Хор и апсида а архитектуре романских церквей

В античных базиликах полусводами перекрывались только крайние абсиды. В начальную пору романского искусства в церквах перекрывалась сводами только часть, отведенная святилищу. В примерах, показанных на рис. 153 и 154, хор, как и неф, перекрыт деревянными стропилами.

На рис. 153 (Сен-Женеру) показана конструкция хора и святилища, доведенная до предельной простоты. Здесь имеется только один неф, и между ним и хором находится только одна стена с проемами. Святилище состоит из главной абсиды с двумя примыкающими к ней по сторонам меньшими абсидами, которые, возможно, даже не служили капеллами, а были складочным местом для церковных книг и облачений.

Следующий пример (рис. 154Виньори) показывает более сложный план: независимо от главной абсиды и двух ее ризниц, мы видим позади капеллу и, как подступ к ней, полукруглую обходную галерею. Хор еще перекрыт открытыми стропилами, и только абсиды и обходная галерея перекрыты сводами.

Хор и апсида а архитектуре романских церквей. Сен-Женеру
Рис. 153 
Хор и апсида а архитектуре романских церквей. Виньори
Рис. 154

Как и в предыдущем примере, только одна поперечная стена указывает, где заканчивается неф и начинается хор; материальное ограждение алтаря, в виде византийского иконостаса, западной архитектуре было, по-видимому, чуждо.

В Нормандии, где обходная галерея отсутствует, церковь в конечной своей части отличается от первоначальных базилик только двумя заметными особенностями: удлинением концов креста, образующих хор, и повышением секции, соответствующей месту пересечения ветвей креста с главным нефом. Четыре большие арки, опирающиеся на массивные устои, обрамляют эту центральную секцию, которая снаружи отмечается квадратной надстройкой, увенчанной шпицем. В Жерминьи ле Прэ (рис. 155) наблюдаются попытки перекрыть сводами хор и святилище.  Церковь имеет форму греческого креста с четырьмя абсидами по торцам. Ветви креста покрыты цилиндрическими сводами, а освещающие их окна прорезаны в щековых стенах.

В месте пересечения нефов надо было отказаться или от непосредственного освещения или от свода. Предпочтение было отдано освещению, и над местом пересечения была возведена центральная башня-фонарь. Хотя эта башня и не имеет свода, она все же тяжело ложится на несущие ее четыре арки и этим чрезвычайно увеличивает их распор. Распор же становится тем менее опасным, чем ниже он приложен; Отсюда возникает своеобразное расположение основания башни, начинающегося внутри самого здания.

Благодаря этому приему обеспечивается устойчивость; четыре стороны основания, облегченные изящно обработанными проемами, прорезают нефы наверху, наподобие весьма своеобразных экранов.

Хор и апсида а архитектуре романских церквей. Жерминьи ле Прэ
Рис. 155
Хор и апсида а архитектуре романских церквей. Нотр-Дам дю Пор в Клермоне
Рис. 156

В церкви Нотр-Дам дю Пор в Клермоне (рис. 156) центральная  секция   представляет,   как  и   в   Жерминьи,   квадратную башню, основание которой покоится на четырех больших арках, расположенных внутри нефа. Общий план и проемы основания — такие же, но здесь самая башня перекрыта сводом, и ни одно окно не открывается в центральную секцию.

На нашем рисунке показано, каким образом выведен купол церкви  Нотр-Дам  дю  Пор.   Спереди  и   сзади   купол  поддерживается цилиндрическими сводами нефа и святилища. С боковых сторон казалось возможным укрепить его такими же сводами над поперечными концами креста. Но эти своды меньшей высоты, чем своды главного нефа, и поэтому возникло опасение, что они будут примыкать к своду слишком низко. Вместо того чтобы продолжить своды над поперечными концами креста до основания башни, их прервали по линии бокового нефа и закончили щековой аркой, а от тимпана этой арки возвели кверху ползучий свод, который и является боковым упором для купола.

Все в этой конструкции мастерски согласовано, и даже готическая архитектура впоследствии не проявила более глубокого понимания распределения усилий распора, не подыскала более уместных приемов для их уравновешивания.

Нужно признать, что в этих предосторожностях было кое-что чрезмерное, и поэтому архитектурные школы Пуату и Оверни их избегают. Отмечая, как правило, место пересечения нефов повышенным куполом, они не прибегают ни к упомянутому выше устройству основания башни на арках, ни к опорным полуцилиндрическим сводам, — они довольствуются усилением устоев.

Нужно также отметить, что во всех школах, где господствует цилиндрический свод (Овернь, Пуату, Прованс, Шарант), купол, отмечающий пересечение нефов, всегда расположен на конических парусах; купол на сферических треугольных парусах составляет особенность византийской школы Перигора и палестинской школы. Нам известна лишь церковь Сен-Савэн, в которой купол над перекрестьем сводов заменен крестовым сводом.

Что касается абсид, то в архитектуре Запада они вырисовываются снаружи в виде круглых полубашен; абсиды с многоугольным внешним контуром свойственны исключительно романской школе Палестины.

Вернемся к общему плану расположения и попытаемся понять ту мысль, которой руководились романские строители в только что рассмотренных нами случаях. Трудность заключалась — в отношении как святилища, так и нефа — в том, чтобы перекрыть их сводами, не лишая их, однако, света; возникла эта трудность лишь тогда, когда появилась обходная галерея вокруг хора.

Существуют церкви с обходной галереей, где и абсиды и неф лишены прямого освещения, например в Пуатье. Но в некоторых случаях делаются попытки осветить абсиду. На рис. 156 показан общий план церкви Нотр-Дам дю Пор, где под сводами абсиды прорезаны окна, тогда как неф остается темным. То же самое имеет место в Сен-Савэне, Сен-Сернэне, Конке и Сент-Эвтропе: менее опасались усилий распора сферического купола, чем цилиндрического свода. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)