Подбор и крепление пружин для мягкой мебели
Правильный подбор пружин для мягкой мебели имеет очень большое значение. Прежде чем начать обойные работы, необходимо определить конечную высоту обивки и ее назначение. Степень упругости обивки и ее подъемной силы определяется количеством и высотой пружин, количеством витков, толщиной и качеством проволоки. Пружины, изготовленные из проволоки большего диаметра, образуют более прочную и упругую обивку, чем пружины той же высоты, но из более тонкой проволоки. Высокие пружины, изготовленные из проволоки соответствующего диаметра, но сильно осаженные при перевязке, образуют жесткую и недостаточно упругую обивку. Иногда используют немного пружин, но они имеют большой диаметр проволоки. Слишком низкие пружины образуют обвисшую обивку с низкой подъемной силой. Если пружины плохо подобраны или неправильно осажены, такую ошибку уже нельзя исправить путем изменения толщины слоя набивочного материала.
Для получения упругой обивки в тахте, диване и кушетке применяют преимущественно двухвороночные пружины 6/35, 7/35, 8/35 (цифры. 6, 7, 8 обозначают — количество витков, 35 — толщина проволоки с диаметром 3,5 мм), в кресле — 5/30, 6/30 и 7/35. Размещение пружин связано с размещением ремней; как было уже сказано, на 180—200 см3 поверхности приходится одна пружина. Расстояние между пружинами не должно превышать 50 мм. Пружины устанавливают на ремнях симметрично на одинаковом расстоянии друг от друга. Концы (узлы проволоки) боковых пружин должны быть направлены к центру (рис. 1).
Устанавливая пружины, следует регулировать их высоту. По бокам и впереди ставят более крепкие пружины, поскольку они несут основную нагрузку и напряжение. Размещение пружин зависит также от способа перевязки.
Рис. 1. Установка пружин в три ряда | Рис. 2. Пришивание пружины к ремню (вид сверху) |
Пружины, установленные на рамах и поперечинах, должны быть прибиты скобочками. Пружины, установленные на ремнях, пришивают и сильно притягивают в 5 местах во избежание смещения. Швы должны плотно прилегать к проволоке пружины, а два из них должны находиться непосредственно у конца пружины (рис. 2).
Необходимо следить за тем, чтобы проходящие снизу швы не имели на веревке узлов, поскольку они могут явиться причиной освобождения и смещения пружины. Под пружины, устанавливаемые на деревянной раме, подкладывают полотно или вокруг рамы прикрепляют веревку, на которой и устанавливают пружины. Это делается для того, чтобы заглушать звон, издаваемый пружинами, когда они установлены непосредственно на дереве. При прикреплении пружины ее придерживают левой рукой, а правой пришивают к ремню.
Подбирая пружину для подлокотников, нужно обратить внимание на то, чтобы диаметр нижнего витка (кольца) соответствовал ширине основания, обычно деревянного. Эти пружины должны быть изготовлены из проволоки меньшего диаметра, чем для сиденья—не более 2,5 мм. Высота пружин зависит от высоты обивки, преимущественно применяются 4—6-витковые пружины. На одном подлокотнике помещают обычно 4—5 пружин в один ряд, причем передние пружины устанавливают с меньшим интервалом, поскольку это место больше используется. Первая от подпорки пружина может быть более жесткой. Под пружины подкладывают полотно или веревку. Пружины прикрепляют с помощью скобок или обрезков кожи, прибитых гвоздиками.
Размещая пружины, на спинках, являющихся частью каркаса, нужно прибить бортовую проволоку, к которой прикрепляют затем облицовочную ткань. Бортовую проволоку прибивают на стыках спинки с подлокотниками таким образом, чтобы между рамой и проволокой оставался зазор шириной около 20 мм. При подборе пружин для спинки на нижние ряды предназначают более высокие пружины, на верхние ряды — более низкие. Такая система дает возможность достичь требуемого отклонения спинки и большей упругости в нижней части. У кресел с мягкими подлокотниками, как правило, в первом и втором ряду (считая снизу) устанавливают меньше пружин, а в верхних рядах — больше. Применяют обычно пружины, изготовленные из проволоки диаметром 3 мм, количество витков колеблется от 8 до 5.
