Декоративные элементы в романской архитектуре: окна, двери, карнизы
КАРНИЗЫ, ЩИПЦЫ и т. п.
Торцовые стены романских зданий надстраиваются фронтоном, заостренным соответственно уклону крыши. А самая крыша, когда она лежит непосредственно на обмазке свода, украшается по ребру гребнем из резного камня, вырисовывающимся на фоне неба. Продольные стены здания увенчиваются карнизом.
В античной архитектуре орнамент карниза, идущего по стене, соответствовал характеру ордера: он образовывал слезник, а над ним обычно находились водостоки. Романская архитектура решительно порывает с этой традицией; детали, приведенные на рис. 121, показывают, как понимали карниз романские архитекторы и какую функцию они на него возлагали.
Рис. 121 |
Карниз уже не служит у них защитой для стен, теперь по выступающий навес, отводящий желоб возможно дальше от поверхности стены, но сам уже не являющийся водостоком; крыша, если она лежит на стропилах, выступает в форме навеса (В); если же она лежит непосредственно на обмазке (А), то нависает последний ряд ее черепиц, который и не допускает затекания воды.
Таким образом, карниз сводится к одной выступающей плите; чтобы увеличить вынос, ее облегчают, срезая под углом, иногда укрепляют карниз модильонами (А), или же делают его в виде ряда консолей, поддерживающих увенчивающую плиту; модильоны скульптурно обрабатывают, а плиту профилируют.
Декорация А (Сен-Трофим в Арле) принадлежит провансальской школе; в ней надо отметить тонкую обработку профилей карниза, позаимствованную у прекрасной древней архитектуры Прованса. Торцы консолей, слегка запрокинутые, выделяются ярким бликом, когда на них падает прямой свет. Декорация В (Везлэ) взята из бургундской школы; она отличается резко подчеркнутыми формами и выразительностью скульптуры.
Только в архитектурной школе Пуату встречаются примеры завершения стен желобами и водостоками (храм в Пуатье, хоры в Шовиньи и Сен-Савэн); тогда карниз совершенно уничтожается или сводится к незначительному выступу. Такое необычайное расположение вызывалось, по-видимому, соображениями обороны; насколько можно судить по разрезу храма в Пуатье, приведенному ниже, край желоба поднимается на такую высоту, которая не может быть объяснена ни его назначением водоотвода, ни декоративными моментами. Этот приподнятый край желоба — парапет, который в случае военного нападения мог служить прикрытием для обороняющихся. Карниз, увенчанный желобом, появится вновь только в эпоху готики.
ДВЕРИ
Общий вид. — На Западе, даже в постройках клюнийской школы, где допускается стрельчатое очертание сводов, двери и окна никогда не бывают стрельчатой формы. Чтобы найти проемы не полуциркульного очертания, надо обратиться к тому времени, когда готическая архитектура уже сложилась, или искать примеров в романской школе Палестины. Во Франции одним из древнейших зданий со стрельчатыми проемами является церковь Вье Партенэ, уже современная готическим сооружениям; в Палестине стрельчатое очертание применяется без ограничений.
Так как дверь имеет меньшую толщу, чем стена, ее устанавливают в одной плоскости с внутренней облицовкой стены, а наружную часть стены укрепляют разгрузочной аркой, образующей сводик.
Перекрытие проемов. — Простое устройство дверного затвора возможно только при условии, когда проем перекрыт прямой перекладиной, поэтому в романской двери под сводом всегда помещают перемычку.
Эта перемычка представляет собою по возможности монолитную каменную балку; исходя из совершенно правильного понимания работы бруса равного сопротивления, романские архитекторы выбирают для этого камень с большим сечением в середине, чем на концах. Среди многих зданий, где наблюдается эта особенность, можно назвать Нотр-Дам дю Пор, капеллу Сент-Клэр в Пюи и др.
Пример из Шампани (рис. 122) представляет дверной тимпан, в котором предпочли пойти на асимметрию кладки, нежели придать каменному брусу одинаковое сечение по всей длине, так как это могло бы его сильно ослабить. Консоли поддерживают эту каменную перемычку и уменьшают ее пролет. Благодаря наличию разгрузочной арки, на перекладину давит только тимпан, да и его стараются выкладывать из легких плит; когда стена имеет значительную толщину, внутренняя часть дверного свода представляется вогнутой поверхностью, выложенной арками, находящимися в стене и опирающимися на колонки (Сен-Трофим, Сен-Жилль, Везлэ, Отен и т. д.). При наличии двойной двери обе дверных коробки перекрываются одним сводом.
Рис. 122 | Рис. 123 |
Рис. 123, V показывает в вертикальной проекции и в разрезе конструктивное расположение прекрасного портика в Везлэ и позволяет понять как прием кладки напуском, уменьшающий пролет, так и клинчатую кладку, облегчающую вес тимпана; на чертеже М показан остроумный способ использования камней особо вытесанной формы в дверях Муассака.
Иногда дверные перекрытия решены как плоские клинчатые перемычки: но, чтобы избежать сдвига клинчатых камней, рядам кладки придают зубчатую форму, напоминающую арабскую кладку в Каире. С декоративной точки зрения, тимпан как бы предназначен для барельефов, обрамлением которых служит арка.
Клинья арки покрываются непрерывным орнаментом, а в откосах дверей между колонками иногда ставятся статуи (двери Сен-Жилль, Сен-Трофим, Партенэ, Отен, Сен-Круа в Бордо и т. д.).
Дверные створки. — Столярные части дверей сводятся к средникам и обвязкам с филенками из толстых досок, забранных в паз. Когда средства позволяют, то, по обычаю, идущему от античности и крепко укоренившемуся в византийском искусстве, створки двери украшаются накладками j из бронзы (Аахен, Монреаль и т. д.). В паперти в Пюи, где нельзя было применить эту дорогостоящую орнаментацию, все дерево покрыто скульптурой с незначительным I рельефом, рисунок которой напоминает восточные ковры. Встречаются даже такие двери, где петли из кованого железа укреплены на облицовке стен и служат одновременно украшением и средством для подвески створок (Ле Пюи, Эбрейль).
ОКНА, ПРОЕМЫ ТРИФОРИЯ
Первоначально романские окна не имели застекления, — в лучшем случае они были снабжены решеткой. При устройстве окон учитывалось то, что они не застеклялись; чтобы ослабить влияние холода, оконные проемы делались возможно меньшими, а для защиты от сквозняков поднимали подоконники возможно выше.
Малые размеры и высокое расположение оконных проемов гарантировали в то же время безопасность. Однако надо отметить, что наиболее древние здания обладают как раз самыми большими оконными проемами и наименее повышенными подоконниками (Сен-Женеру, Бовэ); не свидетельствует ли это о том, что вначале не так еще сознавали опасность, или, быть может, уважение к церкви являлось вначале само по себе достаточной охраной?
На рис. 124 изображен разрез окна. Гак как оконный проем не был предназначен для открывающихся переплетов, то не было никакой надобности в верхней перекладине: проем завершается полуциркульной аркой, а откосы его иногда украшены колонками.
Рис. 124 |
Как мы уже указывали, стрельчатое окно представляет исключение, появившееся позднее: рейнская школа допускает трехлопастный архивольт, а школа Пуату — треугольные фронтончики (рис. 113).
Оконный проем внутрь расширяется, чтобы усилить освещение, а подоконник, иногда горизонтальный, обычно имеет профиль, показанный на рис. 124, А, и устроен так, чтобы, с одной стороны, облегчить доступ света, а с другой — предупредить затекание внутрь дождевой воды. Деталь В изображает тип каменной решетки, которой заполняли оконные проемы. Несомненно, что для этой цели пользовались также и прорезными деревянными ставнями, традиции которых сохранились в трельяже балконов восточных построек.
По-видимому, клюнийская школа впервые ввела в архитектуру остекление окон; но широкое применение стекла, особенно в качестве цветного украшения, началось только в готическую эпоху.
Помимо окон, через которые проникает в нефы свет извне, в романских церквах существуют проемы, служащие для освещения пространства под крышами боковых нефов из главного нефа. Эти проемы так называемого трифория устроены совершенно по типу оконных.
ЛЕСТНИЦЫ
Лестницы — почти везде винтовые; особенно известна винтовая лестница в Сен-Жилле. Лестничная клетка, в виде башенки с конической крышей, используется и как декоративный элемент; фасад церкви в Пуатье дает замечательный пример этого декоративного приема.
ОТКРЫТЫЕ СТРОПИЛА
Первые христианские базилики, представляющие собой римские сооружения, имели кессонные плафоны. В романскую эпоху подобная роскошь встречалась редко, и стропила оставались открытыми. В Виньори балки имели срезанные ребра и сохраняли свое квадратное сечение только в местах сопряжении.
На рис. 110 мы привели, как пример различного устройства ферм, серию деталей сицилийских стропил; по этим стропилам мы можем восстановить общий вид романских стропильных перекрытий. Концы брусьев оформлены профилями, а украшения в форме звезд (D), так же как и профили других частей стропильной системы, выполнены лишь несколькими пропилами. Трудно представить себе украшение, осуществленное более простыми средствами. Блеск красок придает этим столь простым украшениям такую выразительность, что они по эффектности едва ли уступают великолепнейшим сводчатым сооружениям.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий