МНОГОПРОЛЁТНЫЕ И БОЛЬШЕПРОЛЁТНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ

Преимущества многопролётных и большепролётных одноэтажных промышленных зданий. Проектирование многопролётных зданий.


Многопролетные одноэтажные промышленные здания имеют ряд преимуществ перед многоэтажными: меньшая стоимость 1 м2 или 1 м3 здания, равномерность освещения всех помещений, возможность увеличения нагрузок на полы, меньшая опасность несчастных случаев. Одноэтажные здания особенно выгодны для строительства на слабых грунтах, где при возведении многоэтажных зданий требуется устройство фундаментов глубокого заложения. Недостатки: большие теплопотери, большие эксплуатационные расходы ввиду большой площади фонарей верхнего света, большая площадь застройки и, следовательно, земельного участка. Поэтому многопролетные одноэтажные здания наиболее применимы для размещения предприятий тяжелой промышленности, где возможны значительные вибрации и большие нагрузки на полы и грунт (металлургические заводы), в производствах с большими нерасчлененными помещениями (прядильные предприятия) и на заводах с поточным производством крупногабаритных изделий.
 
Размеры. Для легких зданий с шагом колонн 5 — 7,5 м наиболее экономичны пролеты 10 — 30 м (рис. 5). Если колонны мешают технологическому процессу, возможно увеличение пролетов до 50 м (рис. 2). Для снижения высоты помещений решетчатые или сплошные прогоны включают в конструкции фонарей верхнего света, а также в конструкции шедов и пилообразных покрытий (рис. 1 — 4), ленточных окон (рис. 10) и т.п. ЭТО дает возможность свободного размещения в цехе крановых путей, улучшения интерьера и условий наблюдения за ходом производственного процесса. По этим же соображениям следует по возможности обходиться без ферм с открытыми затяжками и применять рамные конструкции (рис. 6— 9), в том числе с затяжками, скрытыми в полу (рис. 12).
 
При выборе сетки колонн и расстановке станков необходимо учитывать разворот транспортных средств. Для поворота электрокаров необходим, в зависимости от их типа и размеров радиус внутри 1,6 — 2,92 м, снаружи — 2,5 — 5,44 м.
 
Внутренняя высота помещений одноэтажных зданий зависит чаще всего от габаритов крана.
 
В зависимости от грузоподъемности крана высота помещения выше отметки головки рельсов кранового пути должна составлять 1,6 — 3,4 м. При дальнейшем увеличении высоты цеха условия аэрации, как правило, не улучшаются. Важнее обеспечить достаточный воздухообмен с помощью правильно рассчитанных и не вызывающих сквозняков вентиляционных устройств (окон, дефлекторов) и калориферов.
 
В многоэтажных производственных зданиях несущий каркас выполняют из стальных конструкций с внутренней огнестойкой облицовкой или же из железобетонных конструкций. Перекрытия и верхнее покрытие устраивают из пустотелых камней или из бетона. Ветровые нагрузки воспринимаются торцовыми стенами, лестничными клетками, брандмауэрами или рамными конструкциями и ядрами жесткости, на которые давление ветра передается через жесткие конструкции перекрытий. Для создания огнестойкой защиты стальных прокатных профилей, согласно «Правилам строительного надзора», достаточна облицовка кирпичом с покрытием из цементного раствора, армированного проволочной сеткой или устройство защитного слоя из торкретбетона Широко распространена также сухая облицовка асбестоцементными листами по DIN 4102.
 
Для устройства покрытий одноэтажных холодных зданий, таких, как сараи и навесы, а также зданий горячих цехов с большой теплоотдачей и т.п., не требующих утепления, применяются асбестоцементные волнистые плиты. При необходимости более надёжной теплоизоляции устраивают двухслойную кровлю из волнистых асбестоцементных плит с теплоизоляционной прокладкой — минеральной ватой, шлаковатой, мягкими волокнистыми плитами или же стиропором.
 
Пемзобетонные настилы выполняются кесонными или ребристыми шириной 50 см со стальной арматурой (в ребристых плитах предусматриваются круглые пустоты). Наиболее экономичный пролет для таких плит при толщине 8,5 см — 2,5 м (модульный размер для промышленных зданий). Применяют также предварительно напряженные железобетонные плиты с теплоизоляционными прослойками (плиты Шефера) или же армированные пенобетонные плиты (Сипорекс) пролетом 5 м при нормальной ширине 50 см.
 
Проектирование многопролётных одноэтажных зданий. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Поперечный разрез покрытия с фермами в плоскости остекления фонарей-шедов.
2. Продольный разрез покрытия с фермами в плоскости остекления фонарей-шедов.
3. Поперечный разрез пилообразного сводчатого покрытия.
4. Продольный разрез к рис. 7.
5. Навес с тремя рядами опор.
6. Смежные пролёты разной высоты.
7. Высокие цеховые пролёты чередуются с низкими.
8. Цех с пролётом для крупнейшего из стандартных мостовых кранов.
9. Покрытие системы «Понд» для металлургических заводов, литейных и т.п. (обеспечиваются хорошей аэрацией).
10. Консольное покрытие длиной 100 м на трёх опорах (расстояние между опорами  по 50 м).
11. Навес с поперечным световым поясом, покрытие – по балкам Гербера.
12. Автобусный гараж в Стокгольме. Затяжка сделана в полу. Архитектор Э. Сундаль.
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование»/ Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"
 

Комментарии

Большепролетная архитектура ХХI века - http://blog.dp.ru/post/5274/. В статье предлагается рассмотреть идею создания рациональных покрытий для больших пролетов (в том числе светопрозрачных покрытий), что даст возможность построить просторные и комфортабельные промышленные здания, ангары, стадионы и др объекты.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)