Проекты детских садов 30-х гг.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции строительство дошкольных детских учреждений становится частью государственной программы раскрепощения женщин от тягот домашнего хозяйства и приобщения их к общественному труду.
Массовое строительство детских садов и яслей началось уже в первую пятилетку. Но проекты тех лет носили на себе следы излишнего теоретизирования и абстрактного подхода к решению задачи. Пространственная структура зданий механически подчинялась односторонне трактованным требованиям гигиены. Правильные положения о «ранимости детского организма» и отсюда необходимость изоляции детских групп доводились до крайностей. Возникали чрезвычайно сложные решения планов, с многочисленными боксами, шлюзами, коридорами, с большим количеством наружных входов, что затрудняло эксплуатацию здания и резко удорожало строительство.
В середине 30-х годов практическая необходимость решительного увеличения объемов строительства детских садов и яслей встала во весь рост, поскольку отсутствие необходимого их числа тормозило развитие отраслей промышленности, в которых особо широко применялся женский труд (текстильная промышленность, часовое и электроламповое производство и т. д.). В связи с этим в 1938 г. Наркомпросом и Наркомздравом РСФСР на основе изучения опыта эксплуатации детских учреждений была разработана совместно с Академией архитектуры СССР так называемая программа-минимум, по которой было организовано типовое проектирование зданий детских яслей на 20, 40, 60, 80 и 120 детей и детских садов на 25, 50, 75,100,125 и 200 детей в расчете главным образом на дневную эксплуатацию.
Примерами экономичных решений таких зданий являются проекты детского сада на 100 детей А. Чалдымова (Москва) и Л. Асе и А. Гинцберга (Ленинград). Компактное решение планов, ликвидация излишних коммуникаций, простота и унификация конструкций позволили резко снизить строительную кубатуру, а следовательно, и стоимость строительства. При этом в ленинградском проекте, благодаря расположению части подсобных помещений в цокольном этаже, удалось получить не предусмотренный программой общий зал в 77 м2, что позволяло улучшить воспитательную работу с детьми. В проектировании типов детских учреждений много сделали такие архитекторы, как Р. Смоленская, Л. Степанова и др. Р. Смоленской, в частности, принадлежит идея совмещенного типа здания детского сада и яслей, нашедшая впоследствии, особенно после Великой Отечественной войны, преимущественное распространение. Несмотря на крайне ограниченные возможности, отдельным авторам удавалось достигнуть выразительности архитектурного облика зданий.
![]() |
![]() |
Москва. Типовой детский сад на 100 детей. А. Чалдымов. Общий вид, план |
|
![]() |
Москва. Детский сад на Велозаводской улице |
![]() |
![]() |
Ленинград. Типовой детский сад. Л. Асс, А. Гинцберг. Общий вид, план |
Комментарии
Гость
пт, 10/30/2020 - 12:23
Постоянная ссылка (Permalink)
Очень хорошая и нужная
Добавить комментарий