Типы крыш в готической архитектуре

Односкатные крыши. — Мы уже указывали, что готические архитекторы оказывали предпочтение крышам с очень крутым скатом. Сильный уклон не причиняет никаких затруднений, когда дело касается перекрытия изолированного нефа, где нет никаких препятствий для любой высоты крыши. Но совсем иначе обстоит дело с односкатными крышами, покрывающими боковые нефы. Придать крутой уклон этим крышам — значит сильно увеличить высоту всего здания. Поэтому нередко можно встретить в одной и той же церкви очень высокую крышу на центральном нефе и очень пологий скат на боковых нефах.

При пологом скате система стропил с прогонами была наиболее подходящей. Ее применяли без всяких колебаний для боковых нефов даже в тех случаях, когда стропильная система центрального нефа состояла из независимых стропильных пар. Неф собора в Ларзикуре (рис. 216) дает нам один из самых ранних примеров такой крыши без затяжек и подмог; но на боковых нефах этой же церкви стропильные ноги имеют подмоги, детали которых мы приводим на рис. 228, L. Мало-помалу система неусиленных стропильных ног начинает применяться и к боковым нефам, а к XIII в. встречаются уже сооружения такого типа, как приведенные на рис. 228, Р.

Типы крыш в готической архитектуре. Односкатные крыши

Рис. 228

Перекрытие нескольких нефов одной крышей. — Иногда пытались перекрыть два или даже три нефа одной крышей. Подобный прием, который можно наблюдать в соборе в Пуатье, придает крыше чрезмерную высоту. Только гражданская архитектура избежала этого преувеличения; в своем месте мы укажем примеры светских зданий с несколькими нефами, из которых каждый имеет свою крышу.
 
Решение, примененное в гражданской архитектуре, дает заметную экономию средств, но оно же неизбежно создает разжелобки, в которых скопляется снег; именно этого неудобства избежали в Пуатье, сделав одну большую крышу.

Вальмовые крыши; крыши над многоугольным и круглым планом. — Где только возможно, крыша заканчивается простым щипцом. Готические архитекторы допускают сложные формы, когда их нельзя избежать, но без нужды они никогда не стремятся к сложности. Щипец является естественным завершением двускатной крыши, вальмовая крыша появляется только в середине XIII в. (капеллы хора в Амьенском соборе).

При многоугольных и круглых планах абсид трудно избежать напрашивающихся пирамидальных или конических крыш. Крыши подобного рода, как и вальмовые, требуют угловых накосных стропил, которые связываются при помощи радиальных затяжек. Рис. 229 показывает расположение этих затяжек в различных случаях.

Типы крыш в готической архитектуре. Вальмовые крыши

Рис. 229


СПОСОБЫ ОТВЕДЕНИЯ ДОЖДЕВЫХ ВОД

До XIII в. кровли не имеют желобов: вода стекает потоками с крыш центрального нефа на крыши боковых нефов, а оттуда — на землю; она падает у самого основания стены и размывает почву. Лишь очень поздно начинают думать о том, как бы избежать этого неудобства, и восстанавливают античные желоба. Вода с крыши собирается в желоба, а длинные водосточные трубы отводят ее от основания стены.

Но этот способ еще не был найден в то время, как строились абсиды Реймского собора (около 1220 г.); только в середине XIII в. на вершине стен боковых нефов появляются желоба. Но к этим желобам боковых нефов надо было еще подвести воду с крыши центрального нефа. Сначала вода стекала прямо на кровли боковых нефов, что вызывало их повреждение. Затем стали помещать желоба по краю крыши центрального нефа, а на некоторых зданиях, как над хором в Амьенском соборе, пытались даже устроить сток для воды по идущим вниз трубам; но в общем предпочитали открытые водостоки. Мы уже видели, как в XIII в., наряду с желобами, устраивались канавки на скате аркбутанов; в принципе трудно было придумать что-нибудь более простое, но мы уже говорили о тех осложнениях, которые повлекло за собой это нововведение.


СООРУЖЕНИЕ КРЫШИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ ГОТИЧЕСКОГО ЗДАНИЯ

Так как крыши предназначались прежде всего для защиты сводов, то было вполне естественно устанавливать их раньше сводов. Рисунок Виллара де Гоннекур не только подтверждает эту гипотезу, но и дает нам представление о всей последовательности работ на готической постройке. Виллар показывает нам верхние части Реймского собора такими, какими они «должны» быть, т. е. в незаконченном виде. Он изображает боковые нефы уже покрытыми крышей, в то время как центральный свод еще не возведен, но все подготовительные работы уже выполнены и установлены затяжки, которые должны поддерживать свод до тех пор, пока он не получит нагрузки; рисунок показывает только что заложенные аркбутаны, причем под колонками, которые должны были иметь вертикальную слоистость, временно положены простые камни. Из этого достоверного документа вытекает, что работы производились в такой последовательности (рис. 230):

Сперва выкладывали устои большого свода и соединяли их на уровне пят свода временными затяжками. Затем устанавливали крышу и под ее защитой возводили своды большого нефа. Аркбутаны сооружались одновременно со сводами, а затяжки воспринимали возникающий распор до тех пор, пока будут закончены опорные элементы.

Типы крыш в готической архитектуре. Последовательность работ

Рис. 230

Во время постройки самая крыша служила существенным элементом устойчивости. Она не только увеличивала устойчивость своей тяжестью, но ее затяжки над сводом играли роль, равносильную роли затяжек на уровне пят свода. Установка монолитных колонок была последней операцией.

Мы закончили анализ основных масс сооружения. Теперь мы приступим к анализу отдельных его частей, как сделали это по отношению к романской архитектуре, и последовательно рассмотрим детали и формы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)