Арне Якобсен. Arne Jacobsen

Арне Якобсен. Arne Jacobsen.Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902 — 1971) был одним из наиболее влиятельных датских специалистов в области архитектуры и промышленного дизайна. В своём многогранном творчестве ему удалось сочетать идеалы модернизма с северной любовью к натурализму.

Метод Арне Якобсена – соразмерность и функциональность.  Его архитектура и предметы интерьера (такие как стулья и кресла «Лебедь» (Swan), «Яйцо»( Egg), «Муравей»( Ant)  — замечательный  пример сочетания  неординарности творческой мысли, простоты форм, изящности, соответствия функции и назначения. Столовые приборы абстрактной формы из нержавеющей стали, придуманные Якобсеном, Стенли Кубрик выбрал в качестве футуристического реквизита  для знаменитого фильма «2001: Космическая Одиссея» .

Арне Якобсен родился в Копенгагене в 1902 году. До поступления в Королевскую Академию искусств обучался на каменщика. Ещё будучи студентом подавал большие надежды, получив серебряную медаль за дизайн стула, который был представлен на выставке Exposition Internationale des Arts Decoratits, состоявшейся в Париже в 1925 году.

С 1927 по 1929 год Якобсен работал в архитектурном бюро Пауля Холсо (Paul Holsoe), после чего открыл собственную дизайн-студию и начал частную практику в качестве архитектора и дизайнера интерьеров. На его ранние работы оказало влияние творчество Корбюзье, Гуннара Асплунда (Gunnar Asplund) и дизайнеров Современного Движения (Modern Movement), например, Людвига Мис ван де Ройя (Ludwig Mies van de Rohe).

Якобсен был одним из первых, кто своими проектами представил модернизм в датском дизайне. В числе этих проектов - «Дом будущего» (House of the Future) - круглый в плане, который он создал в соавторстве с Флеммингом Лассеном (Flemming Lassen) в 1929 году. Его первыми значительными архитектурными объектами были Bella Vista housing в Копенгагене (1930-34) и Functionalist Rethenborg House в Ордрапе (Ordrup) (1930). Якобсен даже в многоквартирных домах обеспечивал жильцам максимальную автономность. И пейзаж был для него важнее, чем социальные теории. Вместе с тем, он совершенно сознательно добивался того, чтобы из окна каждой квартиры открывался отличный вид. Комплекс Bellavista, этажность которого была ограничена муниципалитетом, состоит из 3-х корпусов. С помощью уступов архитектор остроумно разбил южные фасады длинных крыльев на небольшие, слегка повернутые относительно сторон света секции. При этом продолжением наружной стены одной из комнат является балкон. Стена смежной квартиры образует на восточном фасаде соответствующий выступ. А её южная стена снова «выныривает», завершаясь балконом. В каждой квартире есть видовой балкон. Каждая квартира имеет компактную правильную форму. Протяжённость постройки скрадывается, а переход от двухэтажных секций к трёхэтажным смягчается. Блестящее функциональное и зрительное решение, неразрывная связь с ландшафтом и природой, и никакого намека на биоморфизм.

Арне Якобсен редко покидал свою студию в Копенгагене, и когда в 1958 году ему предложили разработку нового корпуса для Оксфордского университета один из видных архитекторов написал письмо в The Times, охарактеризовав это событие как худшее оскорбление для британской архитектуры с 11 века, когда французу было поручено восстановление Кентерберийского собора.

Арне Якобсен. Arne Jacobsen. модель «3107»Важной составляющей творческого метода Арне Якобсена было его стремление к созданию завершённого произведения: работая над проектом дома, он разрабатывал дизайн абсолютно всех его элементов. Любая самостоятельная функция должна была, по его мнению, получить и самостоятельное дизайнерское решение. Для своих наиболее известных архитектурных проектов, Аэропорта авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене (1856-1960), Якобсен спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек. Кресла-скульптуры из литых стекловолоконных форм «Лебедь» и «Яйцо» - творения Якобсона для отеля, стали настоящими шедеврами в мире дизайна и до сих пор остаются непревзойдёнными по удобству, простоте и изяществу стиля.

Ранее, в 1952 году, появился ещё один шедевр от Якобсена - стул «Муравей» (Ant Chair), а точнее серия штабелированных стульев из отформованной фанеры с металлическим каркасом. Впервые спинка и сидение стула были сделаны из одного куска фанеры. Дизайн стула «Ant» положил начало всемирной известности Арне Якосена как дизайнера мебели. Свыше миллиона стульев «Муравей» было распродано. Это первая настоящая промышленная мебель, ставшая иконой скандинавского дизайна.

Следующим шедевром Якобсена как по значимости, так и по дате создания, является модель «3107» 1955 года, обычно называемая «Номер 7». Стул первоначально был выполнен из бука в белом и чёрном цветах. Впоследствии датский архитектор Вернер Пантон (Verner Panton) и датский художник Поль Гернес (Poul Gernes) расширили цветовую гамму, и сейчас стул выполняется разнообразной цветовой палитры из разных материалов (бук, клён, ясень, вишня). Стул номер 7 (1955) является одним из самых успешных коммерческих проектов, со дня его создания было изготовлено более пяти миллионов копий.

Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Paris Chair Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Swan Sofa Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Charlottenborg Chair
Арне Якобсен. Arne Jacobsen. стул «Муравей» (Ant Chair) Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Drop Chair Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Grand Prix
Арне Якобсен. Arne Jacobsen. стул «Муравей» (Ant Chair) Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Drop Chair Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Grand Prix

Сидя в креслах и на стульях Якобсена, начинаешь заново ощущать разумную органику человеческого тела. Они сочетают в себе элегантность формы, рациональный подход к использованию материалов и лёгкость. Лишь единицам удалось превзойти обострённую чувствительность художника по отношению к пропорциям и цвету.

Талантливый архитектор, во всем мире Якобсен был известен как дизайнер мебели, но именно неординарное архитектурное мышление во многом повлияло на оригинальные формы созданных им предметов. Особенно это проявилось в его работах 60-х годов, когда внимание дизайнера привлекли геометрические формы: круги, цилиндры, треугольники и кубы. В это время были созданы набор посуда «Cylinda-Line» для компании Stelton и серия ламп «AJ» для Louis Poulsen, которые также стали классикой дизайна XX века.

Незадолго до своей смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: «Основной фактор - это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными. И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и Барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь».

Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Bella Vista housing Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Bella Vista housing
Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Bella Vista housing  
Арне Якобсен. Arne Jacobsen. модель «3107» Арне Якобсен. Arne Jacobsen. модель «3107»
Арне Якобсен. Arne Jacobsen. стул модель «3107»  

Биография Арне Якобсена (Arne Jacobsen)

1902 — Родился в Копенгагене.

1924 — Стал студентом на архитектурном факультете Королевской академии искусств в Копенгагене.

1925 — Награждение серебряной медалью в категории «Дизайн» на Международной выставке «Décoratifs» Национальной школы искусств в Париже. Там же он знакомится с работами Ле Корбюзье (Le Corbusier).

1927 — Посещение Берлина. Знакомство с Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) и Мисс Ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe). Получает золотую медаль по окончании Королевской академии.

1930 — После нескольких лет работы над публичными проектами, Арне Якобсен выигрывает на конкурсе право на реализацию первого публичного проекта по модернизации пляжа в Bellevue.

1935 — Создание комплекса домов Bellavista в Klampenborg — общепризнанная классика датского функционализма.  Проект здания Stelling Hus в Копенгагене.

1943 — Начало двухлетнего изгнания в Швеции, где Якобсен концентрируется на дизайне текстиля и обоев, также строит два частных дома для шведских врачей.

1945 — Возвращение в Данию. Работа над строительством жилья и школ.

1950 — Начинается пятилетний проект  по разработке серии домов Søholm в Klampenborg, которые знаменуют собой новый экспериментальный этап в творчестве Якобсена.

1951 — Под впечатлением от литых работ из фанеры Чарльза и Рэй Эймс (Charles and Ray Eames), Якобсен создаёт стул «Муравей» (Ant Chair).

1955 — Формы Ant Chair уточнены в  стуле модель «3107» — бестселлере, получившем название «Серия 7».

1956 — Разработка мягких стульев «Яйцо» и «Лебедь» для SAS Royal Hotel в Копенгагене, а также столовые приборы из нержавеющей стали, впоследствии выбранные Стенли Кубриком для «2001: Космическая Одиссея»

1957 — Проект «Круглый Дом» на острове Sjaellands как кульминация экспериментов Якобсена с темой «дом будущего».

1960 — Разработка колледжа Святой Екатерины в Оксфорде. Якобсен настаивает на создании комплекса зданий с учётом ландшафтных особенностей.

1961 — SAS Royal Hotel в Копенгагене. Апогей творчества Арне Якобсена выразился в стремлении к соразмерности и сбалансированности конструкции здания от фасадов вплоть до маленьких светильников.

1966 — Якобсен выигрывает в конкурсе на проектирование новой штаб-квартиры Национального банка в Копенгагене. Строительство продолжалось после его смерти. Здание открылось в 1978 году.

1971 — Арне Якобсен умирает в Копенгагене.

Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Swan Chair, 1956 Арне Якобсен. Arne Jacobsen. модель «3107» Арне Якобсен. Arne Jacobsen. Egg Chair, 1956

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)