Декоративные элементы в романской архитектуре: колонна, контрфорс

КОЛОННА

Колонна, если только это не античная колонна, взятая из древнего здания, не имеет ни утонения к вершине, ни выпуклого профиля античных колонн: она строго цилиндрична, и такою останется готическая колонна во все периоды средневековой архитектуры.

Античная архитектура установила для колонн точное подразделение на ордера, из которых каждый имеет свою особую закономерность пропорций. Французская средневековая архитектура перестает определять пропорции колонн в зависимости от их диаметра и, следовательно, отходит от прежней классификации. Единственный ордер, формам которого подражали, был тот же, который пользовался предпочтением и в последний период римской архитектуры — коринфский. Но достаточно сопоставить детали античных колонн с деталями, изображенными на последующих рисунках, чтобы видеть, насколько вольным было подражание: сохраняется только общий вид, скульптурная тема, не больше.

Декоративные элементы в романской архитектуре. Капитель

Рис. 116

Капитель. — Мы уже говорили о том влиянии, какое должен был иметь на средневековый орнамент прием кладки из уже отесанных квадров; романская база колонны и капитель ясно свидетельствуют об этом влиянии.

Раз была принята эта система, каждый декоративный элемент должен был соответствовать точному числу рядов кладки. Так, капитель должна укладываться в один ряд кладки или в два, — промежуточного размера не существует; капитель не находится больше ни в каком пропорциональном отношении к высоте увенчиваемой ею колонны. В этом ее первое отличие от античной капители. Второе заключается в форме абаки (рис. 116, 117, 118). Абака играет двойную роль: на нее опираются пяты арок, а во время постройки она служит опорой для кружал.

Византийские архитекторы, по-видимому, интересовались только первой, постоянной ролью абаки, т. е. ролью ее как опоры; поэтому их абаки не выступают из плоскости аркад (рис. 18 и 19). Романские архитекторы первые придумывают использовать абаку в качестве опоры для кружала; отсюда тот выступ, который образует романская абака на поверхности арки. Часто даже этот выступ существует лишь с той стороны, где устанавливается кружальная ферма (рис. 116, Е).

Обычно высота абаки соответствует высоте одного ряда кладки, и в силу применения этого принципа высота ее определяется не какой-либо условной системой пропорций, но толщиной самых рядов кладки.

Примеры на рис. 116— 118 дают представление о последовательных изменениях романской капители. Капитель С относится к архаическому периоду: это тип меровингского периода и времен, предшествовавших подъему XI в.; остальные капители взяты из сооружений конца XI и начала XII в.

Декоративные элементы в романской архитектуре. Капитель

Рис. 117

Капитель В (рис. 117) является подражанием коринфскому ордеру римской эпохи; капители D (рис. 116) и В (рис. 118), форма которых получается от пересечения куба и шара, были особенно распространены в рейнских провинциях и, по-видимому, связаны с традициями византийской школы в Аахене. Архитектурные школы Клюни и Оверни упрощают корзину капители, придавая ей форму, приближающуюся к форме опрокинутого конуса.

Капители С (рис. 116) и В (рис. 117) взяты одна из хора, другая из крипты церкви Сен-Бенуа на Луаре; D (рис. 116) — из Мармутье, Е (рис. 116) — из Турню, А (рис. 117) — из Деоля; примеры, приведенные на рис. 118, заимствованы из церквей Шампани.

Для орнаментации корзины капители романские скульпторы очень редко берут мотивы из окружающей их природы. Они вдохновляются не листвой живых растений, а копируют акант античных капителей; или же они воспроизводят причудливые формы фантастических растений и животных сасанидского орнамента, или, наконец, переплетения византийского и сарацинского бассонного мастерства, произведения которого завозили венецианские и генуэзские купцы; эти искусственные листья, это плетение, эти чудовища, представление о которых дают рис. 117 и 118, получают особенное распространение в клюнийской школе.

Декоративные элементы в романской архитектуре. Капитель

Рис. 118

База. — В античной архитектуре, где колонна не несла на себе большой нагрузки свода, база играла почти исключительно декоративную роль. Романская база находится в иных условиях: она расположена между фундаментом и стволом колонны, и функция ее заключается в передаче и в распределении на большую поверхность оказываемого на нее давления.

Она покоится на кубическом цоколе и служит промежуточным звеном между цилиндрическим стволом и квадратными очертаниями этого цоколя, так же как капитель служит переходом от ствола к архивольту. Наиболее рациональной формой базы была бы перевернутая капитель; и действительно, вначале она имеет эту форму; переверните капитель С, изображенную на рис. 116, и вы получите меровингскую базу.

Мало-помалу, к XI в., возвращаются к античной базе и охотно добавляют к ней то весьма полезное укрепление в форме грифа, существование которого мы уже отмечали при рассмотрении дворца в Спалато.

На рис. 119 (В и С) показаны две базы, выполненные по римской традиции; А —   профиль из церкви Сен-Бенуа на Луаре —  является простым и ясным выражением роли базы как перехода от квадратного цоколя к круглому стволу.

Декоративные элементы в романской архитектуре. База колонны

Рис. 119

 

КОНТРФОРС

Римляне, а вслед за ними и византийцы, старались помещать массивы опор, несущие своды, внутри здания. Контрфорс, выступающий в виде элерона, употреблялся у римлян только для опорных стен. Идея выноса наружу здания массивов опор, поддерживающих своды, получила развитие в романскую эпоху и была, очевидно, подсказана желанием освободить внутреннюю часть здания от загромождающих ее массивов.

Романские архитекторы, применяя наружный контрфорс, осмеливались только мало-помалу придавать ему формы, соответствующие его функции; единственной системой опоры, получившей у них более четкое выражение, была та, которую мы установили для овернской школы и которая заключается в выступах, соединенных арками. Рис. 120 (А) показывает декоративное значение этой остроумной комбинации в церкви Нотр-Дам дю Пор.

В общем, контрфорсы имеют плоскую форму (А) или даже скрываются под видом пилястров (С). Только в XII в. архитекторы готической школы начинают решительно подчеркивать роль опорных устоев, заменяя контрфорсы постоянного сечения более рациональным профилем со значительным уширением к основанию и с последовательным уменьшением сечения кверху. Этим исчерпываются элементы, составляющие основу здания. Теперь рассмотрим дополнительные элементы, как карнизы и проемы.

Декоративные элементы в романской архитектуре. Контрфорс. Нотр-Дам дю Пор

Рис. 120

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)