь все приспособлено для отправления культа под открытым небом. На помпейской фреске (жертвоприношение Усиде) изображена толпа, собравшаяся на эспланаде вокруг алтаря, и жрецы под портиками.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий