Нефы романских церквей перекрытые сводами
Нефы, сплошь перекрытые сводами
Общий обзор главных решений. — Как только дело доходит до того, чтобы перекрыть не только боковые нефы, но и главный, начинаются колебания; если расположить все решения этой проблемы в хронологическом порядке, то наблюдаются переходы от наиболее смелых приемов к самым робким попыткам, — шатания, которые нельзя объяснить иначе, как влияниями иностранных архитектурных школ, последовательно служивших образцом и попеременно преобладавших в различных местах Западной Европы.
Трудность решения, как мы уже указывали, заключалась в том, что нужно было перекрыть сводами центральный неф, не лишая его в то же время света. В начале XI в. эта проблема получает смелое и разумное решение в Турню, Пюи и в странах, где были конторы для торговли с Левантом. В области же Перигё и в Лиможе создается школа с византийским уклоном: в Перигоре утверждается архитектура, применяющая купола,
Перигорская архитектура допускает византийские формы, но осуществляет их в камне, в то время как византийская архитектура не была приспособлена к применению этого материала; это обстоятельство делало более трудным использование византийских образцов и ограничивало сферу их влияния.
В течение XI в. Пуату и Оверни, в свою очередь, начинают перекрывать церкви сводами, но при этом избегают приемов, которые могли бы вызвать подобные затруднения; в этих краях зарождается архитектура, которой предстоит большое будущее, так как она лучше сообразуется с применяемыми ею материалами. Сен-Савэн — по-видимому, один из наиболее ранних памятников, где проявился этот перелом — был основан около 1023 г. Здесь архитектор остановился на системе цилиндрических сводов, но упрощение конструкции куплено ценой серьезной жертвы — уничтожения прямого света в главном нефе. Овернь и Пуату лишают центральный неф непосредственного освещения, и с этого времени, наряду с купольным типом Перигора, господствует и долго удерживается второй тип церквей, с темным центральным нефом.
Наконец, в конце XI в. центр архитектурного движения перемещается в третий раз, вернее сказать, он как бы раздваивается. Главный очаг переносится в интеллектуальный центр западного христианства — Клюни, образуется клюнийская школа, а на Рейне возникает соперничающая с нею рейнская школа. Последняя взращивает семена, занесенные в Аахен колонией греческих художников еще в эпоху Карла Великого. Клюнийская школа остается верна заветам архитектурных школ Оверни и Пуату: она придерживается цилиндрических сводов, но согласует их применение с требованиями прямого освещения; она даже пытается приспособить к большим нефам крестовые своды. Рейнская школа, со своей стороны, решает эту проблему при помощи купольного свода. В этих двух архитектурных школах Рейна и Бургундии осуществляются предельные успехи в области конструкции сводов, какие были только достигнуты до возникновения готического искусства.
Итак, можно представить себе, как шло движение из последовательно перемещавшихся центров: из Перигора, затем Оверни и Пуату, наконец, из Бургундии и Рейнской области. На каждом этапе архитектура принимает различный облик, а методы, однажды установившиеся, сохраняются и применяются лишь там, где они зародились.
Перейдем к подробностям.
Конструкции иранского происхождения в раннюю эпоху романского искусства. — В начале этого тома мы описали сирийские конструкции иранского происхождения, в которых неф разбивается на отдельные секции со сводами, покоящимися на арках; это та же система, которую воспроизводит одно из наиболее ранних произведений романского искусства — церковь в Турню, освященная, как это точно известно, в 1019 г.
Рис. 132 |
Главный неф (рис. 133) перекрыт рядом поперечных цилиндрических сводов, поддерживаемых подпружными арками. Своды боковых нефов, крестовые и ползучие, сосредоточивают в качестве противодействия свой распор именно в тех местах, куда направлен распор подпружных арок большого нефа; свет проникает сквозь окна, пробитые в торцовых стенах каждого цилиндрического свода.
Единственное различие между церковью в Турню и иранским зданием заключается в том, что в Турню своды, будучи построены из камня, не могли быть выведены без кружал, — они выложены из клинчатых камней, а не напуском; и это последнее обстоятельство обнаруживает руку местных архитекторов, которые обработали своими методами заимствованную модель. За этим исключением, все остальное в церкви в Турню напоминает интересную постройку, которую мы описали в первом томе под названием Таг-Эйван; аркады, окаймляющие главный неф, своими полуовальными очертаниями приближаются к сассанидским сводам и имеют те же пропорции: их стрела почти равна трем четвертям их ширины. Даже крытая галерея, прилегающая к церкви, носит иранский отпечаток; детали, изображенные на рис. 132, дают представление об азиатском характере этой галереи. Одним словом, церковь в Турню — не что иное, как латинский план, приспособленный к иранской идее Таг-Эйвана или, еще точнее, к сирийским копиям этого сасанидского типа.
Рис. 133 |
Рис. 134 |
Если заменить цилиндрические своды церкви в Турню многоугольными куполами, дающими очень слабый распор, и укрепить эти купола на иранских тромпах, получится вид, изображенный на рис. 134 (церковь в Пюи).
Такой же прием, как в Пюи, применен и в церкви Сент-Илэр в Пуатье (рис. 135). Впрочем, в Сент-Илэре подобное устройство нефа явилось результатом перестройки. Первоначально главный неф был перекрыт обыкновенными стропилами, которые лишь впоследствии были заменены сводами. Но пролеты нефа превосходили обычные размеры сводов; тогда, сохранив старые стены, возвели внутри нефа ряд устоев, которые связали по стенам посредством целой сети арок, и уже на этих устоях укрепили ряд куполов.
Благодаря поперечным аркам стены нефов оказались включенными в систему, воспринимающую распор, а остроумное применение внутренних опорных устоев, изящно облегченных, привело к наиболее оригинальным декоративным эффектам из всех, какие когда-либо создавало романское искусство.
Рис. 135 |
Проникновение и развитие византийских типов. — В то время как в Турню и в Пюи проявляется влияние Ирана, во всей области Перигора господствует византийский тип куполов на сферических парусах.
С начала XI в. благодаря торговым сношениям с Венецией, передовыми конторами которой были Лимож и Перигё, во всей области между Нарбонной и Ла Рошелью наблюдается возведение куполов на парусах. Купол возводится с легкостью даже над большим пролетом и обладает небольшим распором; этими двумя его преимуществами пользуются, чтобы уничтожить боковые нефы, свести три нефа в один и осветить его через окна, пробитые непосредственно в стенах здания.
Византийские своды во Франции возводятся не из того материала, что в Византии: на Востоке купола выкладываются из кирпича, во Франции — из камня. Строить каменные купола без кружал труднее, и, чтобы облегчить это, своду придают более или менее повышенное очертание.
В то же время паруса, на которые опирается купол, являются точной копией парусов византийского Востока: в школе Перигора, и только здесь, паруса имеют византийскую форму сферического треугольника. Но, если удалиться от Периюра, сферические паруса встречаются только в отдельных местах — там, где находились византийские колонии; повсюду вне этих колоний романские паруса конусообразны, т. е. иранского типа.
Один из наиболее ранних остатков этой византийской архитектуры в Перигоре находится в Сент-Астье (1010 г.). Чтобы встретить лучше сохранившиеся здания этого типа, надо обратиться к сравнительно более поздней эпохе, но исходный момент хронологически установлен: традиции, сохранившиеся вплоть до XIII в., восходят по меньшей мере к началу XI в.
После Сент-Астье наиболее точно датированный памятник находится в Сен-Жан де Коль (1080 г.). К памятникам, полностью сохранившимся, относятся: Кагор, Суйяк, Солиньяк, собор в Перигё и особенно Сен-Фронт, общий вид которого изображен на рис. 42.
Сен-Фронт — это тот же собор св. Марка, но только исполненный в камне. Перигорский архитектор при постройке, несомненно, пользовался планом, по которому был построен собор св. Марка, а небольшие отступления в пропорциях объясняются применением местной единицы измерения (фут Перигё). Дату Сен-Фронта можно было бы установить по времени постройки св. Марка, если бы была полная уверенность в том, что Сен-Фронт не является основным планом того здания, с которого был скопирован св. Марк; пока же эпоха остается под сомнением, а реставрации, к сожалению, уничтожили последние данные, которые могло дать само здание для решения этого вопроса.
Рис. 136 |
К этой же школе принадлежит Фонтевро, так же как и собор в Ангулеме, а церковь в Лоше продолжает традицию. Разрезы двух последних зданий (рис. 136) ясно показывают те изменения, которые, как мы уже указывали выше, были обусловлены дождливым климатом Франции.
Первые церкви Перигора, вплоть до эпохи Сен-Фронта, покрыты у вершины куполов каменной обмазкой, которая увеличивает уклон ската. Ангулем (рис. 136, А) представляет пример купола, покрытого крышей; а купол в Лоше (В) своей пирамидальной формой напоминает купола сельджуков.
В то время как византийские влияния пересекают наискось восточную Францию и порождают эту художественную колонию в Перигоре, они проникают и в устье Роны: в области Арля прививается тип греческой церкви. Капелла в Аликане, В также капелла на кладбище Монмажура представляют собой абсолютно точное подражание соответствующим кирпичным сооружениям Византии, но только в камне; силуэт византийской церкви, обнаруженный на капители XII в. в Невере, доказывает, что византийское течение проникло вверх по долине Роны к самому центру Франции.
Попытки перекрыть цилиндрическим сводом главный неф и приспособление этой конструкции к требованиям освещения. — Описанные нами восточные образцы при осуществлении их во Франции создавали затруднения, в которых нетрудно отдать себе отчет.
По поводу церкви в Турню мы указывали, как много теряла в своих преимуществах иранская композиция с рядом небольших сводов на арках, как только ее осуществляли в камне, так как для каменных сводов требовались кружала. Но это не было единственным неудобством: необходимость подпирать своды подпружиыми арками обусловливала чрезмерную высоту здания. С обеих этих точек зрения решение оказывалось нерациональным.
Что касается византийского решения при помощи куполов на парусах, — такого простого, когда пользуются кирпичом, — то оно весьма усложняется, как только в качестве материала употребляют небольшие камни: в этом случае становится неизбежной кладка из клинчатых камней, отесанных со всех сторон, что удорожает работу. Мало того, если хотели избежать применения кружал, вынуждены были увеличивать стрелу подъема куполов и терять на лишних каменных работах то, что стремились сэкономить на вспомогательных сооружениях. Решения, заимствованные из кирпичной архитектуры, не могли пригодиться для строительства из камня. И раз только начали применять камень, цилиндрический свод напрашивался сам собою.
Церкви в Пуату и в Шаранте; центральный неф, покрытый глухим цилиндрическим сводом. — На рис. 137 — 140 приведены комбинации, применявшиеся школами группы Пуату (Пуату и Шарант).
Рис. 137 |
Рис. 138 |
В примерах на рис. 137 и 138 центральный цилиндрический свод зажат между двумя рядами крестовых сводов; в примерах на рис. 139 и 140 он зажат между двумя подпорными полусводами; своды трех нефов взаимно уравновешиваются, но главный неф остается без света, — требования освещения принесены в жертву гарантии устойчивости. Такое решение было бы превосходно под небом Востока, во Франции же оно погружало внутренность здания в унылый полумрак, от чего архитекторы вскоре постарались избавиться.
Сен-Савэн представляет вариант Пуату, доведенный до предельной простоты и основанный на применении в боковых нефах крестовых сводов. Центральный цилиндрический свод покоится на арках, пяты которых поддерживаются устоями в виде отдельно стоящих колонн. Крестовые своды боковых нефов образованы пересечением цилиндрических сводов строго кругового очертания и не требуют поэтому разделения подпружными арками, — ни один выступ не прерывает их внутренней поверхности. Устойчивость их обеспечивается контрфорсами с вертикальной передней гранью. Двускатная крыша охватывает всю систему сводов.
Шовиньи и церковь в Пуатье соответствуют тому же общему плану, но отличаются изысканностью в деталях. На рис. 138 показана церковь в Пуатье. Вместо непрерывного цилиндрического свода мы видим здесь свод, прерывающийся подпружными арками; последние отделяют также одну от другой секции крестовых сводов боковых нефов. Устои — не цилиндрической формы; они представляют собой квадратные столбы с приставными колоннами, на которые опираются пяты подпружных арок и архивольтов. Более продуманная система опор состоит из ряда внешних опорных устоев, связанных аркатурой. Здесь, как и в Сен-Савэне, боковые нефы сделаны очень высокими, очевидно для того, чтобы падающий из их окон свет мог достигать центральных частей здания. Следует отметить наличие завершающих стены парапетов, служивших для обороны и составляющих, по-видимому, особенность архитектурной школы Пуату. Эти парапеты увеличивают в то же время нагрузку на стены и способствуют их устойчивости.
Рис. 139 |
Рис. 140 |
Церковь в Вьё Партенэ (рис. 139) отмечает последний шаг к замене полуциркульного цилиндрического свода стрельчатым. В этом здании боковые нефы покрываются уже не крестовыми сводами, а ползучими полуцилиндрическими, которые лучше обеспечивают устойчивость. Кроме того, между контрфорсами и устоями перекинуты связывающие их арки, дополняющие общую систему устойчивости.
Такое же устройство мы находим в церкви Сент-Эвтроп в Сэнте (рис. 140). Единственное различие — в том, что здесь связующие арки заменены простыми гуртами. Как и в Пуатье, контрфорсы соединены попарно наружной аркатурой. Здание построено над криптой, и для этой крипты, где не представляло большого труда воспринять распор, архитектор применил крестовый свод. Одновременное применение сводов двух типов и те условия, при которых используется каждый из них, ясно показывают, почему так долго избегали пользоваться крестовым сводом в больших зданиях: опасались действия его распора; его допускали в крипте, где пяты свода расположены ниже уровня земли, но его не решались возводить на устоях высокого нефа.
Сент-Эвтроп по всем признакам относится к более раннему периоду, чем Вьё Партенэ. В Сент-Эвтропе стрельчатая арка появляется только как очертание главного цилиндрического свода, она допущена лишь из соображений устойчивости; в Вьё Партенэ стрельчатая арка применена к пролетам в угоду одному лишь вкусу.
Район распространения церквей, в которых главный неф не освещен, не ограничивается областями Шарант и Пуату, — простота решения содействовала его широчайшему распространению. На рис. 141 приведен пример церкви Сен-Лу де Но из окрестностей Провэна.
Следует ли объяснить расположение этой любопытной церкви подражанием какому-нибудь памятнику из Пуату? Имеются убедительные аналогии: как в большинстве сооружений Пуату, так и здесь главный цилиндрический свод расчленен подпружными арками, а боковые нефы перекрыты крестовыми сводами.
Как это видно на левой половине рис 141, кровля главного нефа первоначально облегала свод и, несомненно, опиралась на него; чтобы снять со свода эту нагрузку, крышу впоследствии приподняли.
Сен-Лу де Но, так же как и Сен-Савэн, был украшен стенной живописью, а общность стиля этих фресок во всяком случае подтверждает возможность заимствований. Церковь Сен-Лу могла бы быть на севере свидетельством влияний, способствующих образованию архитектурной школы Пуату; мы еще встретимся с этими влияниями в Провансе, где почти все романские церкви в статическом отношении задуманы по системе Пуату; эти же влияния можно проследить вплоть до Швейцарии, в церкви в Трансоне.
Наконец, даже в Оверни романские постройки должны быть отнесены к группе Пуату, может быть — как производные от нее, может быть — и как модели.
Рис. 141 |
Рис. 142 |
Церкви Оверни; центральный неф, обычно лишенный освещения; боковые нефы в два этажа. — В группе Оверни все церкви, за исключением церкви Пюи, являющейся единичным памятником, покрыты цилиндрическими сводами, но лишь в редких случаях они отличаются той легкостью конструкции, которая свойственна сводам Пуату с их облегченными кровлями; овернский свод на своей внешней поверхности покрыт обмазкой со щебнем, непосредственно накрытой кровельной черепицей.
Сооружения Оверни отличаются не только своей мощной конструкцией; план их осложнен еще боковыми нефами в два этажа, и это приводит к расположению, изображенному на рис. 142. На этом рисунке показана церковь в Иссуаре, но все, что мы скажем о ней; в равной мере относится и к Сен-Нектэру и к церкви Нотр-Дам дю Пор в Клермоне, так как все эти здания во всех деталях совпадают одно с другим.
Верхний этаж боковой галереи перекрыт полусводом, нижний этаж — крестовым сводом; и, так же как в церкви Вьё Партенэ, подпружные арки в каждой секции пересекают ползучие своды и как бы воспринимают распор главного цилиндрического свода.
Если удалить крестовый свод, находящийся между первым и вторым этажами, получится такое же решение, как и во Вьё Партенэ. Если же убрать противораспорный полуцилиндрический свод и в то же время приподнять крестовый свод, получится разрез церкви в Пуатье.
Таким образом, овернская система представляет собой как бы сочетание двух решений школы Пуату, или, так как простые решения редко приходят в первую очередь, возможно, что решения школы Пуату явились результатом известного расчленения овернской системы.
Каково было назначение верхнего этажа боковых галерей? Этот этаж открывается в главный неф только узкими аркатурами и еле освещен. Доступ к нему возможен только по неудобным лестницам, причем входная дверь скрыта в темных закоулках; верхние галереи напоминают скорее казематы, чем этаж, открытый для многолюдной толпы.
Не служили ли эти галереи, появившиеся в эпоху, когда благодаря паломничеству развивались связи с Азией, надежным местом для хранения ценных вещей, которые паломники оставляли при отъезде? Мусульмане, предпринимая паломничество в Мекку, еще и в наши дни сдают свои богатства на хранение в мечеть; подобный обычай мог бы объяснить назначение верхних галерей, как складочных помещений. И тот факт, что верхние галереи существуют только до тех пор, пока длятся крестовые доходы, а в XIII в. совершенно исчезают, по-видимому, подтверждает нашу гипотезу.
Следует заметить, что стрельчатая арка редко встречается в овернской архитектурной школе; разве только в главном своде Иссуара (рис. 142) можно отметить почти незаметное ломаное очертание, которое к тому же напоминает мавританскую стрельчатую арку.
Влияние овернской школы распространилось далеко: в Невере — Сент-Этьен, в Лангедоке — церковь Сен-Сернэн в Тулузе и аббатство в Конке, в Испании — Сант-Яго да Компостелла — все эти здания по своим признакам должны быть отнесены к группе овериских церквей. Найти след влияния можно вплоть до Англии, если обратить внимание на план романской капеллы в лондонском Тоуэре, с его боковыми двухэтажными галереями, подпирающими центральный цилиндрический свод.
Мы уже упомянули церковь Сент-Этьен в Невере. Эта церковь (рис. 143), как и церковь Шатель Монтань в Бурбоннэ, отличается существенной особенностью: вместо центрального цилиндрического свода, зажатого между двумя полуцилиндрическими сводами боковых нефов, Сент-Этьен дает цилиндрический свод, приподнятый на достаточно высоких устоях, чтобы получилась возможность, устроить оконные проемы, непосредственно освещающие главный неф. В результате этого повышения свод становится неустойчивым, а трещины на нем показывают, что смелость здесь превратилась в неосторожность. Кроме того, опоры в виде полусводов теряют смысл, если они не приходятся против самой пазухи главного свода; похоже на то, будто здание было задумано с неосвещенными нефами, а во время стройки были внесены изменения для того, чтобы добиться прямого освещения. Дата окончания церкви Сент-Этьен — 1099 г.
Рис. 143 |
Рис. 144 |
Церковь Сен-Сернэн в Тулузе (рис. 144), хор которой был освящен папой Урбаном II в 1096 г., показывает применение овернской системы к пятииефному плану. Во всех боковых нефах верхние этажи перекрыты сводами полуцилиндрического типа, а нижние — крестовыми сводами. При этом верхние галереи, окаймляющие главный неф, открываются в него широкими аркатурами, галереи же в крайних боковых исфах — это настоящие казематы.
В романской архитектуре пятинефный план является совершенным исключением. Нам известны лишь два случая его применения; второй из них относится к Сувиньи в Пуату (рис. 145), где он является результатом пристройки к нижним сторонам здания, состоявшего из трех нефов, двух наружных галерей. Первоначальный план отмечен на рисунке сплошной черной заливкой, а позднейшие пристройки — более светлой штриховкой.
Рис. 145 |
Рис. 146 |
Церкви Южной Франции. — Архитектура Прованса и Лангендока происходит от двух основных влияний: с одной стороны — римских традиций, которые еще жили в руинах, и с другой — смежных архитектурных школ Оверни и Пуату.
Почти все провансальские своды непосредственно покрыты кровлей, и это — не что иное, как продолжение античной практики. Подражанию же античным приемам нужно приписать и систему тех церквей, в которых центральный цилиндрический свод подпирается с боков цилиндрическими сводами, имеющими поперечное направление; так осуществлена система уравновешивания, внушенная сводчатыми залами римлян, в соборе Оранжа (рис. 146, А), и вновь встречается она в Савойе, в аббатстве Отрив.
На юге Франции чаще воспроизводятся приемы архитектурных школ Оверни и Пуату. В Лангедоке их можно встретить в нефе церкви Сен-Назэр в Каркассоне (рис. 146, В); в Провансе не только встречаются церкви с цилиндрическими сводами общего типа Пуату и Оверни, но различаются даже обе разновидности: архаическая — с темным центральным нефом, и более поздняя — с оконными отверстиями. Дата появления этого второго варианта восходит не ранее, нежели к XI в. Два важнейших здания, где он наблюдается, — церковь в Везоне и Сен-Трофим в Арле. Церковь в Везоне, по всей вероятности, была восстановлена после разрушения города в 1160 г., а Сен-Трофим получил свой теперешний вид только после капитального ремонта, произведенного в течение XII в.; от первоначальных конструкций остались лишь старые устои, которые образуют ядро новейших устоев, как это показано на рис. 147.
Рис. 147 |
Сен-Трофим — церковь школы Пуату, видоизмененная лишь в пропорциях и деталях; это та же церковь из Вьё Партенэ (рис. 139), но только здесь приподнят главный неф и пристенные колонны заменены пилястрами. Сходство этих двух зданий поражает: тот же вид большого свода — стрельчатый цилиндрический свод, укрепленный подпружными арками, то же расположение боковых нефов с их сводами полуцилиндрического типа, пересеченными арками. Высокое расположение пят центрального свода делает эти полусводы достаточно неудачными органами для воспринятая распора; представляется, что здесь, как и в Невере, пытались сочетать две несовместимые идеи. Что несколько оправдывает неудобство этой системы в провансальской школе, это почти монолитная конструкция опорных ползучих сводов,
Если бы понадобилось точно определить провансальские церкви, то можно было бы сказать, что это — церкви Пуату, но с массивными сводами и приподнятым цилиндрическим сводом. Таковы основные их черты, которые мы находим в Везоне, в Сен-Поль Труа Шато, в Гард Адемаре и в Сен-Гилем дю Дезер; все эти здания принадлежат к эпохе, когда школа Клюни, подавая пример другим, стала уже отказываться от слишком осторожной конструкции с темным нефом.
Церкви Бургундии и появление в клюнийской школе окон под пятами главного свода. — Мы подошли к архитектурной школе, которая наиболее четко и логично провела смелую реформу типа, установленного архитектурной школой Пуату: приподнятое центрального цилиндрического свода и открытие оконных проемов под его основанием.
Чтобы можно было поднять на значительную высоту пяты, архитекторы школы Клюни для перекрытия центрального нефа пользуются тонким и легким цилиндрическим сводом, покрывая его обмазкой не выше пазухи, и к тому же еще ослабляют распор, заменяя полуциркульное очертание стрельчатым; наконец, они стремятся локализовать силы распора при помощи продольных брусьев, заложенных в опорные стены на уровне основания свода; брусья эти передают распор цилиндрического свода на контрфорсы. Выше мы уже объяснили этот способ локализации сил распора.
Никогда архитекторы клюнийской школы не прибегают в боковых нефах к полу цилиндрическим сводам: подобные своды оказывали бы на устои, на середине их высоты, то опасное давление, которое составляет существенный недостаток неуклюжих статических систем, применявшихся в Невере и в Провансе. Поэтому у клюнийцев своды боковых нефов всегда крестовые.
Именно в клюнийской школе появляется стрельчатое очертание. При этом его применяют не только к цилиндрическим сводам главных нефов, но также и к головным аркам крестовых сводов в боковых нефах; в одних случаях это делается из статических соображений, в других — ради красоты очертаний. Этим и ограничивается применение стрельчатого очертания; архитекторы школы Клюни никогда не пользуются им ни для оконных и дверных проемов, ни для чисто декоративных аркатур; представляется, что они применяют его только в силу необходимости, но в то же время они первые пользуются им в широком масштабе.
В клюнииских зданиях между арками и окнами главного нефа проходит фриз с просветами, так называемый трифорий; назначение его — освещать чердаки над сводами боковых нефов. Этот прием клюнийская школа позаимствовала у овернской, которая освещала верхние галереи боковых нефов проемами, выходящими в центральный неф. В провансальской школе, где не допускается крыша над сводами боковых нефов, трифорий, разумеется, теряет свой смысл.
Рис. 148 |
Рис. 149 |
Рис. 148 и 149, которые мы привели для характеристики клюнийского плана церквей, изображают церкви в Солье и в Парэ ле Мониаль.
В Солье (рис. 148) клюнийский тип представлен в его наиболее строгой форме и с таким совершенством деталей, которое никогда не было превзойдено в романском искусстве.
В Парэ ле Мониаль (рис. 149) проявляется все богатство этой архитектуры. В обоих случаях свод имеет ясно выраженное стрельчатое очертание, головные арки сводов боковых нефов принимают также стрельчатое очертание, но все проемы окон и дверей, все декоративные аркатуры полностью сохраняют полуциркульное очертание.
Следует отметить, с какой осторожностью сделаны отверстия в стене, служащей опорой для цилиндрического свода главного нефа: в каждой секции — лишь одно окно, лишь один проем трифория. Опорная стена служила главным элементом устойчивости здания, и архитектор старался не ослаблять ее; в Парэ он наметил в каждой секции по три окна и по три просвета в трифории, но решился сделать только по одному отверстию.
Мы изобразили обе церкви — в Солье и в Парэ — с их первоначальными крышами. Подобно крышам церквей в Пуату, эти крыши облегали свод главного нефа и, несомненно, опирались на его внешнюю поверхность. Их вес увеличивал распор, и впоследствии пришлось заменить их стропильными деревянными фермами. Но в Солье еще до сих пор сохранились остатки наружных стен по сторонам свода и имеется явное указание на первоначальную систему перекрытий.
Систему освещения цилиндрических сводов, которая применялась строителями в Клюни, мы заметили в архитектуре Оверни (Шатель Монтань, Невер) и в провансальской (Сен-Трофим, Везон, Сен-Гилем). Но какой школе принадлежит эта идея?
