Романская архитектура: аркада
В примитивных романских постройках — базиликах — нет других сводчатых частей, кроме абсидных ниш, а вдоль нефов расположены арки на столбах, заимствованные у латинских базилик, с тою лишь разницей, что эти арки покоятся не на колоннах, как в античных памятниках, а на столбах, сложенных из камня на растворе.
Очертания
Очертание арок в течение долгого времени сохранялось латинское, т. е. полуциркульное, более или менее повышенное. Стрельчатая арка появляется во Франции только в конце XI в., должно быть, под влиянием азиатских образцов, занесенных благодаря торговле с Востоком и паломничествам в Палестину.
Примечание: Стрельчатая арка появлялась в романской архитектуре преимущественно там, где надо было освободиться от квадратной системы плана.
Кладка
Античные архитекторы делали иногда наружное очертание арок ступенчатым. В романскую эпоху от такой кладки отказываются, и внешняя кривая всегда соответствует внутренней; параллельность внешнего и внутреннего очертаний арки, принятая романскими архитекторами, дает наибольшую экономию камня и лучше всего предотвращает повреждения в случае осадки.
До XI в. встречаются арки, наружная кладка которых выполнена из отесанных тонких каменных плит, а остальная — из неотесанного камня; такой способ кладки, дающий перевязь, исчезает в XII в., и, начиная с этого времени, арка выкладывается целиком из небольших, правильно отесанных камней.
У арабов нередко встречается стрельчатая арка (показана на рис. 95, М), у которой швы кладки расположены по радиусам, исходящим из одного центра.
Рис. 95 |
Мы уже говорили о мотивах, до известной степени оправдывающих этот прием для кирпичных арок; распространять его на каменные арки было бы ошибкой, которой не допускали сами арабы и которой остерегались романские архитекторы: в романской арке линии швов кладки направлены нормально к кривой арки (чертеж N), что позволяет отесывать все камни по одному шаблону.
Этот чрезвычайно практичный прием кладки представляет еще одно преимущество в том отношении, что арка, выполненная так, дает меньший распор. В стрельчатой арке верхняя часть АОВ действует, как распирающий клин, распор которого тем меньше, чем угол О больше; указанный прием увеличивает этот угол О.
В качестве детали выполнения надо отметить, что стрельчатая арка редко имеет замок Р, так как этот замок должен быть камнем с входящим углом; поэтому стрельчатая арка обыкновенно завершается вертикальным швом X.
Пята арки на вертикальном опорном столбе
Арка на квадратной абаке. — Самые древние романские арки, как и в латинских базиликах, опираются на квадратные абаки. Установка пят двух смежных арок на одной абаке представляет некоторые затруднения. При недостатке площади арки соприкасаются одна с другою (рис. 96, М), и тимпану Т грозит опасность быть раздавленным в его заостренной части.
Рис. 96 |
Можно было бы решить эту задачу, выкладывая первые ряды камней горизонтально и начиная клинчатую часть арок тогда, когда получилась достаточная площадка, чтобы образовать абаку (N), но романские строители совсем не пользовались этим методом, так как кладка напуском была им совершенно чужда; и даже готические мастера, которые впоследствии так часто применяли этот прием, усвоили его не ранее XIII в.
Чертежи А, В и С показывают приемы, употреблявшиеся в ранний период романского искусства: иногда (А) обе арки суживают к пяте, образуя вертикальный шов X и этим самым уменьшая заостренность тимпана Т; иногда (В) путем постепенного сужения арочных пят образуют интервал S между наружными поверхностями арок; в третьем случае (С) арки устанавливают так, что их внутренняя поверхность, опираясь на небольшую консоль, слегка выступает, что позволяет соответственно уменьшить глубину выемки в кладке устоя, необходимой для заложения пятовых камней.
Арка с нервюрой на устое с приставными колонками. — Только в конце XI в. удалось прийти к четкому решению, показанному на рис. 97. Из арки выделяется главный гурт (нервюра) n, охваченный тонким архивольтом m; при этом архивольт m опирается на самый устой, а главный гурт (нервюра), слегка выступая, становится пятой на капитель боковой колонки С. Таким образом удается значительно уменьшить пятовые камни гурта m и заодно — массив устоя; а колонка, несущая нервюру n, благодаря своему расположению и незначительности выступа почти не увеличивает громоздкости устоя.
Рис. 97 |
Таково окончательное решение. Здесь уже в зародыше проявляется идея, которая получит широкое применение в готической архитектуре, — идея выделения арок из основной конструкции, извлечения их, так сказать, из массива и придачи каждой из них в отдельности дополнительной колонки в качестве опоры.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий