Мавзолей Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче
Мавзолей династии Суфи Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче. Мавзолей был построен, по-видимому, во второй половине XIV в. Его архитектура и декор говорят о новых творческих исканиях и о высоком, основанном на глубокой местной традиции искусстве хорезмских мастеров. Тимур в 1388 г., разорив Хорезм, велел увезти лучших мастеров и использовать их на строительстве в Самарканде и в других городах.
В отличие от портально-купольных мавзолеев предшествующего периода, когда главное внимание строителей было сосредоточено на украшении порталов, здание Тюрабек-ханым решено как композиция из нескольких гармонично связанных между собой архитектурных объемов. Основная часть здания представляет совершенно необычную для Средней Азии двенадцатигранную ротонду, увенчанную барабаном с высоким коническим голубым куполом. С юга примыкает стройных пропорций пештак, с севера — купольная усыпальница. В плане правильный шестиугольник главного помещения с входами, расположенными с каждой стороны, мастерски вписан в двенадцатигранник внешнего контура. Абрис плана разработан тонко и изящно: входы — проемы чередуются с красиво профилированными глубокими пятиугольными нишами, В архитектуре подчеркнуты вертикальные линии: пештак, ниши на наружных гранях ротонды, декоративные панно на барабане имеют вытянутые вверх пропорции. Еще более это сказывается в интерьере, пространство которого кажется особенно высоким благодаря трем рядам постепенно уменьшающихся стрельчатых арок.
В декорации Тюрабек-ханым впервые в среднеазиатском зодчестве нашла применение керамическая мозаика. Мастера, создавшие этот мавзолей, с необычайным искусством соединили архитектурные формы с богатой декорацией. Снаружи на стенах здания цветные панно и тимпаны контрастно выделяются на фоне кладки из шлифованных неглазурованных кирпичей. Но особенно большое впечатление производят хорошо сохранившиеся мозаики интерьера. Мозаичный узор сплошь покрывает плафон купола.
От пышной, сверкающей красками розетки в центре купола лучами расходятся белые линии геометрического орнамента, образующего сложные плетения, словно сеткой закрывающие всю поверхность плафона; ячейки узора заполнены звездообразными медальонами, состоящими из множества цветочных и геометрических мотивов. В красочной гамме мозаик преобладают синий и белый цвета, обогащенные бирюзовым, черным, зеленым, желтым, красным, коричневым и золотым; некоторые цвета имеют разные оттенки. При всей сложности построения декора узор плафона воспринимается как гармонически целостный образ. Ниже, в световом поясе и ярусе тромпов, отдельные цветные панно и тимпаны разделены широкими обрамлениями из неглазурованного кирпича. Таким образом, красочность в оформлении интерьера нарастает снизу вверх, достигая в узоре купола наибольшего цветового звучания. Отделенный четкой полосой орнамента купол Тюрабек-ханым напоминает бездонную сферу неба, усеянную мерцающими на синем фоне яркими светилами. Он рождает возвышенный поэтический образ.
Тюрабек-ханым - реальная историческая личность, монгольская принцесса, любимая дочь правителя Золотой Орды - Узбек-хана и супруга его наместника в Хорезме Кутлуг-Тимура. Тюрабек-ханым была покровительницей женщин. С течением времени ее канонизировали и объявили святой. Имя Тюрабек-ханым всегда было окружено многочисленными романтическими легендами. Согласно одной из них Тюрабек-ханым пообещала влюбленному в нее мастеру Гулгардану, что, если тот построит для нее прекраснейшее в мире здание, она выйдет за него замуж. Гулгардан потрудился на славу: построенный им мавзолей, ставший впоследствии усыпальницей царей династии Суфи и самой Тюрабек-ханым, поражал и до сих пор продолжает поражать людей точностью линий, богатством внутреннего убранства и красотой многоцветных орнаментов. Но гордая красавица не выполнила своего обещания, предпочтя строителю правителя Хорезма Кутлуг-Тимура. Обманутый мастер не смог пережить горя и бросился с вершины мавзолея.
Добавить комментарий