Ле Корбюзье. Le Corbusier
Правило глобального архитектора — придумал концептуальный дом — придумай соответствующий интерьер. Придумал интерьер — создай его наполнение. Ле Корбюзье (Le Corbusier) – глобальный архитектор, и он выполнил всю программу. Ле Корбюзье стал модным, концептуальным, знаменитым, добился узнаваемости и признания, реализовал большую часть своих проектов.
! В сентябре 2014 года архитектурный портал TOTALARCH.COM презентовал проект CORBUSIER.TOTALARCH.COM. На ресурсе представлены все постройки, большая часть проектов, мебель, книги Ле Корбюзье, издававшиеся на русском языке и другие материалы, являющиеся наследием мастера.
Основные работы Ле Корбюзье в сфере промышленного дизайна приходятся на эпоху функционализма. Формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. Архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, как бы «перетекало», «свободно переливалось из интерьера в интерьер». На практике эти идеи начали реализовываться только в эпоху поствоенного модернизма, когда очистились площадки (многие европейцы просто лишились всего, что у них было) и развились промышленные технологии.
Все рассуждения о «жизни людей новой формации» или «новом формате жизни людей» закончились тем, что Корбюзье так и не смог сделать мебель для людей midle-midle класса. Видимо, из-за того, что сам месье Корбюзье был парень не бедный, а заказчики ещё не беднее, он так и не смог спроектировать продукт, который был бы по-настоящему доступен, а стало быть и более «функционален».
Вообще Корбюзье больше интересовала идея, а не пользователь, «Модулор», а не человек, за что его порицали коллеги по цеху, начиная от парней из «BAUHAUS» до русских конструктивистов.
В общем, если кто-то (включая самого Корбюзье), думал, что его мебель будет образцом функциональности и доступности, то, по крайней мере, в смысле доступности его постигло разочарование. Проекты индустриального дизайна Ле Корбюзье, несмотря на прогрессивность форм и доступность материалов, до сих пор несут на себе тень автора, оставаясь предметом интерьера для «богемы». Его мебель, в частности кресла «Le Corbusier — LC», узнаваемы на раз и стали не только именем нарицательным, но и средством создания художественного образа — смотри фильм «Большой Лебовски» — пользователь «LC» весьма архитипичен.
В чём же феномен мебели от Ле Корбюзье? Новаторское формообразование? Нет, Йозеф Хоффман делал мебель в кубических объёмах гораздо до, и был в своё время работодателем Ле Корбюзье. Применение хромированного металла? Эйлин Грэй реализовала проект кресла Bibendum почти за десять лет до первого «хрома» Корбюзье, а идею кресла-кушетки с нахальным названием «Le Corbusier - 4» месье Жаннере просто спёр у баронессы Грэй. Оригинальное исполнение при использовании вышеперечисленных форм и материалов? Посмотрите на кресло «Василий» Марселя Брёйера, он его тогда же сделал.
История промышленного дизайна накопила очень много примеров мебели типа LC, тема осталась актуальной, но все так и будут при виде кресла, выполненного в сочетании кубических объёмов с кожей и хромированным металлом восклицать — Ле Корбюзье!
Он не достоин титула первооткрывателя в промышленном дизайне, он был нахальным похитителем идей, но он никогда не был шарлатаном. Корбюзье был по-настоящему гениальным архитектором во всём, и вопрос первичности здесь неуместен. Каждый его предмет – высокая архитектура. Le Corbusier — brend №1 и он умел продавать свой продукт. Сейчас мебель LC производит компания Cassina S.p.A.
Архитектурные работы Ле Корбюзье
Добавить комментарий