Перекрытия нефов романских церквей
Если сопоставить ряд романских секций, то обнаружится последовательная цепь попыток, направленных к двойной цели: 1) перекрыть базилику сводом, 2) согласовать применение свода с требованиями освещения.
В однонефных церквах распор свода воспринимается непосредственно боковыми стенами, и проблема уравновешивания сравнительно проста. Трудность возникает только в церквах с центральным и двумя боковыми нефами.
Перекрытие сводами одних боковых нефов было легким, но половинчатым решением: ведь достаточно было перекинуть над каждой секцией небольшой крестовый свод, заставив его опираться с одной стороны на наружную стену, которую легко было укрепить контрфорсами, а с другой стороны — на устои, которым обеспечивала устойчивость лежащая на них нагрузка.
Перекрытие же центрального нефа представляло серьезные затруднения; здесь дело касалось свода, который не только должен был иметь большой пролет, но который надо было держать на значительной высоте над землей. Применять крестовый свод казалось неосторожным. Римляне строили монолитные своды; романским же архитекторам приходилось считаться с кладкой, а ошибки в кладке, допустимые в узких боковых нефах, в центральных нефах становились опасными.
Первые своды, которыми романские архитекторы решились перекрыть центральные нефы, были цилиндрические; строители поместили их пяты возможно ниже, настолько низко, что пришлось отказаться от оконных проемов ниже этих пят. Этим объясняется появление таких церквей, как Сен-Мартэн д'Энэ в Лионе, поражающая нас своей темнотою. Но для своего времени эти церкви были смелыми сооружениями. В ту эпоху, когда все традиции были забыты, перекрытие центрального нефа церкви цилиндрическим сводом являлось чрезвычайно смелой попыткой. Еще большей смелостью было поднять этот цилиндрический свод настолько, чтобы поместить оконные проемы под его пятами; важнейшим же достижением была замена цилиндрического свода крестовым.
При этом одна школа останавливается на одной, другая на иной ступени этого развития; так, Нормандия не идет дальше перекрытия сводами боковых нефов, Овернь и Пуату перекрывают сводом и центральный неф. Последние по времени школы, рейнская и клюнийская, одни достигают полного решения проблемы: церковь покрыта сводами и в то же время не лишена дневного света. Мы последовательно проследим все эти этапы, стараясь определить меру участия каждой школы в конечном приспособлении свода к базилике.
Нефы без сводов
Переход от византийских базилик к первым романским церквам совершенно не ощутим. Построенная в середине IX в. церковь в Рейхенау представляет собою со всех точек зрения латинскую базилику. Древний храм в Бовэ (рис.129, В) представляет собою латинскую базилику, сведенную к простейшей форме.
Когда это позволяют материальные средства, боковые нефы делаются двухэтажными (рис. 129, М); верхний этаж открывается в центральный неф большими парными пролетами; чтобы предупредить опрокидывание этой сквозной стенки С, идущей вдоль нефа, ее иногда соединяют поперечными аркатурами R с внешней стеною. Пример таких связывающих арок мы находим в Монтье ан Дэр.
Рис. 129 |
Такой тип церкви с двухэтажными боковыми нефами является особенно излюбленным в X и XI вв.; внешний вид двухэтажных нефов был настолько узаконен, что в Виньори, где не существовало никогда разделения на два этажа, тем не менее имеются два этажа аркад.
Нефы, частично перекрытые сводами
Покрытие сводами только боковых нефов. — Церковь Сен-Реми в Реймсе (X в.) представляет одну из самых ранних попыток перекрытия сводами боковых нефов; но и там решились перекрыть сводами только нижний этаж, где имеется возможность придать им большую устойчивость. Ранее сооруженные части здания перекрыты еще не крестовыми сводами, — там существует ряд небольших сводов, поддерживаемых арками и имеющих направление, перпендикулярное оси здания (рис. 130, А). Но уже в нефах церкви Сен-Жермэ сводики типа Сен-Реми заменены крестовыми сводами, и такое же усовершенствование наблюдается в нефе Сен-Жермен де Прэ.
Большие аббатства в Кане, основанные около 1160 г. Вильгельмом Завоевателем, имеют такие же боковые нефы в два этажа, какие были в церквах Сен-Реми и Сен-Жермэ; и здесь тоже первоначально был покрыт сводами только нижний этаж. В эту эпоху, когда не было еще опыта, казалось безрассудством перекрывать сводами оба этажа боковых нефов. Жюмьеж (рис. 130, В) — одно из тех редких зданий, в которых рискнули перекрыть сводами оба этажа боковых нефов.
Рис. 130 |
Прием, ограничивавший применение сводов в боковых нефах, был принят без оговорок в церквах Нормандии (Сен-Габриэль, Бернэ и т. д.) В свою очередь, крупнейшие церкви Англии, построенные после вторжения норманнов, возвращаются к типу аббатств в Кане (Питерборо, Винчестер, Эли, Сент-Албан). Почти все нормандские церкви имеют проходную галерею, расположенную на уровне подоконников главного нефа.
Покрытие сводами боковых нефов и пересечение главных нефов поперечными арками — Последним достижением нормандской школы было расчленение крыши настоящими каменными фермами, которые несли на себе обрешетины и в случае пожара играли роль диафрагм.
Особенно наглядны следы такого расположения в церкви Бошервилля (рис 131), несмотря на своды, появившиеся там после реставрации в ХIII в. Пристенные колонны, на которые опирались пяты арок-диафрагм, сохранили свои романские капители; высокие промежуточные колонны, поднимавшиеся до самого перекрытия и несшие на себе балки, продолжают выситься над нынешними сводами, а капители, вделанные в стволы колонн для того, чтобы опереть на них пяты сводов, изобличают своим стилем эпоху, в которую эти своды были пристроены. Тимпаны арок были уничтожены в то время, когда выводились своды; вероятно, они были облегченного типа, чтобы уменьшить распор.
Рис. 131 |
Были указания на применение такой же системы в церкви Серизи ла Форэ и в церкви в Прэ в Мане, но мы не решились бы утверждать это. В большинстве нормандских церквей наблюдается вдоль главного нефа правильное чередование устоев различной мощности; это чередование или, по крайней мере, его происхождение находит себе объяснение в применении арок-диафрагм, для поддержки которых нужны были более массивные устои.
Система арок-диафрагм применена была в Риме в начале IX в. в церкви Санта Прасседе, в XI в. в церкви Сан-Миниато около Флоренции, а также в соборе Модены; если вспомнить рисунок сирийской церкви в Руэйа (рис. 46, В), то восточное происхождение этой системы не оставит никаких сомнений.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий