Средневековый жилой дом
Средневековый дом отличается от дома античного тем, что он не сохранил никаких следов разграничения — столь четко сказывающегося в помпейских жилищах — между внутренней жизнью семьи и внешними отношениями. Одно из последних упоминаний о гинекее (женской половине) встречается у Сидония Аполлинария (V в.); христианское общество Запада не окружает себя тайнами. Античный дом не имел окон, выходящих на улицу; в средние же века стены жилого дома остаются глухими лишь постольку, поскольку этого требует безопасность.
План. — Начиная с романской эпохи (дома в Клюни), в жилом доме главным помещением является большой зал — центр домашней жизни, в котором собираются не только хозяева и их семьи, но также ученики, прислуга, одним словом, то, что называлось тогда «весь дом» (la maisonnee).
Примечание: В средневековом бюргерском жилом доме обнаруживается борьба двух начал: одно идет от архитектуры господствующего класса — феодалов, другое от крестьянского дома. Доминирует второе. Воздействие на бюргерскую жилую архитектуру доминирующего типа жилья феодала — замка, который в раннее средневековье сводился главным образом к донжону, сказалось в расположении помещений городского дома по вертикали: внизу — лавка, во втором этаже — общая комната, зал, который в ранее средневековье часто совмещал назначение различных жилых помещений, и, наконец, над этой комнатой помещения для слуг, учеников и пр. Как мы видим на примере некоторых романских домов в Клюни, дома эти далеко не всегда имели третий этаж, а иногда над общей комнатой находилась каморка под крышей. Постепенно, в связи с дифференциацией функций помещений жилого дома, в третий этаж переносятся спальни.
С другой стороны, в связи с ходом социальной дифференциации, отделением ремесла от земледелия и пополнением контингента городских ремесленников из крестьян, бюргерский дом, дом ремесленника в городе должен был в известной степени сохранить, в качестве исходных черт, черты крестьянского дома. По-видимому, к XV в. относится крестьянский дом в Бракеле около Дортмунда и дом Фронгаузена около Марбурга на Э.
На крестьянских домах особенно четко сказываются локализационные тенденции средневековой культуры и искусства; так, первый дом — нижнесаксонского происхождения, второй — франконского, и соответственно этому они наделены своеобразными чертами. См. Pelzer, Das altsahl. Bauernhaus in S. geograph. Verbreitung, 1906; Matthaei, упом. соч., стр. 92.
Следует отметить некоторые отличия городских домов феодалов от домов бюргеров: дома феодалов в городах даже внешне напоминали донжоны замков; во Франции город Нарбонна имел много таких башен, город Сан-Джеминьяно в Италии сохранил до наших дней ряд таких феодальных домов-башен. Романский бюргерский дом, сохраняя в основном тоже вертикальное расположение помещений, что и жилище феодала, отличается от него тем, что фасадная его сторона, стена, обращенная к улице, имеет обращенный к улице же скат крыши; отсюда здесь в композиции фасада четко сказывается горизонтальная тенденция (романские дома г. Клюни воспроизведены у Demmin, упом. соч., т. I, стр. 828).
Готический бюргерский дом обращен торцовой стороной к улице; щипец его (тоже обращенный к улице) в XIV—XV вв. часто бывает ступенчатым, а вертикальные стороны — линии ступенек щипца — иногда получают свое продолжение в фиалах, расположенных на углах ступенек. Готический бюргерский дом значительно выше романского, в нем четко обнаруживаются вертикальная тенденция и связанная с этим разомкнутость, динамичность плоскости фасада. Эта художественная особенность имеет место и в культовой архитектуре; о ней можно говорить, как об одном из принципов готического стиля, и ее можно найти и в других областях изобразительного искусства готической эпохи.
Отмеченные особенности готического дома и расположение его торцовой стороной к улице содействуют дробности композиции городского комплекса XII—XIII вв. (см. примечание ниже). Пример готических домов — дома на главной рыночной площади в Мюнстере; репродукция у Wо1ff G., Norddeutschland, Munchen 1925, стр. 4 и др.
Рис. 345 |
Рис. 345, В представляет пример обычного распределения помещений: в нижнем этаже — лавка, выходящая на улицу, с комнатой, обращенной во двор; с одной стороны здания — лестница, к которой ведет коридор и которая может быть защищаема даже в том случае, если лавка уже захвачена; во втором этаже — большой зал, обширный и хорошо освещенный; в третьем этаже — спальни; во дворе — иногда кухни и сарай для экипажа, почти всегда колодец и отхожие места.