По-видимому, вопрос этот должен быть решен в пользу Клюни. Вне этой школы можно найти только такие церкви, где неудачное сочетание главного цилиндрического свода на повышенной стене с полуцилиндрическими сводами опорного назначения является почти противоречием, одной из тех неувязок, которые характерны для решений «из вторых рук»; таковы церкви Сент-Этьен в Невере и провансальские церкви.
В архитектурной школе Клюни, наоборот, все гармонично, во всем ощущается последовательность осуществления определенного замысла, — здесь он, наверное, и зародился. Этот вывод подтверждается и датами.
В церкви Клюни, заложенной в 1089 г., хор был закончен в 1095 г. Дата освящения совпадает с приездом папы Урбана II во Францию в связи с церковным собором в Клермоне и на несколько лет предшествует освящению церкви Сент-Этьен в Невере. Церковь же в Парэ была освящена в 1104 г., церковь в Шаритэ — в 1107 г.; следовательно, идея зародилась в школе Клюни, откуда она и была передана в Невер и в Прованс.
Системы крестовых сводов. — Чтобы достигнуть непосредственного освещения нефов, казалось естественным обратиться к крестовому своду. Еще народы древности пользовались этим приемом, и мысль о подражании им, несомненно, должна была появиться уже в раннюю пору.
Но Запад вступил на этот путь с опаской. Западные конструкторы постоянно применяли этот свод для перекрытия узких секций боковых нефов, где незначительность пролетов гарантирует прочность и где распор невелик. Но как только дело касалось больших нефов, строители всегда начинали колебаться.
Во Франции церкви с крестовыми сводами над центральным нефом встречаются только в отдельных случаях, как подлинные исключения. Единственной страной, где этот принцип был проведен последовательно, является Палестина.
Палестинские церкви с крестовыми сводами. — Церковь св. Анны в Иерусалиме (рис. 150) представляет собой тип палестинских церквей во всей его чистоте. План ее во всех отношениях соответствует условиям страны, где дожди редки и где нет строевого леса: никаких элементов стропил, все своды, как в главном нефе, так и в боковых, покрыты простыми террасами. Своды боковых нефов покрыты облицовкой, которой придана почти горизонтальная поверхность n которая образует платформу, откуда непосредственно начинаются пяты крестового свода центрального нефа. Трудно представить себе конструкцию более простую и в то же время более солидную. В основном она совпадает с конструкцией сводчатых базилик римлян.
Особенностью этой сирийской архитектуры является стрельчатое очертание всех арок; ломаная арка господствует здесь безраздельно. Указанные черты присущи церквам в Лидде и в Абу-Гоше, церквам Марии Великой и Магдалины в Иерусалиме, храму св. Гроба.
С трудом можно отыскать среди зданий, возведенных крестоносцами в первые годы их пребывания здесь, несколько комбинаций цилиндрических сводов (Джебеил и, может быть, Бейрут); все церкви Палестины, за этими весьма редкими исключениями, перекрыты крестовыми сводами и плоскими кровлями, без единой полуциркульной арки.
Рис. 150 |
Рис. 151 |
Строителями большинства этих церквей были клюнийские монахи, но при сооружении их они подчинились влиянию местных традиций. Мы уже видели в Сирии, начиная с римской эпохи, крестовый свод из тесаных клинчатых камней и даже стрельчатую арку. Стрельчатая арка и крестовый свод из клинчатых камней сохранились в Сирии вплоть до наших дней. Крестоносцы нашли эти приемы укоренившимися здесь, они им подчинились, и их роль свелась к приспособлению этих приемов для строительства своих церквей.
Возможно, что этот процесс слияния совершился еще в период массового паломничества, предшествовавшего крестовым походам. Исследования Маусса позволяют предполагать, что церковь Анны построена до крестового похода 1099 г., а главный фасад храма св. Гроба в такой малой степени является творением крестоносцев, что мы можем прочесть на нем следы искажений, произведенных крестоносцами для того, чтобы включить его в их новую церковь.
Романские элементы существовали до крестовых походов, а Палестина являлась для романской архитектуры не только колонией, но, по-видимому, также и центром ее формирования.
Западные церкви с крестовыми сводами. — Церковь в Везлэ (рис. 151), в которой впервые на Западе встречается сирийский тип, главный неф, покрытый крестовыми сводами, по дате точно совпадает с церковью Парэ ле Мониаль, имеющей цилиндрический свод; обе церкви были освящены в 1104 г., обе построены архитекторами клюнийской школы.
Западные архитекторы, перенося сирийское решение во Францию и считаясь с климатическими условиями ее, стали надстраивать над сводами крыши. Не только покрывали крышей центральный свод, но и над боковыми устраивали чердаки с односкатными навесами. Эта надстройка, кажущаяся на первый взгляд маловажной деталью, привела вот к каким последствиям:
1) крыша, покрывающая главный неф, опирается на наружные стены по сторонам свода; если придать своду стрельчатое очертание, пришлось бы чрезмерно приподнять и эти стены; ввиду этого остановились на очертании, близком к полуциркульному, имеющем недостатки с точки зрения величины распора;
2) при сирийской системе, когда своды боковых нефов покрыты простыми террасами, можно было расположить пяты главного свода на уровне верхней поверхности боковых сводов; наличие чердака с односкатной крышей заставляет приподнять эти пяты на высоту ее ската, в ущерб устойчивости.
Таким образом, с одной стороны, возрастает усилие распора, с другой — повышаются устои; условия уравновешивания, превосходные в сирийской системе, здесь становятся вдвойне неблагоприятными. Тщетно пытались предупредить опасность путем укрепления пят свода затяжками, скобы которых сохранились до наших дней; эти затяжки, к тому же помещенные слишком низко, были недостаточны, своды грозили скоро разрушить свои устои, и для спасения их пришлось подпирать их каменными столбами-аркбутанами, к которым мы еще вернемся в связи с происхождением готических приемов конструирования.
Пример Везлэ не создал школы и отнюдь не ускорил прогресса в конструкциях на Западе; возможно даже, что он затормозил его, зародив недоверие к новым приемам.
Анзи ле Дюк — одно из редких зданий, где был применен крестовый свод, но здесь его размеры были так малы, что опасаться было нечего. В Тиль-Шателе приняли среднее решение: традиционный цилиндрический свод и в нем простые люнеты. В Шатонефе в Брионнэ заметны робкие попытки пересечения сводов.
В здании в Васси можно прочесть колебания архитектора: сначала была испробована система крестовых сводов, как в Везлэ, затем она была из осторожности отвергнута, и лишь в готическую эпоху к ней вернулись снова, но уже с другими приемами конструкции, основанными на применении нервюр.
Церкви с крестово-парусными купольными сводами. — В то время как развивалась архитектурная школа Клюни, на Рейне формировалась романская архитектура на почве традиций, оставленных той византийской колонией, которую создал в своей столице Карл Великий.
Инициатором рейнского возрождения явился император Генрих IV. Он вызвал там такое же движение, как аббаты Клюни в Бургундии. В его царствование, т. е. до 1106 г., базилики в Шпейере и Майнце были заменены зданиями, целиком перекрытыми сводами.
Своды, которые он приказал возвести над главными нефами, были, по всей вероятности, далеко не совершенны, так как их пришлось перестроить еще до конца XII в.; за очень редкими исключениями, все дошедшие до нас своды рейнской архитектуры восходят, самое позднее, именно к этому времени.
Рис. 152 |
На рис. 152 (неф в Шпейере) показаны конструкция и система уравновешивания сводов, принятые рейнской архитектурной школой. Чтобы уменьшить распор, она применяет очень повышенный крестовый свод, почти куполок на парусах, а чтобы обеспечить равновесие, она никогда не отказывается от устройства массивных устоев, как бы много места они ни занимали.
Секция главного нефа квадратна в плане и соответствует двум секциям боковых нефов; между двумя устоями, несущими большой свод, находится промежуточный устой, который поддерживает пяты сводов бокового нефа; продолжаясь кверху, этот устой образует опору, противодействующую опрокидыванию стен главного нефа, и достаточно прочно присоединяет их к системе, уравновешивающей распор.
Чередуются устои с различной нагрузкой и соответственно с различным сечением. Предполагают, что в Шпейере они первоначально были все одинаковы и что более тонкие устои остались от постройки Генриха IV, а более массивные образовались путем укрепления при возведении ныне существующих сводов. Как бы то ни было, это чередование различных устоев придает рейнским сооружениям своеобразный характер.
Обращает на себя внимание внешняя галерея, которая тянется под кровлей и составляет одну из характерных черт рейнских зданий; это чистейшая декорация, предназначенная для заполнения пространства между окнами и карнизом, которое становится значительным благодаря большой стреле подъема сводов. Эти здания до чрезмерности мощной конструкции производят впечатление самого сурового величия (романские части Страсбургского собора и др.).
Рейнская архитектура вводит нас в XIII в. В это время готические приемы уже победили в центральной Франции: Иль де Франс и смежные с ним провинции уже владеют всеми приемами конструкции при помощи нервюрных сводов и аркбутанов. В готической архитектуре мы проследим, как видоизменялась секция; чтобы завершить обзор романских строительных систем, нам остается бегло осветить устройство абсиды и хора.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Добавить комментарий