Примечания к главе: Начало поисков национального стиля в 1830-1850-х годах

1. Имеются в виду здания Сената и Синода (1828—1832 гг.); Преображенский собор (1827—1829 гг.), Троицкий собор (1828—1835 гг.), Нарвские ворота (1827—1833 гг.) и др.

2. Конкурс на проект Екатерининской церкви «в Нарвской части Санкт-Петербурга» был объявлен через газету «С.-Петербургские ведомости» 12 июля 1827 г. (объявления напечатаны также 15, 19 и 22 июля). Срок конкурса был назначен с 1 октября до 31 декабря 1827 г. (ЦГИА СССР, ф. 1285, оп. 8, д. 2546, л. 43).

3.  Там же.

4.  Михайлов А. И. Баженов. М., 1961, с. 117.

5.  Чаадаев П. Я. Четвертое философическое письмо. Вариант.— Сочинения и письма П. Я. Чаадаева. Под ред. М. Гершензона, т. II. М., 1914, с. 21.

6.  Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени.— Полн. собр. соч., т. VIII. М., 1952, с. 57.

7.  Первые образцы псевдоготики как проявление   предромантических   тенденций возникли в Англии еще в XVIII в. В 1747—1754 гг. Гораций Уолпол — писатель, историк и архитектор-любитель, создал в своем поместье Строберри Хилл — маленький готический замок со всеми атрибутами средневекового зодчества, заимствованными из самых разных источников. Несколькими  десятилетиями  позднее его примеру последовал английский писатель  Уильям  Бекфорд,  построивший в 1796—1807 гг. с помощью архитектора  Джемса  Уайета  «аббатство   Фонт-хилл»  (см.: Жирмунский В. М., Сигал Н. А. У истоков европейского романтизма. Послесловие.— В   кн.:   Гораций Уолпол. Замок Отранто.  Жак Казот.  Влюбленный дьявол. Уильям Бекфорд. Ватек. (Литературные памятники).  Л., 1967, с. 254, 278). Обе эти постройки, в особенности Строберри Хилл, сыгравший в английской архитектуре  роль,  подобную  известному «Red House» В. Морриса и Ф. Уэбба, созданному почти через  столетие,  могут считаться этапными для будущего развития зодчества XIX в.

Отношение к готике как к «древне-народному» стилю для Англии было естественным результатом тех поисков национальных черт в архитектуре, которые были вызваны к жизни эстетикой романтизма. При этом английские зодчие XIX в. вдохновлялись такими разными сооружениями, как народные фахверковые дома и готические каменные замки «времени Тюдоров». Первые послужили прообразами для загородных жилых домов, получивших название «коттеджей», столь распространенное вплоть до нашего времени, формы вторых трансформировались в таких капитальных сооружениях, как, например, здание парламента в Лондоне (1840—1868 гг., арх. Ч. Бэрри, О. Пьюджин, Э. Бэрри).

8.  Цит. по кн.: Стасов В. В. А. М. Горностаев.— Вестник изящных искусств, СПб., 1888, т. VI, вып. 6, с. 455.

9.  Михаил Доримедонтович Быковский. II. Русский художественный архив, вып. 2. М., 1892, с. 74. О первоначальном неприятии Быковским подлинной средневековой архитектуры свидетельствует также отзыв его в письме к жене об архитектуре Риги: «Фасады домов так странны, так чудовищны, что для того, чтобы тебе о них составить понятие, надо, чтобы ты представила себе ряд домов большею частью узких, очень высоких, различных цветов. Двери на улицу очень изукрашены скульптурными арабесками, колонками, образами с такой странной фантазией, что это заставило меня от души смеяться. Верхи домов поддерживают огромные фронтоны, иногда более высокие, чем самые дома, и совершенно особой формы, со множеством различных штук из железа и камня. Изломанные линии этих якобы фронтонов, окна различных форм...» (там же, с. 71).

10.  Петров П. Н. М. Н. Воробьев и его школа.— Вестник изящных искусств, СПб., 1888, т. VI, вып. 4, с. 328.

11.  Чаадаев П. Я- Указ. соч., с. 22.

12.  Гоголь Н. В. Указ. соч., с. 66.

13.  Вальтер Скотт. Предисловие к повести Г. Уолпола «Замок Отранто» в издании 1820 г.—В кн.: Гораций Уолпол. Замок Отранто. Жак Казот. Влюбленный дьявол. Уильям Бекфорд. Ватек. (Литературные памятники). Л., 1967, с. 234.
 
14. Там же, с. 237.

15. Цит. по кн.: Оль Г. А. Архитектор Брюллов. Л.— М., 1955, с. 30.

16.  Шеманский А. В. Александрия. Петергоф. Л., 1936, с. 92, 186.

17.  Моррис В. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. М.,
1973, с. 333.

18.  Бенуа Ал. Жизнь художника (Воспоминания), т. 1. Нью-Йорк, 1955, с. 70.

19.  Благовещенский собор.— В кн.: Картины русской живописи. СПб., 1846, с. 17—18.

20.  Художественная газета, СПб., 1838, № 12, с. 393—394.

21.  Красовский А. Гражданская архитектура. СПб., 1851, с. 27.

22.  Пушкин А. С. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.— Поли. собр. соч., т. VII. Л., 1978, с. 73.

23.  Благовещенский. А. Н. Оленин и его художественно-археологическая деятельность.— Зодчий, 1893, № 6-7, с. 54.

24.  Уваров С. С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833—1843. СПб., 1843, с. 2—3.

25.  Петров П. Н. Указ. соч., с. 299. Интересно также, что во время турецкой войны 1828 г. М. Н. Воробьев был «откомандирован» на место военных действий в период пребывания там Николая I (там же, с. 303).

26.  Гримм Г. Г. А. Н. Воронихин. Чертежи и рисунки. Л.— М.,  1952, с. 137.

27.  Петров П. Н. Николай Ефимович Ефимов. Биография.— Зодчий, 1872, № 8-9, с. 150. Биограф отмечает также, что Ефимов старался подойти «как можно ближе к византийскому типу однокупольных церквей» (там же).

28.  Пилявский В. И. Стасов-архитектор. Л., 1963, с. 270. В. И. Пилявский ошибочно предполагает, что не сохранившийся ефимовский проект Десятинной церкви «был разработан в приемах классицизма».

29.  Русская церковь близ Потсдама была построена для русской колонии, основание которой было положено еще при Петре I, приславшем прусскому королю 40 солдат-гренадеров. После Отечественной войны 1812 г. в Потсдаме поселились также солдаты-песенники, оставленные там Александром I после европейского похода 1813 г. (см.: Русская церковь в Потсдаме.—Русская старина, 1875, т. 13; Шмеллинг Л. Русские православные церкви за границею.— Зодчий,  1900, № 8, с. 89—90).
 
30.  Отчет императорской Академии художеств за 1835—1836 академический год, читанный конференц-секретарем Академии В. И. Григоровичем.— Второе прибавление к «Художественной газете»,  1836, 15 октября, с.  18.

31.  Пилявский В. И. Указ. соч., с. 211.

32.  Пушкин А. С. О народности в литературе.— Поли. собр. соч., т. VII, с. 28.

33.  Киреевский И. В. Горе от ума — на Московском театре. Поли. собр. соч., т. II. М., 1911, с. 61.

34.  Соллогуб В. А. Тарантас. СПб., 1845, с. 136—137.

35.  Шеманский А., Гейченко С. «Коттедж» Николая I. M.—Л.,  1931, с. 27.

36.  Петров П. Н. Ректор архитектуры императорской Академии художеств Константин Андреевич Тон. СПб., 1865, с. 20.

37.  Церковь Введения во храм в Семеновском полку... в С.-Петербурге.— Литературная газета, СПб., 1844, с. 8.

38.  И. И. Свиязев. Предисловие.— В кн.: Практические чертежи по устройству церкви Введения во храм пресвятые богородицы в Семеновском полку в С.-Петербурге... составленные и исполненные архитектором... профессором архитектуры Академии художеств... Константином Тоном. М., 1845, с. 2.

