Приёмы каменной конструкции в архитектуре Египта

Общие приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта: Материалы. Обтеска и укладка камней. Способы скрепления камней. Детали кладки стен и массивов зданий. Кладка правильными рядами. Кладка без перевязи постели. Кладка с последовательным рядом облицовок. Архитравы, ложные своды и древнейшие формы клинчатого свода. Детали конструкций: Обработка камней твердых пород. Передвижение и подъем камней. Устройство и установка обелисков.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храм Сфинкса. Карнакский храм. Мединет-Абу. Абидос. Дейр-эль-Бахри. Пирамида Хеопса. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture


ОБЩИЕ ПРИЕМЫ КАМЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ

Как уже сказано, каменные здания в Египте представляют ряды зал с плафоном из каменных плит. В простейшем случае потолочные плиты покоятся непосредственно на стенах здания, без промежуточных опор (рисунок 14, А).

Но применение этого простого типа очевидно ограничено возможной длиной плит, которая фактически не может превышать 4 —5 м. При больших же размерах пролета его подразделяли рядами столбов В, на которые укладывали связывающие их каменные балки, а поверх последних — потолочные плиты, как это было в древнейшем известном нам храме Сфинкса (рисунок 14, C).

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта.Храм Сфинкса Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта.Приёмы каменной кладки
Рис. 14 Рис. 15

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Материалы. — Обыкновенно египтяне пользуются известняком и песчаником. При этом, когда эти породы камня употребляются совместно в одном памятнике, то из песчаника обычно делаются балки. Гранит применяется крайне редко, а алебастр — как исключение.

Обтеска и укладка камней. — Судя по некоторым сохранившимся колоннам Карнакского храма, египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании здания вчерне. Этим приемом пользовались впоследствии греки.

Способы скрепления камней. — Как общее правило, можно считать, что камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка пользовались деревянными скобами в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (луксорский обелиск).

Раствор, встречающийся в каменной кладке, имеет вид глинистой массы, в которой заметен плохо обожженный гипс, а иногда и черепица. Его находят лишь во внутреннем заполнении толстых стен (большие пилоны Карнака) или же в массивах пирамид. Известковый раствор употреблялся только для штукатурки или как мастика, чтобы скрыть изъяны плохо вытесанных камней.

Детали кладки стен и массивов зданий. — Кладка стен и колонн иногда довольно небрежна и не представляет ничего грандиозного; камень употреблялся в дело таким, каким его брали из каменоломни. При этом наблюдается, что не только ряды кладки имеют различную высоту, но даже в одном ряду высота камней часто резко меняется (рис. 15, В); египтяне предпочитали мириться с такой неправильностью кладки, нежели выравнивать камни, подгоняя их по размеру, что вызвало бы значительную потерю материала.

В больших массивах, и главным образом в пирамидах, различают три приема кладки, представленные на рисунке 15. Кладка правильными рядами — А. Кладка без перевязи постели — В. Кладка с последовательным рядом облицовок — S.

Эти приемы кладки вытекали из самого хода работы. Возведение пирамиды начинали с сооружения небольшой центральной, служившей ядром, пирамидки, которая постепенно разрасталась.

Если бы при дальнейшем увеличении пирамиды пользоваться правильной кладкой А, то это повлекло бы за собой большую потерю материала; второй прием В дает известную экономию материала; третий прием S представляется наиболее выгодным при окончании сооружения, так как при этом кладку выравнивают не в каждом ряду, а лишь через значительные интервалы. Правда, в последнем случае каменная масса не так прочно связана, но зато достигается значительное упрощение работы.

Часто в пирамидах встречается та же волнообразная кладка, которую мы уже видели в кирпичных стенах (рисунки 1 и 2). В обоих случаях она обусловлена употреблением провисающего посредине шнура для проверки кладки. Те же технические приемы можно наблюдать на набережных в Эснехе.

Архитравы, ложные своды и древнейшие формы клинчатого свода. — В каменных зданиях пролеты между стенами и между колоннами перекрываются монолитными каменными балками, а плафоны — цельными плитами.

При значительных пролетах в плитах плафона легко могут образоваться трещины, особенно при тяжелой нагрузке сверху; в этом случае потолок делают из двух-трех и даже более рядов плит с промежутками между ними (рисунок 16, В) или уменьшают расстояние между точками опоры, что достигается постепенным свесом внутрь рядов каменной кладки (главный коридор в пирамиде Хеопса).

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта.главный коридор в пирамиде Хеопса Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. каменные коробовые своды: А — Абидос; В — Дейр-эль-Бахри
Рис. 16 Рис. 17

Рисунок 16, А объясняет способ исполнения последней конструкции: по мере возведения стен из свешивающихся рядов камней, для предупреждения осыпания камня внутрь, пространство между стенами заполнялось плотно утрамбованной землей, а чтобы сохранить свободный доступ в шахту, земля поддерживалась двойным настилом, лежавшим на стойках, которые вставлялись в гнезда, сохранившиеся до настоящего времени.

К этой же системе принадлежат и каменные коробовые своды: они выложены горизонтальными рядами без помощи кружал (рисунок 17, А — Абидос; В — Дейр-эль-Бахри).

Чтобы обойтись без кружал, камни свешивающихся рядов укладываются так, чтобы своей большей частью они лежали на опорах; этим достигается в чих устойчивое равновесие (разрез В). Для уменьшения же веса выступающего конца камня значительную часть его обтесывают, и таким образом центр тяжести массы не выходит из площади основания, а следовательно, и вся конструкция, устойчивая в каждый данный момент, не требует кружал и получает в окончательном виде форму свода. Камни в конструкциях этого типа почти такого же размера, как и в архитравных перекрытиях, но зато они, постепенно сближаясь и поддерживая друг друга, значительно лучше защищены от опасности разрыва. По сравнению с клинчатым сводом система ложного свода требует значительно больше материала, но это искупается ценным преимуществом: она не развивает распора.

Что касается собственно свода, т. е. свода, развивающего распор, то он встречается лишь в зачаточном виде. В шахтах большой пирамиды (рисунок 16, В) возведен двойной свод в виде разгрузочной системы из двух взаимно опирающихся камней. Это — одна из самых ранних попыток вывести свод, состоящий всего из двух клиньев.

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. Свод в Дейр-эль-Бахри

Рис. 18

В Дейр-эль-Бахри этот свод имеет вид, показанный на рисунке 18, А; над входом в большую пирамиду свод выложен в два ряда (В); в одной из гробниц в Гизехе (С) число клиньев увеличивается до трех. Это уже настоящий свод, но дальнейшего систематического развития он у египтян не получил.

 

ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИЙ

 

Обработка камней твердых пород

Египетские песчаники и известняки легко поддаются обработке, которая может производиться и без помощи железных орудий. Однако египтяне пользовались не только мягкими породами камней. О твердых породах свидетельствуют обелиски из гранита, памятники из базальта и колоссы из других твердых пород камня. Какие же средства применялись для их обработки?

Употребление железа было известно в Египте значительно раньше, чем в Европе. Масперо нашел железные орудия в древнейших пирамидах. Современные подделки базальтовых статуй доказывают, что при достаточном терпении для обработки наиболее твердых камней нужен только заостренный кусок железа.

Кроме железных орудий, египтяне при обделке камня пользовались главным образом распиловкой при помощи мокрого песка, что практикуется и теперь, причем пила может заменяться железным лезвием или проволокой, а в крайнем случае — веревкой или дощечкой. При обработке камня распилом размеры той массы, которую предстоит отделать, не играют роли;

этим приемом объясняется создание колоссов в сидящих позах со столь характерным для них лаконизмом очертаний (рисунок 19). Всякий иной способ обработки потребовал бы огромной затраты труда.

