Французские церкви XVII - XVIII веков

В планировке церквей французская архитектура вплоть до конца XVII в. проявляет разительное тяготение к традициям средневековья: ни общее размещение, ни соподчинение нефов, ни статическая система почти не подвергаются изменениям; и столь велико уважение к освященному типу, что в XVII в. Орлеан перестраивает свой собор в готическом стиле, а бенедиктинцы для своей церкви Сен-Мексан останавливаются на украшениях «пламенеющего» стиля.

В общем, сохраняется только план: нервюрные своды заменяются сводами с кладкой в перевязь, вместо аркбутанов возводятся массивные котрфорсы, вместо пучкообразных колонок— пилястры. Церкви  Сен-РокСен-Сюльпис  (рис.  446)   представляют собою те же готические церкви, но построенные более дорогими способами и украшенные орнаментами, заимствованными у классического искусства.

Даже Версальская капелла (рис. 442, V) многими чертами своего внешнего облика напоминает традиционный тип. Почти везде однообразие фасадов придает этому стилю своего рода холодность.

Одна из редких церквей, к которым эта практика не приложима, — церковь в Витри ле Франсуа, где главный неф представляет собой широкую аркаду, охватывающую две секции и сочетающуюся с боковыми нефами путем комбинаций сводов столь же оригинальных, как и остроумных.

Следует отметить, что наружный вид памятников хранит следы религиозного раскола XVII в.: иезуиты имеют свою архитектуру, янсенисты — свою. Так, церковь Сен-Поль в Сен-Луи, некогда капелла в Монашеском доме (Maison pro-fesse), современна приходской церкви янсенистов — Сен-Жак du Haut-Pas, но в первом случае мы встречаем чрезмерно пышные украшения, во втором — строгие формы, только необходимые элементы здания, и ничего сверх этого.

Определим теперь итальянские влияния. Некоторые общие композиции, несомненно, заимствованы из Италии. Так, неф в Доме инвалидов, за исключением деталей, является воспроизведением одного из сооружений Виньолы (рис. 406, А). Но главным заимствованием являются купольные церкви.

Французский ренессанс оставил после себя только простые капеллы, покрытые куполами (Анэ, надгробная капелла семьи Валуа, круглая капелла в Нанси); первые церкви с куполами относятся к эпохе Людовика XIII: церковь в Сорбонне, построенная Лемерсье, и церковь Валь дё Грае, построенная Фр. Мансаром.

Ко времени царствования Людовика XIV относятся: храм на улице Сент-Антуан (Фр. Мансар), капелла в коллеже Четырех наций (Лево; в настоящее время Институт), купол Дома инвалидов, лучшее сооружение школы Ж. Ардуэн-Мансара. Купол Дома инвалидов покоится на цилиндрическом барабане, прорезанном четырьмя большими арками. Свод имеет яйцевидную форму; оконные проемы, освещающие его живопись, скрыты его усеченной верхушкой. Опорные элементы вынесены наружу, эллиптический профиль купола говорит о его устойчивости, горизонтальная линия фасада подчеркивает все значение основного мотива; общий силуэт здания поражает своим изяществом и величием.

Французские церкви XVII - XVIII веков. Церкви  Сен-Рок,  Сен-Сюльпис
Рис. 446
Французские церкви XVII - XVIII веков. Пантеон Суффло (ранее - церковь Сент-Женевьев, 1755 г)
Рис. 447

Собор св. Павла в Лондоне, построенный Реном, относится почти  к тому  же  времени,  что  и  купол  Дома инвалидов (1700). Здесь свод также двойной: купол включен в усеченный конус, на котором высится венчающий его фонарь. Может быть, и тут, как и в храме св. Петра в Риме, приходится сожалеть, что перед куполом расположен глубокий неф.

Купольная архитектура нашла одно из своих последних и наиболее великолепных применений в Пантеоне Суффло (некогда церковь Сент-Женевьев, 1755 г.; рис. 447). По своему общему плану Пантеон напоминает собор св. Марка в Венеции, но с повышенной секцией, отмечающей место пересечения нефов; только украшения носят современный характер, они делают честь эпох, ознаменованной упадком вкуса. Единственный упрек, который можно сделать этому прекрасному зданию, — это сложность его конструкции.

Здесь, так же как и в Доме инвалидов, окна, освещающие живопись, маскируются сводом-экраном; над ним возведен еще внешний свод, так что в действительности здесь тройной купол. Чтобы поместить плоские перекрытия над боковыми нефами, пришлось прибегнуть к системе разгрузочных сводов, совершенно незаметных для зрителя. Вся система аркбутанов скрыта маскирующей их массивной стеной. Впоследствии оконные проемы также были заложены, и импозантный вид этой обнаженной ограды далеко не оправдывает ее существования.

Наряду с этими культовыми сооружениями, полностью возведенными заново, следует упомянуть о перестройках, якобы украсивших старинные французские церкви. Слишком часто их фасады заменялись фронтисписами, лишенными всякой оригинальности (церковь Сент-Эсташ, соборы в Лангре и Шалоне). Однако нужно особо оговорить портал церкви Сен-Жервэ, представляющий собой одну из наиболее удачных композиций С. де Бросса.

XVII в. совершенно видоизменяет внутреннюю обстановку церквей. Появление балдахинов, которых не было в средние века, приводит к перестройке престолов. Изящные готические престолы заменяются тяжелыми мраморными сооружениями; нефы загромождаются деревянными кафедрами, алтари — панелями. Украшения хора в соборе Парижской Богоматери, пожертвованные Людовиком XIV, являются позднейшим добавлением, но, надо признать, добавлением восхитительным.

Протестантизм не оставил следов во французской архитектуре: единственный храм, возведенный по оригинальному плану, — это церковь в Шарантоне, построенная С. де Броссом; дошедшие до нас изображения позволяют причислить это здание к типу античной базилики с боковыми трибунами. Здесь мы встречаем возврат к первоначальному христианскому типу, заключавший в себе, быть может, плодотворную мысль, но бедствия конца XVII в. остановили ее дальнейшее развитие. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)