39.  Никитин Н. П. Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939.

40.  ЦГИА СССР, ф. 1285, оп. 8, д. 2546, л. 17.

41.  К. А. Тон в первом туре конкурса не участвовал и был назначен автором уже по личному приказу Николая I, поскольку его не удовлетворили проекты, представленные в порядке конкурса.

42.  ЦГИА СССР, ф. 1285, оп. 8, д. 2546, л. 43. Характерно, что слова «в византийском штиле» вписаны позже, над строчками основного текста, другими чернилами, скорописью, видимо, самим архитектором.

43.  Там же, л. 3.

44.  Там же, л. 6.

45.  Интересно, что А. И. Мельников представил на тот же конкурс в качестве третьего варианта проект, разработанный им ранее для храма Христа Спасителя в Москве. Настолько отвлеченным был архитектурный образ этого проекта, что автору казалось возможным   применить   его к любому месту, причем даже не в Москве, как было первоначально задумано, а в Петербурге.

46.  «Площадь у Калинкина моста». Лит. Ф.-В. Перро, ок. 1840 г.— В кн.: Пушкинский Петербург. Л., 1974, рис. 165.

47.  Проекты церквей, сочиненные архитектором... Константином Тоном. СПб., 1838.

48.  В отчете о строительстве этой церкви сообщалось: «Учинена 2 июля 1844 года закладка и церковь окончена и освящена 20 марта 1849 года... Церковь построена в виде продолговатого креста с полуциркульным алтарем, о 5-ти конусообразных куполах с круглыми на верху главами...» (ЦГИА СССР, ф. 468, оп. 35, д. 439, л. 5—6).

49.  Художественная летопись.— Художественная газета, СПб., 1838, № 1, с. 108; № 19-20, с. 771.

50.  Свиязев И. Указ. соч., с. 4.

51.  Герцен А. И. Былое и думы.— Собр. соч. в 30-ти т., т. VIII. М., 1956, с. 281.

52.  Цит. по кн.: Лежке М. К. Николаевские жандармы и русская литература 1825—1855 гг. СПб., 1909, с. 3 (из письма А. И. Герцена — В. Д. Линтону).

53.  Герцен А. И. Указ. соч., гл. XVI, с. 281.

54.  Герцен А. И. Указ. соч., с. 279.

55.  Жостовский М. История Храма Христа Спасителя в Москве. М., 1883.

56.  Проекты церквей.., сочиненные архитектором... Константином Тоном.

57.  Смесь.— Художественная газета, СПб., 1840, № 15, с. 30.

58.  Проект возобновления Зимнего дворца в Петербурге был создан берлинским архитектором Фридрихом Штюллером (Friedrich August Stuler, 1800—1865) в 1838 г. в результате конкурса, объявленного обществом архитекторов в Берлине. Аналогичный проект тогда же разработал архитектор Ф. Штир (Friedrich Wilchelm Stier, 1799—1856), который исходил из полной перестройки Зимнего дворца в «мавританском стиле» (Maurischer stil), предлагая асимметричное решение фасада с куполом и башней с правой стороны (см.: Borsch-Supan Eva. Berliner Baukunstnach Schinkel, 1840—1870. Munchen, 1977, S. 696, Fig. 502. Entwuzf zum Neubau des Winterpalais in Peterburg, 1838).

59.  Бородинский памятник.— Художественная газета, СПб., 1840, № 3, с. 12. Памятник на Бородинском поле был создан А. А. Адамини в результате конкурса 1835 г. Для увековечения важнейших побед русской армии в Отечественной войне 1812 г. предполагалось установить 16 чугунных памятников. Адамини исполнил эскизы трех из них— в Бородине, Смоленске и Ковно (Каунас). Деревянная модель Бородинского памятника была выставлена в октябре 1836 г. для всеобщего обозрения на Марсовом поле в Петербурге. Открытие памятника на Бородинском поле состоялось 26 августа 1837 г., в день 25-летней годовщины Бородинской битвы. См.: Собко Н. Словарь русских художников, т. I, вып. I. СПб., 1893, с. 39—40.