Примечание: Подобное объяснение, выводящее ряд по существу стилистических черт из моментов чисто производственно-технического порядка, нельзя считать вполне верным. Так, например, в статуе сидящего Хефрена эпохи Древнего царства, близкой к схеме, изображенной на рисунке 19, В, лаконизм и обобщенность формы, статика широких плоскостей и т. д.— моменты не только производственного, но и стилистического порядка: выражение определенного монументального образа.

Когда каменная глыба обработана таким образом в виде широких плоскостей, то дальнейшая ее моделировка выполняется при помощи вращающегося по песку стержня, приводимого в движение бичевой, натянутой на лучок; подобный инструмент хранится в берлинском музее. Что касается полировки, то она достигалась трением песка, так же как при обделке кремневых орудий доисторического периода. Таким образом мы находим здесь все те своеобразные приемы углубленного рельефа, которые были известны Египту и Месопотамии еще в глубочайшей древности и продолжали традиции эпохи полированного камня.

Примечание: Здесь имеется в виду особый вид углубленного рельефа (так называемого рельефа «en creux»), известного в египетском искусстве уже в период Древнего царства и особенно распространенного в период Нового царства (середина второго тысячелетия до н. э.).


Передвижение и подъем камней

Величайшая трудность, которую египтянам удалось преодолеть, — это перевозка и установка гигантских камней для архитравов и плафонов.

Передвижение. — Основными источниками для изучения средств передвижения камней являются изображения салазок на стенах каменоломни в Эль-Мазаре, живопись в Эль-Берше, изображающая колосса в пути, и остатки полозьев в Булакском музее. Живопись в Эль-Берше показывает передвижение колосса вручную, посредством канатов, способ прикрепления которых, насколько возможно, восстановлен на рисунке 20.

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. Обработка камней твердых пород Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. Передвижение и подъем камней
Рис. 19  Рис. 20

Полозья салазок в Эль-Мазаре лежат непосредственно, без колес и катков, на земле, покрытой сырой глиной; благодаря остроумному расположению канатов (рисунок 21) камень, влекомый быками, без особых приспособлений устанавливается с земли на полозья. Для такого способа погрузки камня необходим шип С, и, действительно, в камнях Большой пирамиды находятся сверленые дыры, в которые, вероятно, вставлялись шипы.

Перейдем к вопросу подъема камней.

Подъем камней и укладка их на место. — Описывая большую пирамиду, Геродот сообщает, что камни поднимались с одного уступа на другой при помощи небольших деревянных машин. Ясно, что для указанной Геродотом работы было достаточно простейшей лебедки вроде колодезного журавля. Вероятно, все механические приспособления при постройке пирамид и сводились к этому элементарному приспособлению.

Но сравнительно с затруднениями, которые возникали при подъеме и укладке монолитных архитравов и плит плафона в больших храмах, кладка камней пирамид представляла легкую задачу. Диодор сообщает, что подъем камней в больших храмах производился при помощи земляных насыпей, а исследования

Мариэтта в Карнаке установили существование подъемов, выложенных из необожженного кирпича, по которым поднимали каменные глыбы для стройки храма. Для поднимания камней достаточно было ворота, установленного на вершине подъема.

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. Передвижение и подъем камней

Рис. 21

 Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. Подъем камней и укладка их на место

Рис. 22

Чтобы уложить на место поднятые таким образом камни, всего легче было пользоваться искусственными террасами, указанными Диодором. В гипостильных залах египетских храмов сплошные массивы преобладают над пролетами. Естественно, должна была появиться мысль заполнять эти промежутки кирпичной кладкой, не производившей распора на стены и поднимавшейся по мере возведения колонны. Таким путем устранялась необходимость подмостей, что было крайне важно в Египте, при отсутствии строевого леса. В каждый данный момент стройки здание сверху имело вид сплошной платформы, по которой передвигать камни и класть колонны было так же удобно, как и по земле.

Остановимся на некоторых деталях. В египетской литературе есть намеки на употребление песка. В настоящее время мешки с песком употребляются для раскружаливания. Мариэтт нашел саркофаг, наполовину спущенный в приготовленную для него подземную погребальную камеру, которая была наполнена песком: чтобы завершить работу, требовалось только убрать песок. Кроме того, употребление мешков с песком точно описывается у Плиния при упоминании о сооружении храма в Эфесе, относящемся ко времени первых сношений Греции с Египтом. Рисунок 22 объясняет этот прием при укладке архитрава: платформа выравнена в одну плоскость с верхней частью колонн. Камень R передвигается на вальках. У камня S вальки уже заменены мешками с песком, остается только опорожнить мешки, чтобы камень плавно и без толчков опустился на приготовленное ему место.

 

ОБЕЛИСК

Рассмотрим установку обелиска, начиная с отделения глыбы в каменоломнях Ассуана, которое производилось при помощи бронзовых клиньев, загнанных в борозды, заранее проведенные в гранитной скале.

При обтеске обелисков прибегали к помощи шнура. Следы провисания шнура посередине можно заметить на обоих луксорских обелисках. В каждом из них две грани вогнуты (рисунок 23, А) в направлении провисания шнура.

Относительно перевозки обелисков сохранилось интересное сообщение Плиния. Чтобы поднять обелиск, его помещали между двумя барками и с наступлением половодья Нила выводили из каменоломни. Погруженная в воду каменная глыба теряла более трети своего веса. Передвижение обелиска по земле представляло менее сложную задачу, с успехом разрешавшуюся уже строителями доисторического периода; достаточно было:

  • поднять обелиск при помощи сплошного ряда уравновешенных рычагов (рисунок 23, R);
  • построить шоссе АВ (рисунок 24) и покрыть его поверхность слоем глинистого нильского ила;
  • спустить обелиск к основанию насыпи (из А в В), причем по желанию можно было уменьшать тягу, пользуясь соответствующим уклоном насыпи;
  • поднять обелиск и снова спустить и т. д.

Таким путем обелиск доставляется на назначенное ему место Установка его совершается теми же средствами, которые применялись при постановке менгиров. Весь ход работы показан на рисунке 25 и производится следующим образом.

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. ОБЕЛИСК

Рис. 23

 Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. ОБЕЛИСК

Рис. 24

Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. ОБЕЛИСК

 Рис. 25

 Приёмы каменной конструкции в архитектуре Древнего Египта. ОБЕЛИСК

Рис. 26

Обелиск постепенно поднимают при помощи уравновешенных рычагов до необходимой высоты. Затем заготовляется наклонная плоскость G, покрытая глиной. Постепенно удаляют из-под обелиска землю, причем он принимает вертикальное положение.

Последние моменты В и С требуют особой осторожности. Обелиск удерживается в вертикальном положении канатами; борозда R на постаментах обоих луксорских обелисков позволяет восстановить последовательность хода работ (рисунок 26). Обелиск устанавливается на мешках с песком В, затем отрезаются концы полозьев С и опоражниваются мешки с песком.

Удаление пустых мешков из-под обелиска представляет некоторое затруднение; для этого пользуются бороздой R: в нее вкладывают небольшие мешки с песком, которые сдерживают всю тяжесть обелиска и позволяют извлечь пустые мешки. В последнюю очередь открывают мешки в борозде, в которой они и остаются вместе с невысыпавшимся из них песком.

Вообще весь процесс работы первобытного зодчего предельно прост. Он требует значительной рабочей силы, но автократический Египет располагает ею всегда в неограниченном масштабе. Необходима затрата большого количества времени, но на Востоке время не учитывается, и эти приемы вполне соответствуют условиям страны и эпохи. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)