УНИВЕРМАГИ

Проектирование универсальных магазинов. Планировка торговых залов. Требования и конструктивные решения. Помещения складов и экспедиций универмагов и магазинов. Отопление и вентиляция универсальных магазинов. Устройство полов в помещениях универсальных магазинов. Схема взаимосвязи помещений и путей движения покупателей и товаров. Группировка унифицированного оборудования. Целесообразная расстановка унифицированного оборудования для различных товаров при квадратной сетке колонн.


Склады размещают либо на одном этаже (удобнее всего непосредственно над верхним торговым этажом), либо на каждом этаже позади торговых залов. Возможно также размещение складов в промежуточных этажах пониженной высоты.

Для транспортировки товаров применяют тележки, грузовые лифты, желоба; рольганги, патерностеры, нории, ленточные транспортеры, подъемные платформы, винтовые спуски.
 
В универмагах устраивают витрины с меняющейся экспозицией товаров. При устройстве витрин важно обеспечить удобный к ним доступ без значительных потерь примыкающей площади торгового зала.
 
Входы для персонала устраиваются отдельно от входов для покупателей; они могут быть объединены с входами для доставки товаров, иметь специальные лестницы и должны быть связаны с гардеробными. Гардеробные предусматривают из расчета 0,4 — 0,5 м2 на 1 человека. Помещения для персонала можно располагать в подвале, но лучше на одном из верхних этажей.
 
Согласно «Правилам строительства и оборудования торговых зданий и универмагов», их полезная площадь должна быть не менее 1200 м2 при этажности более двух этажей. Помещения делятся на торговые, рабочие и пр, (машинные помещения, котельные и др.). Высота зданий зависит от зоны строительства и, как правило, составляет 4 — 5 этажей. При проектировании зданий большей этажности следует руководствоваться специальными указаниями. Подвальные этажи и сады-крыши при определении этажности не учитываются.
 
Нижние подвальные этажи разрешается использовать только для размещения установок инженерного оборудования здания и складов. Непосредственная связь этих этажей с другими этажами через двери, с помощью лифтов, спускных желобов и т.п. запрещается.
 
Все этажи должны быть отделены один от другого огнестойкими перекрытиями, устройство проемов в которых возможно только в порядке исключения. Несущие конструкции здания должны быть огнестойкими, этажи с полезной площадью более 2500 м2 должны разделяться на противопожарные отсеки; расстояние между брандмауэрами ≤ 40 м. Проемы в брандмауэрах могут иметь размеры по высоте и ширине на ≤ 2,5 м; в проемах следует устанавливать огнестойкие запирающиеся двери. При разнице уровней полов торговых помещений не более трех ступеней между ними устраиваются пандусы с уклоном ≤ 1:10. В стенах, отделяющих проходы или проезды и торговые помещения, не должно быть проёмов. Допускается устройство проёмов с огнестойкими дверями, но лишь в тех случаях, когда двери не сужают требуемую для выхода ширину. Часть внутреннего дворика со стеклянным покрытием на ширину до 6 м от поверхности стен в Западном Берлине не включают в площадь застройки при условии, что часть двора остаётся открытой, а общая площадь двора не более 100 м2 при наименьшем линейном размере ≥ 10 м. Высота стеклянного покрытия на границе с открытой частью двора ≤ 4м.
 
Отопление и вентиляция. В небольших универмагах можно ограничиться естественной вентиляцией, в больших необходимо предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию или же кондиционирование воздуха. Помещения массового пребывания людей следует располагать на отметке ≤ 0,5 м ниже уровня земли.
 
Несущие конструкции здания должны быть огнестойкими. Оконные проёмы и наружные двери должны быть удалены от дорог и участков с оживленным движением на расстояние, равное произведению числа этажей здания на 1,5 м.
 
Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. При отодвинутой вглубь лестнице вход в магазин располагают позади витрины. Минимальная ширина торгового помещения 2,6 м.
2. На улицах с оживленным движением перед магазинами, расположенными в глубине здания, устраивают нишу с витринами, которые придают им привлекательный вид.
3. Смещением входов  и заглублений одной из витрин образуют входную площадку и увеличивают площадь витрин. Компоновка входной части магазинов проста, без криволинейных элементов.
4. Для глубоких магазинов целесообразны большие площадки перед входом со скошенными витринами, привлекающими внимание прохожих.
5. Вход посредине устраивают в магазинах шириной ≥ 6 — 6,2 м, прилавки могут быть с обеих сторон. Касса и выдача покупок всегда у входа.
6. В магазинах с большим числом покупателей необходимы раздельные вход и выход, При небольшой ширине торгового зала они могут быть рядом, обычно на расстоянии 1 м один от другого.
7. Угловой вход лучше всего расположить за витриной.
8. При устройстве прохода между двумя витринами увеличивается площадь для выставки товаров.
Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
9. При узком фронте магазина входную дверь отодвигают вглубь, чтобы увеличить площади витрин; для лучшего обозрения витрин их делают уступами.
10. При скошенном расположении витрин и дверей планировочная идея, показанная на рис. 9, получает законченное выражение.
11. Автоматические устройства для открывания и закрывания дверей. Однопольные входные двери с движением в двух направлениях. Автоматическое открывание дверей с помощью фотоэлемента, вход и выход объединены в одном блоке (слева) управления открыванием дверей с помощью контактных матов в полу (справа). 
 
Помещения складов и экспедиций универмагов и магазинов.
 
Помещения мастерских и складов угля следует разделять на противопожарные отсеки площадью ≤ 800 м2. Если эти помещения находятся в подвале, то площадь противоположных отсеков 500 м2.
 
Входы и выходы. В зданиях с полезной площадью свыше 15 000м2 все требуемые по Строительным правилам дворы с въездом и выездом располагают на возможно большем расстоянии друг от друга. Выезды и проезды должны быть высотой и шириной ≥ 3,5 м; свободная ширина проезжей части между бортовыми камнями или защитным тумбами тротуаров ≥ 2,3 м, а на высоте 25 см над проезжей частью ≥ 2,5 м. При устройстве выходов для покупателей во двор должны быть предусмотрены тротуары шириной  ≥ 80 см.
 
Расстояние от любой точки помещения до входа не должно превышать 25 м.
 
Ширина проходов к лестницам и выходам и главных проходов в торговых залах для покупателей должна быть ≥ 2 м.
 
На первом этаже должно быть не менее двух выходов на улицу или во двор; последний должен быть удобно и надежно связан с улицей. Выходы во двор принимают в расчет только в тех случаях, когда двор имеет проезд шириной ≥ 4 м или же два проезда шириной ≥ 3,5 м. Ширина выходов ≥ 1,5 м; из подвального этажа ≥ 1,1 м. Выходные двери должны открываться наружу; ручки устанавливают снаружи и внутри на высоте 1,5 м над уровнем пола.
 
Устройство раздвижных дверей не допускается. Вращающиеся двери в расчет не принимаются; они не должны препятствовать проходу к выходным дверям требуемой ширины, а в случае необходимости должны сразу раскрываться на всю ширину. Общая ширина дверей для эвакуации посетителей на первом этаже определяется из расчета 30 см в свету на каждые 100 м2 площади помещений. На верхних этажах ширина дверей должна быть равна ширине лестничных маршей. Каждый выход должен быть не уже 90 см в свету при раскрытых створках дверей. Ширина дверей назначается с учетом интенсивности движения посетителей (чел.-ч). Наиболее эффективны двустворчатые двери. Обычно применяются стеклянные двери из небьющегося безопасного стекла с автоматическим устройством для закрывания, а иногда опускающиеся двери с остеклением, с тепловой завесой, создаваемой вдуванием теплого воздуха сверху или сбоку, и отсосом его внизу у пола. Лестницы для персонала при их численности менее 200 чел. устраиваются шириной 1,2 м. Ширина лестниц в подвальные помещения, сопоставимые по характеру использования с торговыми залами, определяется из расчета 20 см на каждые 100м2 площади пола подвала.
 
Двери в лестничных клетках должны быть огнестойкими, допускается остекление этих дверей соответствующими сортами стекла, устраиваемое на высоте не менее 80 см от пола.
 
Ширина маршей эскалатора, см Ширина ступеней, см Конструктивная ширина, см Интенсивность движения, чел.
60 30 1,35 5000 – 6000
80 30 1,55 7000 – 8000
100 30 1,75 9000 – 10000
 
Ширина маршей эскалатора зависит от интенсивности движения (см. с. 136 и далее). Уклон эскалаторов 30 — 35°, скорость движения 0,4 — 0,5 м/с. На пологих участках эскалатора уклон не должен превышать 12 — 15°. Возможная интенсивность движения (пропускная способность, чел.-ч) при ширине эскалатора 80 см составляет 8000 чел.-ч, при ширине 100 см — 10000 чел.-ч, при ширине 120 см — 12 000 чел.-ч. Скорость движения эскалатора в подобных случаях должна составлять 1 м/с.
 
Пассажирские лифты. При грузоподъемности 800 кг: число пассажиров 10 чел., пропускная способность 350 чел.-ч. При грузоподъемности 1250 кг: число пассажиров 16 чел., пропускная способность 570 чел.-ч. Обычная скорость движения пассажирских лифтов 1,25 — 1,50 м/с.
 
Полы: в помещениях для продовольственных товаров — плитки из пластика, каменные плиты, керамические плитки; в помещениях для промышленных товаров широкого потребления — каменные или из пластика (поливинилхлорида) с верхним ковровым покрытием с низким ворсом.
 
Размеры стекол для оконных проемов на верхних этажах ≤ 2м2. Примерно 1/3 окон каждого рабочего помещения должна иметь открывающиеся створки шириной ≥ 60 см и высотой 1,6 м. Высота подоконников от уровня пола должна быть ≥ 1 м.
 
Перегородки между служебными помещениями, а также между ними и небольшими складскими помещениями с трудновозгораемыми товарами должны быть защищенными от возгорания или огнестойкими. Перегородки в конторских помещениях могут быть деревянными (иногда с частичным остеклением).
 
Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Симметричная планировка торгового зала. Пунктиром обозначен путь движения товаров, а стрелками— покупателей.
2. В магазинах с ограниченной площадью, расположенных в наиболее оживленных местах больших городов, целесообразно подавать покупки к месту выдачи транспортером (план мясного магазина).
3. При правильной расстановке оборудования покупатели идут от входа к прилавкам, кассе, выдаче и выходу без встречных потоков. План булочной.
4. Магазин самообслуживания без деления на места для продавцов и покупателей. Весь торговый зал предоставлен в распоряжение покупателей.
5. Магазин с индивидуальным обслуживанием каждого покупателя оборудован столами для примерки (например, очков в магазине оптики).
6. Цветочный магазин с большой витриной и полками для цветов. В глубине магазина помещение для подготовки товара.
7. Здания с пристройкой и задним двором удобны для размещения в них магазинов (план обычного входного дома в больших городах). На 1-м этаже — товары повседневного спроса, на 2-м — мастерские, примерочные, хранение товара и т.п. В подвальном этаже размещены гардеробные, умывальные и другие подсобные помещения для персонала.
 
Универмаги размещают на оживленных перекрестках улиц, на площадях вблизи вокзалов, на пересечениях транспортных магистралей и т. п. Поскольку в старых деловых кварталах мало места для стоянки автомашин, универмаги нередко располагают на окраинах городов, на пересечениях автострад и магистральных дорог (например, торговые центры в США).
 
В США при универмагах предусматриваются автомобильные стоянки из расчета 1 место на 300 — 400 жителей с учетом трехкратного использования каждого места в течение дня. В качестве другого критерия для расчета принимается отношение торговой площади магазина к площади стоянок 1 : 2,5. При острой нехватке свободной территории утраивают стоянки на крышах многоэтажные гаражи и т.п.
 
В ФРГ предусматривается 1 место для стоянки автомобиля на каждые 30-50 м2 торговой площади или на каждые 40 — 60 м2 конторской площади. Другой способ определения числа мест для стоянки автомобилей — суммарная полезная площадь этажей делится на 100. Пути движения пешеходов, легковых и грузовых автомобилей должны быть разделены. От стоянок к самому торговому центру, где допускается только пешеходное движение, устраивают крытые переходы, защищающие от солнца и дождя.
 
Автобусные остановки и в некоторых случаях станции метро или железной дороги связывают с торговыми центрами подъездными дорогами или переходами. В крупных универмагах предусматривают аудитории и зрительные залы, рестораны и кафе, детские комнаты, отделения банков и почты, бюро путешествий, кинотеатры, зеленые насаждения и т.п.
 
Вокруг торгового центра нередко группируют специализированные магазины.
 
Проектирование универмагов начинают с разделения земельного участка на площади, отводимые под застройку и для устройства дворов. Затем в соответствии со Строительными правилами, застраиваемая часть подразделяется на торговые залы, помещения служебного назначения, подсобные производственные помещения и т.п. Торговые залы верхних этажей располагают один над другим, по возможности ближе к выходу. Расположение торгового зала в полуподвальном этаже предпочтительнее, чем устройство дополнительного верхнего этажа с торговым залом. На самых верхних этажах размещают склады товаров, помещения для персонала, административные помещения. Высота первого этажа 4,5 — 5 м,   верхних   этажей 3,75 — 4,5 м, одного верхнего 3 — 4 м.
 
Суммарная площадь этажей универмага ≤ 5000 м2. Глубина световых дворов не должна быть более их полуторной ширины. На внутренних галереях следует устраивать огнестойкие парапеты. В перекрытиях следует предусматривать проемы для отвода дыма, общая площадь которых должна быть ≥ 5% площади пола. Обслуживание вытяжных проемов должно производиться с первого этажа. Полезная нагрузка на перекрытия 500 кг/м2. В настоящее время световые дворы, как правило, не устраиваются.
 
Хорошее решение интерьера дают большие двухсветные залы с боковым освещением. Глубину помещения хорошо освещают окна, расположенные выше стеллажей, иногда в сочетании со ступенчатым решением перекрытий.
 
Сечения колонн и расстояния между ними влияют на выбор размещения оборудования. Типовые прилавки для обычных отделов имеют размер 60 х 200 см (рис. 2). Составленные в два поперечных ряда, они образуют внутренний проход шириной 80 см, достаточный, как правило, для работы продавца (рис. 3). Ширина поперечных проходов 60 см определяет размер торцового элемента 60 х 140 см. Унифицированная высота прилавков 85 см, шкафов — 150 см. Реже встречаются прилавки шириной 50 — 70 см, высотой 90 см, а также шкафы высотой 2: — 2,3 м (рис. 5).
 
Поперечное сечение колони 60 х 60 см и расстояния между ними, кратные 2 м, приняты с учетом габаритов оборудования. Исходя из этого расстояния между осями колонн равны 6,6; 8,6; 10,6 м.
 
Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Схема взаимосвязи помещений и путей движения покупателей и товаров.
4. Группировка унифицированного оборудования. М 1 : 200.
2. Унифицированные прилавки и полки в настоящее время — основное оборудование современных универмагов.
3. Целесообразная расстановка унифицированного оборудования для различных товаров при квадратной сетке колонн. М 1 : 400.
Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
5. Поперечный разрез по этажу универмага с показанием размеров проходов, оправдавших себя в условиях эксплуатации. М  1 : 67. 
 
В универмагах и магазинах число лестниц и ширина маршей, установленные требованиями Строительных правил, определяются местоположением и габаритами входов и выходов. Для расчета принимается, что на каждые 10 м2 площади торгового зала за вычетом 1/3 площади, занимаемой оборудованием, приходится 15 чел. Общая ширина лестничных маршей, дверей и проходов принимается:
 
при числе посетителей до 500 чел 1м на 120 чел.
»      »     до 1000 чел 1м на 150 чел.
»      »     свыше 1000 чел 1м на 200 чел.
Ширина коридоров и дверей должна быть ≥ 1,5 м. На каждые 100 м2 полезной площади требуется по 30 см ширины дверей или проходов в чистоте; при этом должно быть не менее двух выходных дверей шириной ≥ 1,6 м. На каждые 50 м по длине здания при устройстве качающихся дверей требуется ≥ 1,5 м ширины дверей. На расстоянии 30 м от любой точки первого этажа должен быть по меньшей мере один выход. Тупиковые помещения, имеющие выход только в одном направлении, могут быть удалены от выходной двери на ≤ 15 м (рис 4). Универмаги высотой более шести этажей должны иметь лестницы аварийного выхода, расположенные вне здания, или же проходы для аварийного выхода через лоджии и балконы. Лестницы аварийного выхода следует размещать в изолированных лестничных клетках с прямым выходом на улицу. Двери в лестничных клетках, не предназначенные для целей эвакуации, должны быть расположены так, чтобы не создавались препятствия массовой эвакуации посетителей и персонала по лестнице (рис. 3). Оптимальное решение-устройство открытых проемов с воздушной завесой.
 
Требуемая ширина маршей при прохождении по лестнице: 4000 чел.-ч — 1,25 м; 6000 чел.-ч — 1,45 м; 8000 чел.-ч — 2 м. При ширине лестничного марша более 2 м устраивается промежуточный поручень, делящий марш на две полосы. Несущие конструкции лестниц должны быть огнестойкими, соотношение подступенка и проступи ступеней должно быть ≤ 17/28 см. Ширина лестничных маршей при наличии одного верхнего этажа должна быть ≥ 1,5 м, при двух верхних этажах — ≥ 1,6 м, при трех верхних этажах — ≥ 1,7 м. Устройство эскалаторов не может заменить лестниц, необходимых для эвакуации.
 
Большинство покупателей должно пользоваться непрерывно работающими эскалаторами. Лифты предназначены для скоростного подъема, оправданного обстоятельствами. Численность посетителей на протяжении 1ч на 100 м2 торговой площади каждого этажа, принимаемая за основу для расчета пропускной способности подъемных средств, составляет 45 — 80 чел. Число посетителей, нуждающихся в подъеме с первого этажа, определяется произведением пропускной способности подъемных средств на площадь и число этажей. Из этого количества 80% поднимается на эскалаторах, а 20%— на лифтах. Этот результат делят на производительность выбранных подъемных средств и получают необходимое число подъемников соответствующих типов.
 
Лифты следует группировать на хорошо видном при входе месте: в небольших универмагах— у задней стены, в крупных— в центре здания на расстоянии ≤ 50м от любой точки фронта прилавков. Кабины лифтов должны вмещать до 20 чел., но не должны при этом быть слишком малы; кабина сопровождается лифтером. Двери следует располагать по оси кабины. В одной группе должно быть не более шести лифтов. При размещении группы лифтов в центре здания возможна их двусторонняя установка (рис. 5) или же комбинация с эскалатором (рис. 6).
 
Эскалаторы следует устанавливать при необходимости подъема ежечасно около 2000 чел. Эскалаторы должны обеспечивать последовательный подъем и спуск посетителей на все этажи. При расположении в середине здания они должны быть хорошо видны от входа. Уклон эскалаторов 30°. Данные по длине, скорости и производительности.
 
Экспедиция для вывоза проданных товаров должна примыкать к служебному подъезду, по возможности вблизи автомобильной стоянки на том же этаже, где расположены гаражи, либо в здании гаража.
 
Рестораны с кухнями часто располагают на крыше с устройством обособленной связи с кладовыми в подвале.
 
Подсобные помещения, уборные, телефонные кабины, гардеробные для персонала и умывальные размещают в промежуточных этажах высотой 2,2 м (рис. 7).
 
Доставка товаров должна быть изолирована от путей движения посетителей: для этого часто используют дворы и пандусы, ведущие в подвал. При недостатке места для устройства пандусов применяют автомобильные подъемники или же доставляют товары в специальное складское здание, связанное с универмагом автоматически действующим ленточным транспортером, размещенным в тоннеле или на эстакаде. Во избежание неудобства разгрузки на оживленных улицах устраивают тупиковые въезды в здание универмага (рис. 8).
 
Устройство жилых квартир для работников охраны допускается в минимально необходимом количестве при условии, что из каждой квартиры имеется не менее двух путей эвакуации, один из которых отделен от торговых помещений универмага огнестойкими конструкциями. Кроме того, необходимо, чтобы к окнам квартиры можно было подвести пожарные лестницы в случае пожара. Квартиры устраиваются на одном уровне с помещениями универмага, но отделяются от них брандмауэрами.
 
На вводе газовой сети должен быть предусмотрен главный запорный кран, легко доступный с улицы. Все помещения для персонала и продавцов, помимо основного источника освещения, должны иметь аварийное освещение с питанием от двух самостоятельных, независимых один от другого источников. На пересечениях проходов, у лестничных клеток, выходных дверей и т.п. устанавливаются световые указатели, питаемые от аварийной сети.
 
Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Устройство раздельных выходов из подвала и верхнего этажа в одной лестничной клетке.
2. Лестница аварийного выхода в высотных зданиях.
3. Беспрепятственный проход по лестнице.
4. Максимальное расстояние от лестницы, м.
5. Двустороннее расположение лифтов.
6. Расположение лифтов у эскалаторов.
7. Подсобные помещения на промежуточных этажах.
8. Тупиковые въезды в здание универмага.
Проектирование универсальных магазинов. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
9. Размещение складов на промежуточных этажах, в габариты которых одновременно вписаны большепролетные конструкции перекрытий.
10. Удобное в функциональном отношении поэтажное размещение отделов универмага.
 
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"
 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)