Декоративная скульптура, облицовка, полихромия в архитектуре Древнего Рима
Отделка и орнамент. — Изображения антаблемента, приведенные нами для главнейших эпох зодчества, позволяют проследить характер и развитие архитектурного орнамента. Профилям последних времен республики свойственны или изящество, или пышность, неведомые искусству эллинов; но мало-помалу утонченность греческого искусства исчезает, и ко времени последних Антонинов появляются перегруженные комбинации с полным отсутствием покоя, где чрезмерная роскошь деталей скрадывает общий эффект масс. Тем не менее здесь следует установить различие между западной и восточной школами.
На Западе, по мере приближения эпохи упадка, орнамент все более и более отличается торжественной громоздкостью и округлыми массивными формами. На Востоке же формы приобретают, напротив, характер угловатости, а скульптурный орнамент стремится обратиться в плоскую резьбу, исполненную при помощи бурава (Спалато и др.)
В IV в. эта скульптура, обработанная буравом, воспринимается также и другой школой и дает западным художникам возможность оживить их вялые формы. Почти все декоративные детали римского искусства последних времен пройдены таким пунктиром черных отверстий, которые придают, в силу контраста, некоторую прозрачность теням и возвращают контурам известную долю выразительности.
Но не будем отклоняться от лучших эпох; их отличительной чертой является не только индивидуальное достоинство орнамента, но и разумное распределение последнего. Памятники эпохи упадка иногда сплошь покрыты беспорядочной скульптурой.
Превосходство же великих эпох заключается в сохранении чувства меры в применении украшений. В то время умели сделать выбор и понимали, что нельзя рассеивать внимание равномерным распределением орнамента по всем членам архитектурного целого, что между орнаментированными частями необходимы промежутки или поля. Если отделывается скульптурой фриз, то обрамляющие его архитрав и карниз оставляются совершенно гладкими; и наоборот, фриз делается гладким, если архитрав и карниз покрыты скульптурой.
Рис. 333 |
Изображения на рисунке 333 ясно показывают эту разницу: фриз с орнаментом принадлежит садам Колонны, а гладкий фриз между скульптурными архитравом и карнизом взят из храма Юпитера Статора.
Римская декоративная облицовка и полихромия. — Римляне до эпохи империи возводили свои колоннады из крупнозернистого камня и покрывали их, по примеру греков, облицовкой из штукатурки. В храмах Тиволи, Ассизи и Фортуны Вирилис штукатуркой покрыты колонны, антаблементы и даже капители.
По мере распространения кладки на растворе в эпоху империи облицовка начинает играть все более и более значительную роль. Так как стены из кладки на растворе мало пригодны для орнамента, то их облицовывали не только штукатуркой, но и мраморными плитами, прикреплявшимися скобами. Наружные стены Пантеона и храма Антонина и Фаустаны были выстланы таким образом белым мрамором с подражанием рустам и пилястрам.
Облицовка стен с внутренней стороны обычно состояла из сочетаний разноцветных мраморов. Здесь появляется система полихромии, почти неизвестная грекам. Мы находим у последних едва несколько примеров расцветки при помощи черного мрамора. У римлян же эффект полихромии достигается, главным образом, посредством естественной окраски пестрых мраморов.
Облицовка больших пространств римских зданий (Пантеон, термы Каракаллы, Диоклетиана) представляет собой маркетри из мраморных плит различных оттенков. Общие тона становятся таким образом, более глубокими, а гармония — более тусклой. Эта несколько мрачная пышность производит в целом впечатление спокойного величия, вполне свойственного Риму.
Римлянам была известна мозаика, и Плиний указывает на нее как на одну из принадлежностей римского орнамента. Однако мозаики, найденные при раскопках, представляют собой почти исключительно настилы.
Они образовывали большие шероховатые поверхности, одновременно дававшие мощный эффект. Декоративные возможности распределялись по большей части следующим образом: для полов — мозаика, для вертикальной поверхности стен — облицовка из мрамора; штукатурка же оставлялась для сводов, на которых мрамор не мог бы удержаться.
Взамен инкрустации из мрамора прибегали к фресковой живописи. Витрувий указывает нам два способа этой живописи: фреску, или живопись по сырой штукатурке, и живопись горячим способом восковыми красками (энкаустика). Поскольку можно судить по раскопкам, последний способ был наиболее распространенным.
Примечание: Мнение Шуази о том, что в римской живописи преимущественно применялась энкаустика, не разделяется другими исследователями. P. Girard. Pictura. Daremberg et Saglio. Dictionnaire des antiquites, IV, 2, p. 469).
Живописный орнамент, взятый, несомненно, с греческих образцов, отличается легкостью рисунка, выделяющегося на гладком черном или белом, а иногда желтом или красновато-коричневом фоне. Лучшими примерами такой отделки являются погребальная камера в пирамиде Цестия, термы Тита, Палатим и помпейские дома. Орнамент выступает в них легкими завитками над фигурами, изолированными в пространстве.
Если сюжетом росписи является архитектура, то художник дает полную волю своему воображению. Совершенно нереальную легкость приобретают при этом в особенности колоннады. Гитторф сравнивал этот фантастический архитектурный стиль со стилем усыпальниц Петры. Влияние азиатской Греции здесь, конечно, вполне возможно.
Эпоха появления этого орнаментального стиля в Риме относится приблизительно ко времени Витрувия, который говорит о нем, как о новшестве, и порицает его. Несмотря на весь авторитет, какой имеют для нас его суждения, нельзя не признать за этими легкими, четко слепленными формами и смелыми и чистыми силуэтами глубокого декоративного чувства наряду с самым изысканным изяществом.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий