Римские жилища

Роскошная отделка жилищ появилась у греков только во время упадка. Архитектура частного дома в Риме возникла очень поздно. Суровые воззрения древних римлян допускали монументальные здания только для государственных целей. В эпоху Плиния еще сохранилась память о первом частном доме с мраморными колоннами, а развалины Палатина свидетельствуют о том, насколько скромно было даже жилище Ливии. Роскошь проникла в частное строительство только после Августа. В деталях сохраняются в ту пору еще некоторые этрусские мотивы, но частный дом в его целом, с того момента, как он становится предметом искусства, является по существу греческим.

 

Городской дом

Общий план. — Говоря о греческом искусстве, мы указывали и на общее расположение римских домов. Главное различие заключается, по Витрувию, в том, что жилые помещения располагались не рядом с парадными приемными, а позади последних. Индивидуальный характер римского дома придан ему первым двором — атриумом, доступным для ожидающих, посетителей и клиентов. Витрувий различает два вида атриумов: атриум под открытым небом (каведиум) с кровлей, проходящей только по окружности, и атриум в полном смысле слова, т. е. галерея со сплошным перекрытием.

Атриум под открытым небом, или каведиум. — На рисунке 350 М, N и S изображены главные разновидности каведиума, по Витрувию: первый вариант М— без столбов; стропила опираются на сквозные балки; второй вариант N — столбы поддерживают кровлю портика, с которого вода стекает внутрь двора; и, наконец, третий вариант S — так называемый тосканский: вода стекает наружу и отводится желобами и водосточными трубами. Происхождение этого вида каведиума соответствует его названию: оно — этрусское. Такое устройство кровли страдает, по Витрувию, тем недостатком, что вода отводится плохо, но зато над портиками образуется крытый этаж с видом на двор.

Архитектура Древнего Рима. Городской дом. Главные разновидности каведиума
Рис. 350 
Архитектура Древнего Рима. Городской дом. Атриум в виде базилики
Рис. 351

Атриум в прямом смысле слова, в виде базилики. — Вторым типом атриума является крытый двор; он изображен на рисунке 351. Центральный двор окаймлен двумя боковыми портиками, или «крыльями». В глубине — таблиниум с совершенно открытым передним фасадом, сообщающийся с внутренними покоями широким пролетом А, называемым «fauces».

Под портиками атриума помещались портреты предков; в таблиниуме хозяин дома принимал своих посетителей. Весь величавый характер римской жизни сказывается в этой просторной распланировке, объединяющей в одной ограде хозяина дома, восседающего в таблиниуме, семейные предания, олицетворенные бюстами предков, и толпу клиентов, теснящуюся в нефах атриума.

Архитектура Древнего Рима. Городской дом. План римского дома. План помпейского дома Пансы

 Рис. 352

Внутреннее расположение домов по древнему плану Капитолия. — Пример А рисунка 352, заимствованный из плана Рима времен Септимия Севера, изображает дом в его простейшей форме, но с двумя совершенно отдельными дворами, расположенными один позади другого в соответствии с двумя категориями служебных помещений.

Дом в Помпеях. — Чтобы пополнить наши указания сохранившимся до наших дней примером, мы приводим на рисунке 352, Р изображение помпейского жилища, дома Пансы. Этот дом не имеет атриума в форме базилики,— такой роскоши мы в Помпеях не встречаем, это просто дом с каведиумом.

Вокруг последнего (С) сгруппированы помещения, доступные для всех. Зал В, расположенный в глубине, представляет собой таблиниум. Помещения R, выходящие на улицу,— лавки. Их часто сдавали в аренду совершенно посторонним лицам, и они были абсолютно изолированы от остальной части дома. Линия X является границей части дома, отведенной для приема посетителей; дальше идут помещения для семьи.

Подвижная перегородка, образующая заднюю стену таблиниума, отделяет последний от жилых помещений, и для постоянного сообщения между обеими частями жилища служит только коридор V. В праздничные дни эту разделяющую перегородку отодвигают, и обе половины жилища сливаются в одно целое.

Помещения для семьи группируются вокруг второго двора D. Они включают, кроме жилых комнат, столовую, кухню и уборную. Помещения для рабов расположены, из соображений предосторожности, за пределами частного жилья и находятся на втором этаже. На примере рисунка 352 следы существования второго этажа сохранились только в корпусе М в глубине двора D.

Детали внутреннего устройства и убранства. — В отношении внутреннего устройства дом представляется нам в следующем виде. Каждый двор, или по крайней мере главный из них, окружен портиками с колоннами или без колонн. Главные помещения отличаются значительной высотой, как и полагается в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделены от нее плоским или сводчатым потолком. Слой воздуха между этим последним и крышей служит защитой от чрезмерных колебаний температуры. Второй этаж сплошь и рядом нависает выступом над улицей.

Дымовых труб не имеется. Помещения, где поддерживался огонь, имели, по Витрувию, отверстие для дыма в середине крыши, причем очаг занимал центральную часть помещения. Только кухонные печи и печи пекарей снабжены дымовыми трубами; единственным средством отопления обыкновенных жилых помещений являлись переносные жаровни.

При кухне имеется помойная яма, по возможности сообщающаяся с канализационной сетью: она же служит и отхожим местом, предвосхищая, таким образом, способ ассенизации, все больше распространяющийся в наши дни.

Окна помпейских домов, за редким исключением, по-видимому, не застеклялись. Для них употреблялись простые решетки наподобие тех, какие мы видим до сих пор в жилищах Востока. Они пропускали дневной свет и задерживали сквозняки.

В некоторых домах были найдены бронзовые седалища и ложа, а также и несъемное оборудование столовых — каменные ложа, застилавшиеся матрацами. Фасады домов лишены декоративных мотивов; только в самых богатых жилищах встречается иногда дверь с профилированным импостом. В Помпеях соблюдался азиатский обычай не украшать фасадов домов и не открывать в первом этаже окон на улицу.

Внутреннее убранство состояло из мозаичных полов, мраморных фонтанов, статуэток и восковой живописи на стенах зал и внутри колоннад портиков. Помпейские дома более чем скромны. Повсюду в них чувствуется благородство и изящество, как бы освещающие самые простые предметы отблеском эллинизма.

Скученность домов в больших городах. — Помпейский дом типичен для провинциального города, где земля не представляет большой ценности. Большинство домов имеет по одному этажу, наиболее высокие — по два. Иное наблюдалось в Риме, где земельные участки были дороги. Свод законов Феодосия предусматривает (по крайней мере в IV в.) существование четырехэтажных домов, причем этажи нависали, как и в Помпеях, последовательными выступами над улицей.

Дома в Древнем Риме отделялись друг от друга стеной, проходившей между смежными владениями. После пожара Рима было постановлено, что каждый дом должен образовать «островок», отделенный от соседнего проходом, но это скоро забылось.
 

Вилла

Вопрос пространства и необходимость считаться с общественным мнением ограничивали в больших городах размеры домов и роскошь их наружного убранства. Этот вопрос отпадал в загородном доме — вилле, и только там мы встречаем богатую наружную отделку частного здания.

План виллы, не учитывающий условий симметрии, совмещает в себе элементы не только обычных служб городского дома, но и базилик, терм и построек, связанных с сельским хозяйством. Жилище делается иногда двойным: одна часть, обращенная на юг, служит зимним жильем, другая, обращенная на север,— летним. Гроты или нимфейоны с фонтанами образуют убежища от летнего зноя.

В местностях с холодным климатом, как например север Галлии, зимние виллы требуют регулярного отопления. Для этого устраиваются подземные каналы, проводящие нагретый воздух. Это настоящий калорифер, подобный тому, какой мы видели при описании римских терм. Вилла в Миенне (департамент Эры и Луары) представляет интересный пример таких калориферов.

Между отдельными строениями виллы тянулся сад. Мы знаем по описаниям Плиния Младшего, что сад представлял собой цветники, разбитые на правильные площадки, украшенные фонтанами, статуями и подстриженными купами букса, но лишенные всякой общей симметрии. Так же как и в павильонах, которые они окаймляют, каждая отдельная часть симметрична, но при соединении этих частей преследуется свободное и независимое разнообразие.

Мы назвали в виде примера галло-римскую виллу в Миенне; можно назвать еще следующие виллы: в Галлии — виллу Тюи и виллу Ватон, близ Фалеза, в Англии — Бигнор в Суссексе. Неподалеку от Рима, вблизи Аппиевой дороги, сохранились развалины загородных вилл величиной с целые городские кварталы. Огромная вилла, построенная Адрианом вблизи Тиволи, объединяла в своих садах воспроизведения сооружений, которыми император любовался во время своих путешествий (Пойкилэ, Серапейон в Канопе). Там были воспроизведены даже естественные пейзажи: Темпейская долина и Пеней.

Помимо того, что нам дают развалины, мы имеем очень подробные описания вилл, оставленные нам Цицероном о его вилле «Тускулум», Плинием о вилле в Лаврентине и Сидонием Аполлинарием о вилле, которой он владел в Оверни. Подробности этих описаний вовлекли бы нас, однако, в рассуждения, относящиеся скорее к археологии, чем к истории искусств.

 

Дом в Сирии

Все вышесказанное относится, главным образом, к жилищам Запада. Перенесемся теперь в римскую Азию, в Сирию. Здесь мы не встречаем никаких греко-этрусских мотивов. Как общая концепция, так и структура зданий — чисто азиатские. Заиорданская Сирия изобилует бесчисленными примерами восточных жилищ, сохранившихся даже лучше помпейских. Дома Гаурана и Леджаха дошли до нас по большей части почти не тронутыми и не только пригодными для жилья, но и населенными. Ни одна часть этих построек не подвержена разрушению: стены и потолки исполнены из базальта; двери представляют собой базальтовые плиты, ходящие на базальтовых пятниках; окна сделаны также из ажурных базальтовых плит; все же здание покоится на базальтовой скале. Значительная часть Гаурана совершенно лишена лесов, и постройки целиком выводятся из материалов, не боящихся времени. На рисунке 353, А приведен пример такого дома: потолки состоят из плит, опирающихся на арки.

Архитектура Древнего Рима. Городской дом. Заиорданская Сирия

 Рис. 353

В других местностях, где, хотя и редко, но все же встречается лес, придерживаются смешанной системы, показанной на рисунке 353, В: нижний этаж имеет каменный потолок, верхний — деревянную кровлю.

Эти дома рассчитаны в основном на жаркий климат и представляют собой прежде всего убежище от зноя. Комнаты едва освещены узкими оконными пролетами. К этим замкнутым помещениям примыкают совершенно открытые портики; обитатели дома имеют, таким образом, выбор между полной тенью или открытым воздухом и ярким светом. На разрезе В показан портик или веранда, служащая кровлей и защищающая стены от непосредственного действия солнечных лучей. В ее декорации преобладают греческие мотивы.

Внутреннее расположение этих сирийских домов нисколько не свидетельствует о гаремной жизни; в силу греческих традиций, а главным образом под влиянием христианских идей, господствовавших в этих местностях в течение первых веков, жилье семьи менее обособлено и изолировано. Мы видим в этом прежде всего след гостеприимных нравов и заботливого внимания восточных народов к гостю. В комнаты второго этажа обычно ведут две лестницы (А): гость может подняться по наружной лестнице непосредственно в свое помещение, чем ему предоставляется полная свобода, а для внутреннего сообщения с жильем хозяев служит только внутренняя лестница.

Дворец

Бросим теперь беглый взгляд на дворцы — жилища императоров и сановников империи. Как и жилой дом, дворец имеет очень различный характер на греко-этрусском Западе и на полуперсидском, полугреческом Востоке.  На рисунке 354 приведено два примера императорских жилищ: Палатина — на Западе и дворца в Спалато — на Востоке.

Архитектура Древнего Рима. Городской дом. Два типа императорских жилищ:  Палатина — на Западе и дворца в Спалато — на Востоке

 Рис. 354

Примечание: Шуази противопоставляет довольно скромный дом Августа на Палатине роскошному дворцу Диоклетиана в Спалато, рассматривая первый как явление, характерное для римского Запада, а второй — для Востока. По этому поводу следует отметить, что отмеченное Шуази различие должно быть объяснено не в географическом, а в историческом плане. Во время начала принципата, т. е. в эпоху Августа (30 г. до н. э.—14 г. н. э.) и Тиберия (14—37 гг. н. э.), императоры живут в довольно скромных жилищах. Но уже Калигула (37— 41 гг. н. э.) сооружает себе более пышный дом, а Нерон (41—70 гг.) и Домициан (83—98 гг.) строят себе громадные дворцы.

С этого времени обычной резиденцией императора является пышный дворец, независимо от того, сооружается ли таковой в Риме, как это сделал правивший почти за столетие до Диоклетиана Септимий Север (193—211), или на Востоке, как это имело место с уже упоминавшимся дворцом в Спалато Диоклетиана (284—305). G. Roissier. Promenades archelogiques. Rome et Pompei, Paris, 1887, p. 89).

Палатин Августа является просто довольно скромным домом, остатки которого вошли в виде оснований в позднейшие надстройки Флавиев. Пышные здания начали воздвигать только при Веспасиане. Единственная дошедшая до нас часть здания, отведенная для представительства (Р), отвечает во всех отношениях традиционным планам: атриум, залы для ожидания и аудиенций, причем все помещения широко открыты.

Спалато же — азиатский дворец и хранит отпечаток недоверчивости и замкнутой жизни его обитателей. Здание (S) расположено на берегу Адриатики, но главный вход направлен не к морю, а в сторону садов (R). Приемные аппартаменты группируются вокруг входа R; отдаленная часть В с видом на море была, по-видимому, занята гаремом. В Т помещался храм, в О — гробница, которую приготовил себе Диоклетиан.

Другая особенность Спалато заключается в том, что дворец представляет собой укрепленное жилище. Угроза варваров требовала мер обороны. Здания не рассеяны, как в вилле во времена Антонинов, но собраны, окружены стеной с башнями и с подземным ходом, доступным со стороны моря. Спалато — нечто среднее между сералем и феодальным замком. К этому же типу относятся восточные дворцы в Аракэль-Эмире и Машите. Дворцы в Арле и Трире принадлежат к типу Палатина.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)