Романская конструкция: материал и его использование

РОМАНСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Римляне, располагавшие в неограниченном количестве организованной рабочей силой, дешево ценили материал и труд. Для добывания материалов, доставки их и установки на месте в их распоряжении находились целые народы; если только план был прост, то, как бы грандиозен он ни был, его всегда можно было осуществить.

В феодальную эпоху положение было совершенно иное. Социальная раздробленность ограничивала размеры принудительного набора рабочих; отсутствие дорог затрудняло доставку материалов. Необходимо было соблюдать экономию в расходовании материалов, считаться с дальностью доставки, беречь рабочую силу. Приходилось отказываться от искусственных монолитных конструкций, требующих большой затраты материалов. Кладка насухо, требующая точности выполнения, вышла из употребления; искусство могло возродиться лишь ценою отказа от античных строительных приемов.

Примечание: Замечание о полном бездорожье в раннем средневековье лишено основания. Средневековье создало специальные религиозные ассоциации по поддержанию и строительству мостов через реки. Так, через реку Дюранс был воздвигнут в середине XII в. каменный мост (Монпаз или Бонпаз); в хартии графа Энде говорится о сооружении моста и Туре (1031—1037); известны работы, организованные королем Людовиком Благочестивым по поднятию уровня реки Луары, мост в Эрве (Deux Sevres), Авиньонский мост через реку Рону. В XI в. построили мост монахи Saint Jaques du Haut Pas; в XII в. в Испании св. Иоанн Пустынник, как говорится в письменных источниках того времени, призывает к строительству моста, и т. д. См. Michel, Histoire de I'Art, Paris 1905, т. I, ч. II, стр. 480; En lart, упом. соч., стр. 205. Тот факт, что строительные материалы редко доставлялись из других мест, объясняется не состоянием дорог, а тем, что при замкнутости феодального хозяйства феодалы предпочитали производить материал на месте, а не доставлять его извне. Сокращение количества и ухудшение качества дорог в средние века вызвано также замкнутым характером феодального хозяйства.

 

МАТЕРИАЛ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

ПРИЕМЫ ОТЕСКИ КАМНЯ ДО УКЛАДКИ

Материал романских построек — небольшие камни, более или менее правильно отесанные и уложенные на растворе. Римские массивы, выложенные из мелкого бута на растворе, нужно было прокладывать правильными рядами плит и облицовывать камнями правильной формы. При употреблении тесаного камня он сам по себе служит облицовкою, и прокладочные ряды становятся излишними, — если только камни хорошо отесаны. В античной архитектуре для прокладочных рядов и облицовки употреблялся кирпич; когда же надобность в прокладке и облицовке отпала, кирпич вышел из употребления. За исключением некоторых редких областей, как район Тулузы и Фландрии, он больше нигде не встречается в постройках позднее XI в.

Примечание: Шуази не прав, говоря, что кирпич не встречается в постройках позднее XI в.: в XII в. в Германии кирпичная архитектура была очень распространена, например, в городах Бранденбургской марки; важнейшими памятниками являются церковь в Иерихове (1147—1152), романского стиля, и Ратцсбургский собор в Лауэнсбурге. К переходному стилю принадлежат кирпичные монастырские церкви в Корине и Ленине (Бранденбург) и церковь Кольба и Эндьены (Померания) и др. В гошческом стиле выстроены церкви: «зальная» Мариинская церковь в Мейбранденбурге (1298), Мариинская церковь в Пренцсгау (1320—1340), Бранденбург и др. Известны также готические постройки из кирпича и ганзейских городах — Любеке, Висмере, Ростоке, Штральзунде и Грейфсвальде. См. Ad1ег F., Mittelalterliche Backsteinbauten des Preussischen Slaates, Berlin 1859—1862; Верман, История искусств, т. II, стр. 343.

Раствор, игравший у римлян исключительно роль вяжущего материала, в романскую эпоху приобретает новое назначение: он служит для передачи давления; это уже не только вяжущее, но прежде всего — пластический материал, прокладываемый между камнями и служащий для равномерного распределения давления в кладке.

Иногда, следуя приему, восходящему к римской эпохе и сохранившемуся в византийской архитектуре, между камнями закладывают брусья, образующие продольные связи; к сожалению, долговечность их не превышает долговечности самого дерева.

В романскую эпоху возникает прием, ставший незыблемым правилом в эпоху готики: камень укладывается в совершенно отесанном виде; нигде он уже не отесывается после кладки. Этот прием укладки без последующей отески оправдывается вдвойне: соображениями экономии и требованиями высокого качества конструкции.

С точки зрения экономии, было бы ошибкой при дорогостоящем транспорте привозить издалека грубые блоки, что­бы отесывать их на месте; поэтому камни начерно отесываются еще в каменоломнях и на месте постройки подвергаются лишь окончательной отделке.

С конструктивной точки зрения, отеска камня после укладки представляет опасность; она допустима, когда камни пригоняются насухо, но при кладке на растворе возникает угроза расшатывания кладки. При применении раствора нужно избегать отесывания камня после укладки.

С точки зрения формы, казалось бы, безразлично, когда происходит отеска камня — до укладки его или после; в действительности же значение этого момента очень велико. Когда отеска производится на месте, ничто не заставляет согласовывать форму каждого камня с системой кладки; наоборот, если камень отесывается заранее, он должен иметь форму, отвечающую его назначению, — отсюда вытекает правдивая выразительность такой кладки.

Добавим, что при подобной организации работ каждый камень обрабатывается одним рабочим и личная заинтересованность последнего способствует успеху работы. В этом полная противоположность римской системе обезличенного и безответственного труда.

 

СТЕНА

Кладка стен далеко не напоминает дорогостоящей правильной античной кладки: камень берется тех же размеров, какие он получил в каменоломне, никогда не выравнивается высота отдельных рядов кладки и не вводится правильное распределение швов, связанное с потерей материала.

Романская конструкция иногда представляет собой массив, сложенный из неправильных камней и облицованный тонкими каменными плитами, имитирующими правильную кладку из больших камней: углы часто обрабатываются крупными блоками.

Подобная кладка нерациональна, и эпоха готики отказывается от этого приема. В самом массиве и в облицовке осадка происходит весьма неравномерно, что вызывает трещины в облицовке; архитекторы эпохи готики пытаются избежать их, добиваясь, насколько это возможно, одинаковой высоты и для слоев кладки и для облицовки, включая сюда угловые блоки.

Мы установили в античной архитектуре редкие отклонения от применения кладки «en besace»; нам думается, что в архитектуре средневековья трудно найти хотя бы один подобный случай: камни, специально отесанные для кладки углов, стоили дорого и были ломки, поэтому употребление их было строжайше воспрещено.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)