Архитектура санаторно-курортных зданий и комплексов 1930-х гг.
Чаще всего наблюдались в архитектуре того времени явно компиляторские, эклектические работы, в которых архитектурные формы, взятые из различных источников, становились откровенной декорацией, часто лишенной даже изобразительной логики, не говоря уже о логике функциональной и конструктивной.
Это противоборство различных тенденций ярко выступало в архитектуре санаторно-курортных зданий и комплексов. Начиная со второй пятилетки их строительство приобретает поистине массовый характер. Только за годы второй пятилетки число мест в санаториях увеличилось с 66 400 до 102 500. По Южному побережью Крыма, по Кавказскому побережью, начиная с района Сочи-Мацеста, по всей группе минераловодных курортов (Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск) шло строительство здравниц с одновременной реконструкцией застройки и благоустройством населенных мест курортных районов.
Применялись самые различные типы объемно-пространственной композиции, но в целом преобладало два принципиально различных приема. Первый — павильонный, т.е. сочетание отдельных зданий различного назначения — лечебных и спальных корпусов, блоков питания, клубной части. Второй — централизованный — объединение всех функциональных элементов в едином, более или менее расчлененном объёме.
Кисловодск. Санаторий Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе, 1937 г. М. Гинзбург, С. Вахтангов, И. Леонидов, Е. Попов, Н. Вишневский, С. Орловский и др. 1 — общий вид; 2 — генеральный план; 3 — план первого этажа режимного корпуса № 1; 4 — помещения для одной семьи в корпусе № 2; 5 — план лечебного корпуса
Для первого приема характерна архитектура санатория Наркомтяжпрома им. Орджоникидзе в Кисловодске, возведенного по проекту М. Гинзбурга в 1938 г. Здесь отражается и та творческая эволюция, которая происходила в результате переоценки ценностей конструктивизма в творчестве одного из лидеров течения. Санаторий расположен на высоких отметках так называемой Ребровой балки и состоит из двух спальных корпусов, между которыми расположен лечебный корпус. Левый спальный корпус с номерами на одного и двух человек включает также столовую и клуб, тогда как правый корпус, предназначенный для семейных, удален от шумных общих учреждений и занимает самую спокойную часть участка. Вся композиция изогнута вдоль кромки склона, по которому идет лестница, спроектированная И. Леонидовым. Композиция лестницы, ее пластическое построение в пространстве в единстве с рельефом, промежуточные площадки-остановки, малые формы и живописные дорожки по сторонам главных маршей ассоциируются с ренессансными композициями на рельефе.
Функционально четко решены спальные корпуса, отдельные номера, поэтажные холлы-все сделано с учетом удобств для отдыха. Они хорошо связаны с природой — через лоджии и галереи. Плоские кровли использованы для устройства соляриев. Несмотря на то, что спальные корпуса санатория различны по величине, М. Гинзбург нашел способ создать нужную ему теперь иллюзию симметричной композиции, что было в принципе немыслимо для этого мастера в 20-е годы. Симметричность подчеркнута также решением центрального лечебного корпуса. Ему придано значение художественной доминанты композиции не только самим фактом расположения в центре, но и характером пластической разработки его объемной формы. Корпус состоит из двух элементов. Первый, где расположены врачебные кабинеты, имеет вогнутую приглашающую форму и к нему ведет торжественно развернутая лестница. За этим корпусом расположен выразительный цилиндрический объем ванного отделения, причем ванны расположены по кольцу вокруг красивого дворика с фонтаном и зеленью.
В сущности санаторий построен как композиция классицистического развертывания объемов и пространств. Композиционное мастерство целого, стремление органично связать требования функциональности, удобства с красотой объемно-пространственного решения, тактичное введение в интерьер лечебного корпуса элементов изобразительного искусства (художники Фаворский, Бруни, Рублев, Прусаков, скульпторы Сотников и Зеленский) — все это характеризует прогрессивную линию развития архитектуры рассматриваемого периода, где достижения 20-х годов обогащаются творческой переработкой наследия классики.
Сочи. Санаторий угольщиков им. С. Орджоникидзе, 1937 г. И. Кузнецов
Иное понимание проблемы освоения классического наследия можно обнаружить в санатории угольщиков в Сочи (И. Кузнецов). Он возводился в то же время, что и санаторий в Кисловодске (1934—1938 гг.). Но здесь автором откровенно использованы традиции того эклектизма, который был характерен для музеев, картинных галерей и загородных вилл промышленной буржуазии конца XIX — начала XX в., когда «классическая» форма выступала в виде стилизованной декорации. Функциональные процессы насильственно подчинялись априорно принятой композиции.
Здание санатория расположено на рельефе, нисходящем к морю. В боковых крыльях находятся спальные отделения, но в то же время как в одном крыле спальные комнаты имеют благоприятную ориентацию, в другом — в угоду симметричной композиции требования ориентации нарушаются. Совершенно различные по своей функции столовая и клуб искусственно втиснуты в центральный симметричный объем, украшенный колонным портиком. Это типичный пример формально-эстетического, эклектического по своей сути направления в архитектуре.
Комментарии
Виталий
вс, 08/10/2014 - 05:21
Постоянная ссылка (Permalink)
Санаторий им. Орджоникидзе
Добавить комментарий