60.  Свиязев И. Указ. соч., с. 3.

61.  Там же, с. 4.

62.  Архитектурные новости. Дом для господина военного министра.— Художественная газета, СПб., 1841, № 5, с. 4.

63.  Петрова Т. А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978, с. 20—22. В 1859 г. в «Архитектурном вестнике» сообщалось о «частном конкурсе» на проект дворца в Коломенском, в котором участвовали архитекторы А. И. Штакеншнейдер, Р. И. Кузьмин, А. И. Кракау, Г. А. Боссе, Н. Л. Бенуа, А. К. Кавос, А. И. Резанов, И. А. Монигетти, Ф. Ф. Рихтер, Н. А. Шохин и др. В условиях конкурса указывалось, что «при выборе архитектурного стиля следует руководствоваться примерами старинных московских построек, предшествовавших периоду императора Петра I, преимущественно кремлевскими теремами» (О конкурсе для построения императорского Дворца в селе Коломенском (близ Москвы).— Архитектурный вестник, СПб., 1859, № 2, с. 180).

64.  Власюк А. И. Новые материалы о проектировании и строительстве Большого дворца и Оружейной палаты в Московском Кремле.— Архитектурное наследство, № 18. М., 1969, с. 100—105.

65.  Из письма литератора Н. Греча начальнику III отделения Дубельту от 12 августа 1843 г. (цит. по кн.: Лемке М. Указ. соч., с. 145).

66.  Церковь Введения...— Литературная газета, СПб., 1844, с. 10.

67.  Там же, с. 7.

68.  Даль Л. В. Историческое исследование памятников русского зодчества.— Зодчий, 1872, № 2, с. 10.

69.  Зодчий, 1878, л. 38—39.

70.  Зодчий, 1878, № 11, с. 83.

71.  Собор в Тифлисе был заложен по проекту Д. И. Гримма в 1868 г.; в том же году в Гельсингфорсе был открыт собор, построенный по проекту архитектора И. А. Варнека; кафедральный собор в Риге был сооружен в 1880-х годах архитектором Р. Флугом; собор в Варшаве, заложенный в 1894 г. по проекту Л. Н. Бенуа, заканчивался уже в начале XX столетия. Аналогичный характер носил собор Александра Невского в Софии, построенный архитектором А. Н. Померанцевым в конце XIX столетия.

72.  Стасов В. В. Двадцать пять лет русского искусства. Наша архитектура. Избранные сочинения в 3-х т., т. 2. М., 1952, с. 514.

73.  Кириченко Е. Архитектурные ансамбли Москвы 1830—1860-х гг.—Архитектурное наследство, № 24. М., 1976, с. 12.

74.  Раскин А. Г. «Александрия». Парк и сооружения (рукопись). Научный архив Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда. № Н-150912; Раскин А. Петродворец. Л., 1975, с. 14. В Фермерском павильоне А. Менеласом были как бы продолжены традиции русских увеселительных парковых павильонов — «Березовых домиков», имевших соломенную кровлю и бревенчатые стены, обитые березовой корой. Такие домики были построены, например, в Петергофе (арх. Д. Кваренги) и в Гатчине (см.: Макаров В., Петров А. Гатчина. Л., 1974, с. 54).

75.  Проект театра А. П. Брюллова находится в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств в Ленинграде.

76.  Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.— Л., 1951, с. 28, 33—34.

77.  Проект О. Монферрана был создан для «придворной деревни под Царским селом, на дороге из Петербурга в Москву». Проект находится в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств в Ленинграде.

78.  Русский деревянный домик близ Потсдама.— Иллюстрация, 1846, № 18, с. 265. Гравированное изображение этого домика, составляющего единый комплекс со стасовской церковью под Потсдамом, а также фотография, фиксирующая его современное состояние, приведены в книге: Maassen Harms. Potsdam. Leipzig, 1976, S. 18, 83. В этом издании автор «русского домика» не указан. 

А. Е. Борисова. Русская архитектура второй половины XIX века. Наука, 1979