По необходимости довольствуются одной комнатой в каждом этаже (рис. 345, А), как это видно в большинстве домов в Шомоне; благодаря остроумной установке лестницы, обслуживающей разные этажи один независимо от другого, эти небольшие дома, несомненно, очень удобны для жилья.
В одном доме никогда не проживает более одной семьи; часто в южных городах (между прочим в Монпазье) каждый дом отделяется от соседних переулками с целью предотвратить распространение пламени при пожаре.
Внутреннее убранство. — Внутреннее убранство состояло главным образом из тканей и деревянных панелей, рисунки которых в случае надобности могли бы быть восстановлены по миниатюрам рукописей.
Окна застеклялись выпуклыми или матовыми стеклами, пропускавшими свет и ограждавшими вместе с тем внутренность помещения от любопытных взоров; по краям шли цветные бордюры, а в центре — геральдические щиты.
Продольные и поперечные балки потолков имели срезанные кромки и обычно закрашивались; консоли были скульптурно обработаны или по меньшей мере профилированы. В некоторых домах, особенно в Реймсе, под потолками сохранились кессоны столярной работы, вставленные в промежутки между поперечными балками.
Главным украшением зала был его большой камин с колпаком, украшенным скульптурными фигурами. Филенчатые ставни с обломами и скамьи, наглухо вделанные в откосы окон, дополняли архитектурное оформление комнат.
Внешний вид. — Для сравнения на рис. 346 и 347 представлены на первом — фасады домов во Франции, расположенные в хронологическом порядке, на втором — фасадные композиции, приспособленные к различным климатам.
Рис. 346 |
Чертеж А (рис. 346) изображает дом романской эпохи в Клюни; уклон крыши этого дома еще невелик. Обращает на себя внимание несоответствие в смысле размеров, обусловленное неуверенностью в безопасности, между окном лавки в виде широкой арки и входом в коридор, ведущий в жилую часть дома. Второй этаж — сплошная решетка из окон. Дома такого типа опровергают весьма распространенное представление, будто жилища этой эпохи лишены были света и воздуха.
На чертеже В — дом в Провансе, один из лучших образцов архитектуры XIII в. Дом этот обладает гармонией пропорции, которая напоминает сельскохозяйственные сооружения в Меслэ (рис. 341). Крутые скаты крыши обозначаются на фасаде линиями щипца, а прямоугольные проемы окон вписаны в разгрузочные стрельчатые арки простой и еще строгой формы.
Дом в Сент-Ириё (C) относится к концу XIII в. Он обладает легкостью церковных зданий этой эпохи: два верхних этажа имеют сплошной ряд окон. В нижнем этаже вдоль улицы проходит портик.
Такие портики встречаются не только в домах Южной Франции, но также и в Реймсе и даже севернее, вплоть до Доля. Иногда аркады опираются на устои; здесь, опасаясь действия распора, предусмотрительно переносили пяты арок до самого уровня земли.
На углах фасада нередко можно встретить нависшую башенку, поддерживаемую выступающими рядами кладки; стенки башенки прорезаны оконными проемами, которые дают широкое поле зрения.
Рис. 347 |
В группе фасадов, изображенных на рис. 347, пример М отвечает климату Италии: это один из старинных домов в Пизе. Наверху находится крытая терраса, где хорошо проводить летние ночи. Окна снабжены навесами. В Италии в некоторых фасадных степах проделаны гнезда, позволяющие укреплять в них навесы для защиты от прямых солнечных лучей. Крыши — плоские, как это подходит для страны, где дожди выпадают редко.
Пример N (Мюнстер) приспособлен к климату тех мест, где часто бывает снег и дождь: это тип домов Северной Германии и Фландрии. Основным предметом украшения служит здесь щипец крыши, крутые скаты которой замаскированы рядом уступов, орнаментированных вырезками. К этому типу фасадов относятся щипцы ратуш на побережье Балтийского моря.
На чертеже R мы даем дом, приспособленный к климату Англии (Гластонбери). Здесь применено расположение в ряд оконных проемов в эркерах, что увеличивает площадь освещения, доставляет больше света внутрь помещения и оживляет фасад.
Владеть жилищем, украшенным башнями, было привилегией дворянства; однако известно, что в эпоху вольностей в Везлэ башни возводились над домами простых граждан.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий