Джон Рид Фокс. John Reed Fox
Джон Рид Фокс (John Reed Fox) — дизайнер от гильдии ремесленников и адепт философии натуральных материалов. Фокса едва ли можно назвать «производителем мебели» или популярным дизайнером в широком смысле понятия. Его мебель — исключительно ручная работа, соответственно потребителем её могут стать только весьма обеспеченные клиенты. Материал – исключительно высококлассная цельная древесина. Метод производства можно назвать архаичным, так как Джон Рид Фокс предпочитает использовать в основном ручной инструмент, большая часть которого уже перешла в разряд раритетов.
Фокс выполняет частные заказы состоятельных людей мира с начала 80-х годов. Летом он также ведёт специальные курсы для будущих специалистов, сертификат этих курсов котируется очень высоко. Для него увлечение мебельным дизайном начиналось как хобби, но уже скоро он понял, что создавать мебель — это и есть его призвание.
Мастерская Фокса и его дом находятся в городе Эктоне, Мэриленд. На первый взгляд это обычная мастерская из тех, что можно увидеть в пристройке к любому маленькому мебельному магазину в Америке: ленточная пила, 20-дюймовый станок Мак Лин, фуганок Ятс-Американ, пресс и тиски. Оборудование Фокса столь стандартно в первую очередь потому, что большую часть работы он всё равно выполняет вручную.
Джон Рид Фокс вполне доволен сложившимся кругом клиентов и не ищет дополнительной известности, фотографироваться не любит. Однако его работы можно приобрести и в свободной продаже: они выставляются на самых престижных ежегодных ярмарках мебели, которые проходят в Америке.
«Моя карьера началась очень стандартно, поначалу я изготовлял довольно обычные кухни и кабинеты, но однажды, в середине 70-х, я оказался на выставке в Балтиморе, и тогда понял, что мебель может быть гораздо большим, чем просто профессией — это настоящее искусство, по выразительности ничем не уступающее поэзии, нужно только уметь его понимать. Конечно, это справедливо только для ограниченного числа серьёзных мастеров, и если ты хочешь оказаться в их числе, надо полностью сосредоточиться на штучных заказах, тиражированная вещь уже не может быть произведением искусства».
«Первоначально я работал через большие мебельные ярмарки, такие, как в том же Балтиморе или Филадельфии. Там брали гораздо меньший процент, нежели в галереях».
«Я создаю современную мебель под сильным влиянием того, что в Соединённых Штатах обычно называют «японским искусством». В частности, я использую японские инструменты, в том числе и древние. Но важен весь процесс создания: от разработки отдельных частей до сборки, во всём должна чувствоваться рука мастера, изготовившего предмет».
«Большинство своих инструментов я собрал в конце 70-х, и с тех пор они служат мне верой и правдой. Японская философия очень глубока и находит своё применение везде. Перед тем, как начать читать свой летний курс, или готовясь к очередному конкурсу работ, где меня позвали в жюри, я всегда перечитываю книжку «Неизвестный ремесленник», написанную Сотзу Янаги. Там, в частности, говорится: «Когда мы молоды, мы отличаем только новое от старого. Взрослея, мы начинаем различать фальшивое и настоящее».
«У меня стоят все обычные машины, как в самой обычной мебельной мастерской. Но зона, где находятся машины, отгорожена от прочей площади скамьёй, за ней-то и начинается настоящее творчество».
«В использовании старых, традиционных инструментов я нахожу особое удовольствие. Как вы можете заметить, у меня в мастерской нет ни шума, ни пыли, всего того, что принесли современные машины. Мне хочется думать, что так же работали старые японские мастера. В тишине и покое я разрабатываю модели и только в такой обстановке у меня рождаются действительно оригинальные идеи. Работа над материалом в такие моменты напоминает мне древний магический танец. Чтобы вступить с деревом в доверительные отношения, нужно провести с ним много времени, иначе всё бесполезно, это будет не штучная работа, а халтура».
«На своих занятиях главное, чему я хочу научить слушателей — это научиться распознать свой «голос», найти свой почерк, подчас это непросто даже для талантливых людей. Помните, что писал Янаги? Повторять чужую работу можно сколько угодно, но найти свой собственный стиль — это действительно достижение. Иногда я вижу чью-нибудь работу, и думаю — это мог сделать кто угодно. Я знаю, что, глядя на мои работы, так никто не скажет».
«Прежде всего, я использую только цельные куски древесины. В этом есть своя логика, и это сильно отличается от работы с отдельными фрагментами».
«Я предпочитаю американские деревья, и это вполне осознанно. Думаю, художник должен работать с материалами, которые выросли рядом с ним. Вишня и орешник идут, прежде всего, на оформление кабинетов, это прописная истина. Огромные деревья я не использую — их древесина слишком груба и не подходит для моих целей».
«Мебель способна создавать совершенно особую атмосферу, и мне кажется, многие это недооценивают. Когда вы заходите в комнату, обставленную мебелью, выполненной талантливым дизайнером, вы погружаетесь в другую атмосферу. Она может настроить вас на рабочий ряд, на релаксацию, создать романтическую обстановку. Большую часть своей жизни человек проводит среди мебели, так что я удивляюсь, когда ей придают какое-то иное значение, кроме первостепенного».
Официальный сайт John Reed Fox: |
||
Добавить комментарий