Перевязка пружин. Перевязка пружин производится для того, чтобы закреплять их в определенном положении и придать соответствующее напряжение. Нужно так перевязать пружины, чтобы они могли работать в вертикальном направлении, т. е. при нагрузке сжимались книзу, а при снятии нагрузки распрямлялись.
Приступая к перевязке пружин после их размещения и прикрепления, следует руководствоваться определенными правилами. Пружины, установленные на краях, осаживают до 2/3 их нормальной высоты. Например, пружину, высотой 20 см (размер 6/35) осаживают до 14 см. Однако перевязка всех пружин с осадкой до одинаковой высоты дала бы слишком жесткую обивку. Следует помнить, что средние пружины устанавливают главным образом на ремнях, поэтому их нужно сжимать только на 1/5, а не на 1/3, так как ремни также обладают известной степенью упругости и при нажатии на пружины немного опускаются вниз, выталкивая кверху шнуровку и образуя небольшой свод. Это обстоятельство часто не принимают во внимание при расчете высоты обивки. Следует учитывать расстояние от нижнего края коробки и высоту пружин.
Вот пример. Для изделия с высотой сиденья 40 см, где 18 см составляет высота ножей, рассчитывают высоту обивки 22 см. Однако известно, что 22 см составляет 2/з высоты пружины; исходя из этого нормальная высота пружины составит 22:2X3 = 33 см. Таким же образом рассчитывают высоту средних пружин, добавляя 5 см на выпуклость сиденья и провисание ремней, что дает высоту 27 см, равную 4/5 нормальной высоты пружины, которая в свою очередь составит 27:4X5 = 34 см.
Средние пружины, осаженные только на 1/5, полностью обеспечивают требуемую степень упругости. Та сторона пружины, которая находится над ее узлом, несколько выше. Очень важно (в производстве на это обращают внимания мало) не увеличивать осадку с этой стороны для выравнивания пружины, так как при перевязке пружины это одностороннее напряжение будет выравнено.
Рис. 3. Способы пропуска шпагата: а — обмоточный; б— петельный узел; в—двойная петля |
Для соединения веревки с проволокой пружины применяют различные узлы. Наиболее простым из них является обметка, т. е. простое обметывание шнура вокруг проволоки (рис. 3, а). Обметывание всегда производят с правой стороны натянутой веревки по направлению к себе. Попеременное обметывание в разные стороны не рекомендуется.
Другой вид узла — петельный (рис. 3, б). Он образуется так: веревку пропускают влево над натянутой веревкой, вытягивают ее под проволокой (кольца) пружины и получают узел. Иногда делают такую же петлю, но веревку протягивают снизу, тогда узел занимает обратное положение. На рис. 3, в изображен способ получения двойной петли. Узел должен быть тщательно затянут и лежать на верхней поверхности (кольца). Плохо затянутый или неправильно завязанный узел вызывает освобождение пружины.
При применении двойной перевязки достаточно первую веревку только обметать (зафиксировать обметку), а вторую завязать петлевым узлом. Первая веревка лежит на левой стороне, веревка, завязанная в узел — на правой.
Различают два способа перевязки пружин: прямоугольный, называемый также французским, и диагональный или немецкий. Как тот, так и другой способы дают возможность связать пружины в единую систему. При первом способе перевязки кольца пружин, укрепленных по краям (со стороны сиденья), не связывают с остальными пружинами, и они действуют отдельно. В отдельных случаях делают раздельную перевязку с двух и даже с четырех сторон (тахта, например, на которую можно садиться со всех сторон).
Раздельная перевязка встречается в мебели, предназначенной для очень длительного пользования. Верхние кольца каждой пружины перевязывают в четырех местах одной веревкой, а пространство между кольцами перевязывают одной веревкой посередине (рис. 4, а) или двумя веревками, каждая из которых протягивается у каждого кольца. При втором способе перевязки (рис. 4, в) кольца могут быть перевязаны также двойной веревкой. Такой способ применяют при изготовлении мебели высокого класса. Веревку перевязывают на скрещениях двойной петлей. Диагональный способ требует 8-кратного перевязывания каждой пружины. Такой очень прочный вид перевязки применяют при изготовлении мебели повседневного обихода: стульев, кресел, диванов. Диагональная перевязка отличается тем, что каждая веревка пропускается через середину витка каждой пружины, причем перпендикулярно перекрещивающаяся веревка только обметывается вокруг проволоки, а перекрещивающаяся по диагонали — завязывается петельным узлом.
Приступая к перевязке пружин, отмечают их первоначальную высоту. Закончив перевязку, снова отмечают высоту пружины, а затем и высоту обивки. Если обойные ремни прибивают к верхней поверхности рамы, то ими и определяется первоначальная высота. Если же ремни прибивают ниже, то для обозначения высоты пружин к раме прибивают мерный шнур.
Рис. 4. Способы перевязки пружин: а — французский с одним шпагатом между пружинами; в — немецкий | Рис. 5. Перевязка пружин с креплением к боковым царгам |
По выполнении этой работы веревку разрезают на отрезки требуемой для перевязки пружин длины. Одинарную длину веревки для перевязки пружин в ширину (глубину) рассчитывают, умножая на 4 ширины коробки. Один отрезок веревки полуторной длины играет фиксирующую роль, второй отрезок, имеющий 2,5 длины, используется для окончательной перевязки. Если обивка невысокая, то нет необходимости отделывать борта при помощи бортовой проволоки, в противном случае применение ее необходимо.
При изготовлении мебели, предназначенной для частого употребления (скамьи, диваны в залах ожидания и приемных, стулья, кресла и т. п.) применяют жесткие борта. Способ перевязки пружин при применении жестких бортов показан на рис. 5. При этом внутренние ребра бортов должны быть закреплены во избежание перетирания ткани покрывающей пружины. Обычно в таких случаях используют пружины с небольшим количеством витков и небольшим диаметром проволоки; несмотря на это, обивка получается мягкой и прочной.
При применении жестких бортов перевязку пружин начинают со стороны спинки и перевязывают не менее одного раза один из нижних витков пружин в первом, втором и четвертом ряду. Используя пружины с большим количеством витков, во избежание их перегиба перевязывают также первый от верхнего кольца виток третьего ряда пружин. Необходимость перевязки пружин особенно видна при обивке без жестких бортов. Перевязка в этом случае позволяет удерживать все пружины в одном положении, не давая им смещаться.
Рис. 6. Перевязка пружин без крепления к боковым царгам: а — первая операция; б — вторая операция; в — последняя операция |
На рис. 6 изображен ход перевязки пружин дивана или кресла при прямоугольном способе перевязки. Направление движения веревки, перехватывание отдельных витков при перевязке пружин могут быть различными при условии, что они будут удовлетворять требованиям, предъявляемым к этой операции. Фиксирующую и перевязывающую веревки прибивают к верхней поверхности заднего борта коробки таким образом, чтобы каждый забиваемый гвоздь находился посредине каждого ряда пружин. При перевязке фиксирующей веревкой верхние кольца завязывают обметочным узлом.
Начиная перевязку, фиксирующей веревкой перехватывают третий виток (считая от верхнего кольца) в последнем ряду пружин. Затем перевязывают кольцо той же пружины, далее кольцо пружины следующего ряда и один виток ниже кольца. В следующем ряду перевязывают второй и третий виток, а затем четвертый и шестой витки в последнем ряду. После этого веревку прибивают к переднему борту коробки.
При перевязывании фиксирующей веревкой нужно следить за тем, чтобы первый ряд пружин был наклонен вперед и чтобы верхние кольца пружин составляли одну линию с наружным бортом коробки. При перевязке перевязочной веревкой применяют петельные узлы, независимо от того, перевязываются ли кольца или последующие витки пружин. Перевязочной веревкой перехватывают кольцо последнего ряда пружин, вытягивая его до требуемой нижней линии и еще раз то же кольцо с противоположной стороны, затем — два раза кольцо третьего ряда, кольцо и первый виток второго ряда и, наконец, третий и пятый виток первого ряда, после чего веревку прибивают к переднему борту коробки.
Перевязка заканчивается перехватом пружин переднего ряда. Дважды перевязывают кольца первого и второго ряда, регулируют высоту пружин и прибивают веревку к переднему борту. Оставшимся концом веревки перевязывают пятый виток и кольцо первого ряда.
При другом способе веревкой перевязывают кольцо и виток первого ряда пружин и прикрепляют к борту, повернув обратно, снова перехватывают кольца первого и второго ряда, а затем сверху вниз — все витки в первом ряду. После этого веревку прибивают к коробке.
При высокой пружинной обивке рекомендуется дополнительно перевязывать пружины веревкой, соединяющей их в середине, что позволяет избежать перегибания пружин в стороны при пользовании мебелью.
Рис. 7. Раздельная перевязка |
Иначе производят эту работу при раздельной перевязке, изображенной на рис. 7. Ход перевязки в этом случае совершенно отличен. Характерно и то, что кольца первых (наружных) рядов не связаны с остальными пружинами. Прежде всего перевязывают работающие пружины, после прикрепления веревки к коробке охватывают всю пружину, перевязывая кольцо в двух местах, после чего веревку прибивают к коробке и, возвращаясь обратно, привязывают ее к верхнему кольцу. На рисунке видно, что середина витка пружины перехвачена возвращающейся веревкой, а вся поперечная вязка — фиксирующей и перевязочной веревкой.
У спинок мебели каждую пружину перевязывают отдельно таким же способом, как и у подлокотников (рис. 8). Поперечную перевязку пружин у спинок можно производить по-разному. На рис. 9 схематично изображены три способа перевязки. На рис. 9, а показан способ, при котором каждый ряд пружин перевязывается отдельно; на рис. 9, б — связаны между собой все пружины по окружности и ряд пружин у сиденья, остальные пружины перевязаны каждая в отдельности.
Рис. 9. Поперечная перевязка пружин у спинок |
При таком способе перевязки пружин получается очень упругая обивка спинки. На рис. 9, в изображен способ перевязки, похожий на предыдущий, но пружины, находящиеся внутри, связаны между собой.
Как уже было сказано, кроме прямоугольного способа перевязки пружин, существует диагональный способ. И в этом случае сначала прибивают мерный шнур, затем приготавливают отрезки веревки, длина которых должна позволить после перевязки пружин и прикрепления к коробке использовать оставшийся конец для перехвата крайней пружины еще в двух местах. Таким образом поступают при равномерном размещении пружин, например при изготовлении тахты.
Рис. 8. Перевязка пружин у спинки | Рис. 10. Один из способов поперечной перевязки |
В мебели с подлокотниками (кресла), где возле спинки пружины размещаются несколько реже, оставшимся концом веревки перехватывают в двух местах пружину второго ряда. Перевязывая эти пружины, их осаживают значительно сильнее, чем средние, для того чтобы при поперечной перевязке не вызвать ослабления узлов. По окончании перевязки в одном направлении таким же образом перевязывают пружины в перпендикулярном направлении (рис. 10).
На больших поверхностях пружины перевязывают не с одной, а с двух сторон. Сначала перехватывают веревкой ближайший ряд пружин более чем на половину его длины. Так же как и при перевязке в ширину оставшимися концами веревки перехватывают еще один или два ряда пружин в зависимости от их расстановки. После перевязки в ширину и длину, т. е. завершив перекрестное обметочное связывание, производят характерную для этого способа диагональную перевязку каждого кольца пружин петельным узлом.
Затем к наружным краям пружин прикрепляют гальванизированную проволоку —бортовой прут обычно с тем же сечением, что у проволоки пружин. Бортовой прут следует перед этим хорошо выпрямить, а на углах выгнуть в соответствии с формой сортов. Плохо выпрямленный прут может оказаться причиной деформации обивки. Прут позволяет сохранять форму обивки. Бортовой прут всегда применяют при пружинной обивке без жестких бортов у сидений, подлокотников, спинок, а также в накладных пружинных агрегатах. Бортовой прут прикрепляют веревкой на уровне колец пружин. Способ прикрепления бортового прута изображен на рис. 11.
Рис. 11. Прикрепление бортового прута: а — обычно применяемый способ; б — упрощенный способ |
Конец двойной веревки, предварительно навощенной, прикрепляют к веревке, которой перевязана пружина, и обматывают, начиная с левой стороны, прут вместе с кольцом пружины. В сиденьях со стороны спинки, в пружинных подлокотниках и спинках бортовой прут привязывают значительно проще (рис. 11,б).
Используя любой из этих способов прикрепления бортового прута, следует следить за тем, чтобы витки веревки не заходили один за другой, а располагались рядом. У сидений каждый стык пружин с прутом связывают отдельно, только у спинок и подлокотников можно после связывания одного стыка той же веревкой, не разрезая ее, связывать следующие стыки. В этом случае веревку обматывают вокруг прута, передвигая ее к следующему стыку.
Оба способа соединения бортового прута с пружинами не дают таких узлов, которые могли бы помешать дальнейшему формованию борта. Кроме того, такое соединение исключает возможность смещения бортового прута при пользовании мебелью. Прикреплять прут можно также металлическими скобками, сжимаемыми при помощи специальных щипцов. Разные виды скобок и способ их прикрепления изображены на рис. 12.
Прикрепление покровной ткани. Прикрепив бортовый прут и перевязав пружины, их покрывают обойным покровным материалом. Для этой цели применяют плотное мешочное полотно, которое прибивают к раме или коробке мебельного каркаса. Полотно с подвернутыми краями прибивают обойными гвоздями, длина которых зависит от породы дерева.
Покровную ткань следует предварительно подготовить, отмерив соответствующую длину и ширину с припуском на подвертывание. Если полотно узкое, то его сшивают частым швом прочными нитками. Перевязанные пружины покрывают раскроенным материалом, не слишком сильно его натягивая. Окончательно натягивают полотно, пришивая его к бортовому пруту и пружинам. Пришивание материала к пружинам производят для дополнительного их крепления, а также для прикрепления дополнительного слоя набивочного материала, который подкладывают под покровный материал.
При пришивании материала к бортовому пруту длина стежков должна составлять 50 мм. К пружинам полотно пришивают четырьмя обметочными швами. В тех случаях, когда у сидений применяют раздельную перевязку пружин, полотно пропускают в углубления между пружинами на глубину около 40 мм. Эти углубления заполняют набивочным материалом и прошивают длинными стежками.
Рис. 12. Прикрепление прута при помощи бортового прута | Рис. 13. Прибивание полотна |
Чтобы избежать смещения полотна, во время пришивания его предварительно прибивают одним гвоздем с каждой стороны рамы или коробки. Затем, начиная от середины, полотно прибивают гвоздями через каждые 40 мм попеременно в левом и правом направлении. Полотно пришивают сначала к бортовому пруту, а затем к пружинам. При раздельной перевязке пружин предварительно заполняют набивочным материалом углубления между пружинами и прошивают их.
Для пришивания обойного покровного материала применяют кривые иглы. Материал обычно пришивают к пружинам в четырех местах, завязывая нитку петельным узлом. Прошивку следует производить как можно ближе к проволоке пружин.
Несколько иначе эта работа ведется при беспружинной обивке. В тех случаях, когда для основания использованы древесно-волокнистая плита или фанера, обойный покровный материал не нужен. Однако при использовании для устройства основания обойных ремней, плоских пружин и т. п., обойный покровный материал необходим (рис. 13).
Раскроенный материал прибивают к раме или коробке гвоздями, как указано выше. Полотно прибивают сначала с одной стороны, а затем, натягивая его, прибивают и с других сторон. В отличие от пружинной обивки, при которой полотно не следует слишком натягивать, в этом случае натягивать его нужно довольно сильно. Поверхность прибитого полотна простегивают шпагатом, чтобы лучше держался набивочный материал.
Полотно должно быть не только прочным, но и очень плотным для того, чтобы оно не пропускало крошащийся со временем набивочный материал. Нужно следить, чтобы при натягивании полотна уток и основа оставались в перпендикулярном положении.
Добавить комментарий