Декоративные элементы в романской архитектуре: арка и свод
Мы рассмотрели основные части романского здания со стороны их роли в общей системе конструкции; теперь мы взглянем на них с точки зрения их декоративного значения. Здесь мы не станем рассматривать украшение само по себе: за исключением ранней эпохи, в средневековом искусстве изгоняется всякое накладное украшение и проявляется постоянное стремление свести роль орнамента к подчеркнутому выявлению самой конструкции. Чувствуются беспрестанные усилия достигнуть абсолютной правдивости в выражении; именно утрируя эти тенденции, готическое искусство в известный момент вступило на тот путь, который привел его к упадку.
Прежде чем решиться оставить стены голыми, без каких-либо украшений, кроме самой кладки, романские архитекторы долгое время подражали рисунку облицовки, которой покрывались античные стены. Мы приводим два примера (рис. 112), один из которых взят из древней церкви в Дистрэ, другой — из церкви Сен-Женеру.
Рис. 112 |
Облицовочные плитки обычно окаймлены красным валиком из раствора, смешанного с толченой черепицей (чертеж S); иногда для усиления эффекта прибегают к ложным швам или кладут камни различной окраски, до кирпичей включительно. Изобретательность доходит до того, что вырезывают на поверхности стен сетчатые узоры.
В XII в. традиция применения инкрустации сосредоточивается в местностях, где имеются под руками цветные материалы. Первой отказывается от этого приема Бургундия, имеющая в своем распоряжении только известняки; клюнийская школа оставляет обнаженной настоящую кладку; наоборот, местности, располагающие материалами вулканического происхождения, как например Овернь, продолжают прибегать к облицовке, в которой перемешаны черные лавы, белые известняки и кирпич (церковь Нотр-Дам дю Пор, Пюи и т. д.).
Нормандская и рейнская школы вместо мозаичной облицовки стен инкрустациями покрывают их аркатурами. Нормандские аркатуры представляют плетения, заимствованные, быть может, из Сицилии; образец их мы приводим на рис. 113, Е
Рис. 113 |
АРКА И СВОД С ДЕКОРАТИВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Очертания. — Мы уже осветили последовательное развитие очертания романского свода: в XI в. применялось исключительно полуциркульное очертание, в XII в. одновременно применялись полуциркульное и стрельчатое. В романскую эпоху никогда не отдавалось предпочтение стрельчатому очертанию. Как мы видели, оно применялось в крестовых сводах и в повышенных цилиндрических; но для пролетов и аркатур, там, где можно было свободно выбирать по своему вкусу, романские архитекторы стали пользоваться аркой ломаного очертания только тогда, когда она завоевала господство в готическом искусстве.
Как исключительные формы, отметим (рис. 113) треугольный профиль D фронтона в Пуату, подковообразную арку С в Жерминьи и трехлопастную арку F в Клермоне, в Иссуаре. Две последние арки представляют особый интерес, как свидетельство азиатских влияний.
Орнамент. — Рис. 114 дает представление о декоративных аксессуарах арок. Обыкновенно орнамент (мулюры или скульптурные украшения) помещается не на клиньях свода, а на архивольте, который повторяет внешнее очертание арки.
Школы шарантская и нормандская — почти единственные, которые применяют скульптурную обработку клиньев свода: первая украшает их растительным орнаментом, вторая — геометрическим ломаным валиком, прямоугольниками и плоскими кружками.
Рис. 114 |
АРКАДА
Средневековые архитекторы всегда пользовались аркадой, опирающейся на простые устои. В более старой части собора в Бовэ есть столбы цилиндрические и квадратного сечения со срезанными ребрами (рис. 115, S); в церкви Сен-Реми в Реймсе устою придана форма пучка колонн (R); почти во всех церквах в том месте хора, где поворот заставляет сближать точки опоры, аркада покоится на отдельно стоящих колоннах.
В нефах, где устоям можно придать большую массивность, обычный тип аркады, начиная с середины XI в., имеет вид, показанный на чертежах А и В: арка — с архивольтом или без него; устой — с ядром прямоугольного или цилиндрического сечения; к устою прислонена колонка. Арка опирается на колонну, а архивольт, если он имеется, покоится на самом устое; иногда архивольт также поддерживается боковой колонкой, и композиция принимает вид С. Такое сочетание, уже почти готического характера, часто встречается в романской архитектуре Нормандии с XI в.
Что касается классической аркады античной эпохи, чисто декоративной аркады на колоннах или пилястрах, то можно сказать, что такая аркада чужда романскому искусству: ее можно встретить лишь в трифории собора в Отене, где она скопирована с Porta Romana; или в Провансе, в декоративных аркатурах церкви Сен-Поль Труа Шато, где она, очевидно, воспроизводит какую-то античную модель.
Рис. 115 |
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий