Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам

Аркады на импостах. — Главным новшеством римлян в отношении декоративной архитектуры является применение аркады. Римская аркада представляет собой комбинацию греческой колонны с этрусской аркой, причем надо сознаться, что это сочетание небезупречно.

Вместо того, чтобы поставить колонну непосредственно под аркой, ее прислоняют к стене; зачастую она превращается даже в пилястр, и, вместо того, чтобы нести самый свод, несет только антаблемент. В воротах Перузы (рисунок 320) сохранились следы такого расположения, и красота стиля едва искупает в данном случае дефекты принципа.

Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. Римский Табулярий Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. Ворота Перузы
Рис. 299  Рис. 320

В римском Табулярии, построенном около 80 г. до н. э., мы имеем форму аркады (рисунок 299, А), приближающуюся к той форме, которая будет преобладать во время империи; арки опираются на профилированный импост, причем ордер, дополняющий орнаментацию, приблизительно сходен по своему характеру с дорийским ордером храма в Коре.

Единственная разница между аркадой Табулярия и аркадой эпохи империи состоит в различии стилей. Характер аркад этих двух эпох можно иллюстрировать двумя примерами (рисунок 334): первый из них (А) — заимствован из театра Марцелла, другой (В) — из амфитеатра в Арле. Формы первой аркады отличаются суровой простотой; она не имеет даже архивольта; во втором примере формы отягчены, умножились профилированные части и усложнился общий эффект.

Витрувий не обмолвился ни единым словом об аркаде. Табулярий и театр Марцелла являлись, по-видимому, теми новшествами, которым он не сочувствовал; здесь, не без основания, страдали его классический вкус и любовь к структурно осмысленным частям.

Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. театр Марцелла и амфитеатр в Арле

 Рис. 334

Аркада на колоннах. — Римской аркаде только что был поставлен упрек в том, что она образует ордер, перекрывающий архитравом полуциркульный пролет. Вместо того, чтобы нагружать на арку почти бессмысленный антаблемент, было бы, казалось, более рациональным опереть арку на самую колонну, уничтожив антаблемент.

Эти возражения, по-видимому, приводились и самими римлянами; незадолго до образования Византийской империи, т. е. в эпоху постройки дворца в Спалато, они отказываются от аркады на импостах, переходя к аркадам на колоннах. Но первые попытки такой конструкции относятся к более древним временам. Мы приводили выше (рисунок 299, В) пример, взятый из Помпеи, засыпанных извержением Везувия уже в 79 г.

Весьма возможно также, что аркада на колоннах применялась до Спалато в римской архитектуре в Галлии. Малые римские ордера из мрамора, вторично использованные для крипты в эпоху Меровингов, завершаются подушками также из мрамора и, по-видимому, одинакового с этими ордерами происхождения.

Не служат ли эти расширяющиеся кверху подушки, похожие на подушки византийской архитектуры, указанием на то, что арки опирались, как и в Византии, непосредственно на колонны? Как бы то ни было, система арки на колоннах получила общее распространение только в IV в. и начала применяться в широком масштабе только в христианской базилике.

Поярусное распределение ордеров. — В фасаде на рисунке 334 разрешена сложная проблема распределения ордеров по ярусам. Стилобат, на который опираются колонны, обычно выступает под каждой из них наподобие пьедестала и разделяет ярусы, облегчая переход от одного к другому. Мощному дорийскому ордеру обычно отводится место в первом ярусе.

Самым замечательным примером поярусного распределения ордеров помимо фасадов с аркадами является Септизоний. Он состоял из трех колоннад, поставленных одна над другой и имевших все более легкие пропорции. Все три принадлежали к коринфскому ордеру; каждый из ярусов опирался на высокие стилобаты; последний ярус поддерживал кессонированный потолок.

Мы отказываемся от репродукции этого здания, дошедшего до нас только по очень несовершенным изображениям. Оно заслуживает, однако, упоминания, так как, по-видимому, оказало значительное влияние на искусство эпохи Возрождения и в частности на архитектуру Браманте.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)